Для учителей начальной школы

Правописание безударных гласных в корне слова. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Единица содержания: способы проверки безударных гласных в корне слова.

Цели урока:

обучающий аспект:

  • уметь ставить в словах ударение и определять безударную гласную(познавательные УУД);
  • уметь находить корень слова(познавательные УУД);
  • уметь применять алгоритм подбора проверочных слов к словам с безударной гласной в корне слова(познавательные УУД);

развивающий аспект:

  • развивать учебное сотрудничество в процессе парной и групповой работы с одноклассниками (личностные и регулятивные УУД );
  • развивать умение работать самостоятельно, осуществлять свою учебную деятельность, контролировать и оценивать её результат (регулятивные УУД);
  • развивать фонематический слух, внимание при работе над подбором проверочного слова (познавательные и регулятивные УУД);
  • развивать мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение при выполнении различных заданий ( познавательные и личностные УУД).

воспитывающий аспект: воспитывать культуру общения (коммуникативные УУД);

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Этапы урока: п

  1. роверка домашнего задания;
  2. подготовительный этап;
  3. применение знаний;
  4. итог на рефлексивной основе;
  5. домашнее задание.

Библиография и интернет-ресурсы:

  1. Журжина Ш., Костромина Н. “Дидактические материалы по русскому языку. 1-2 классы”, М.: Илекса, 1998;
  2. Полуянова О. “Безударные гласные, проверяемые ударением. Тренажер для учащихся 2-4 классов”, М.: Издательство “Ювента”, 2009;
  3. http://out-of-school.area7.ru/?m=2395;
  4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/09/23/formirovanie-umeniy-kooperatsii;
  5. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA
  6. %D0%B8&stype=image&lr=213&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw-1920-sh-1200-ww-1793-wh-1080-pd-1-wp-16x10_1920x1200&redircnt=1429516676.1
  7. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D1%8F%D1%87%D0%B8&suggest_reqid=50997722135625929667482050331479&uinfo=sw-1920-sh-1200-ww-1793-wh-1080-pd-1-wp-16x10_1920x1200
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E8%EA_%CF%EE%E1%E5%E4%FB

Ход урока

Этап проверки домашнего задания
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Слайд 1.

- Сегодня на нашем уроке много гостей. Давайте, ребята, поприветствуем их.

Теперь друг другу улыбнёмся.
Я желаю вам успешной работы.

Наш урок мы начнём с проверки домашнего задания. Напомните, что нужно было выполнить в домашней работе.

Слайд 2.

Похвалили

Полдня р…совал я
Красавца коня.
И все за р…сунок
Хвалили меня.
Сначала мне мама
Сказала сл…вечко:
- Чудесная, Мишенька,
Вышла …вечка!
Но с тем же рисунком
Я к папе пошёл;
И папа ск…зал мне
- Отличный козёл!
Потом похвалила
Малышка – с…трёнка:
- Ты очень х…р…шего
Сделал к…тёнка!
И братец мой старший
Меня похвалил -
Зевнул и сказал:
- Неплохой кр..к..дил.
(В. Серова)

Слайд 3.

- Какие слова вы выписали в первую группу?

- Какие слова вы выписали во вторую группу?

Из стихотворения “Похвалили” выписать слова с пропущенными буквами.

Одна группа выписывала слова с безударной гласной, которую нельзя проверить, другая – с проверяемыми безуд. гл. в корне слова.

 

 

 

 

 

 

 

Нельзя
проверить
Можно
проверить
Рисовал
рисунок
хорошего
крокодил
Словечко
овечка
сказал
сестрёнка
котёнка
Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности

1. Установление связи между изученным учебным материалом и данной темой.

Как можно назвать первую группу слов?

Как можно назвать вторую группу?

Приложение 1.

 

 

 

 

Что объединяет эти группы слов?

Итак, тема нашего урока: Слова с безударной гласной в корне слова.

Слайд 4.

Сколько гласных букв в русском языке?

Все ли эти гласные надо проверять?

Минутка чистописания:

Безударных гласных пять,
Тех, что нужно проверять.
Вы запомните, друзья,
О Е И А Я.

 

(Данная схема выстраивается (после дополняется) на магнитной доске)

 

Это слова с безударной гласной в корне слова.

 

 

10 гласных

Нет, только А О Е И А Я

2. Постановка целей.
Ребята, а тема нашего урока нам знакома?

Слайд 5.

Давайте, поставим цели нашего урока.

Выберите слова, которые будут их определять:

  • УЗНАТЬ
  • ПОВТОРИТЬ
  • ПРИМЕНИТЬ ЗНАНИЯ

Слайд 6.

Какие знания и умения нам для этого нужны, вы ответите через минуту, поработав в паре.

Работать будем по такой схеме

Что она обозначает?

 

Также на уроке мы будем пользоваться следующими правилами( прочитайте).

Слайд 6

Задание “Мы умеем”.

(Это задание дети выполняли в Notebook).

Отметьте те умения, которые помогут нам грамотно записывать слова с безударной гласной в корне слова:

- Уметь ставить ударение в словах.

- Уметь пользоваться алфавитом.

- Уметь выделять корень слова.

- Уметь отличать слова с безударной гласной в корне слова от других слов.

- Уметь делить слова на слоги.

- Уметь подбирать проверочные слова.

 На ваших партах лежат оценочные листы. За каждый правильный ответ-1 балл.(max-4 балла)

Приложение 2.

Используя ваши ответы , давайте дополним нашу схему.

 Что для этого надо сделать?

Приложение 1.

Да

Цели:

1. Повторить все, что знаем о безударных гласных в корне слова.

2. Применять свои знания, выполняя задания.

Каждый участник работает над одним заданием.

ПРАВИЛА работы в группе (в паре)

1. Внимательно слушать задание.

2. Участвует каждый.

3. Уважительно относиться к мнению каждого участника группы.

4. Уметь спокойно договариваться.

 

 

 

Проверка задания:

Слайд 6. Задание “Мы умеем” - выход по гиперссылке.

Работая в парах, ребята отмечают:

- Уметь ставить ударение в словах.

- Уметь выделять корень слова.

- Уметь отличать слова с безударной гласной в корне слова от других слов.

- Уметь подбирать проверочные слова.

Дети оценивают свою работу.

Этап применения знаний
Сейчас мы с вами будем применять наши умения.

Для этого мы будем работать в трёх группах, у которых будет своё задание.

Пересядьте, пожалуйста, в свои рабочие группы.

(Группы разного уровня. Подобраны заранее с учётом результатов прохождения темы)

Работать мы будем с одной сказкой.

Я вам её сейчас прочитаю:

Чужак

Собрались родственники. Подводник с Водицей беседует. На гармошке Водитель наигрывает. Водичка по камушкам скачет. Даже Водяной пожаловал.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила:

-Ты, - говорит, - дружок, к нам по ошибке попал. Ты не наш родственник.

Пошёл чужак, пригорюнился.

Слайд 7.

Задание для групп:

1 группа.

Найдите в сказке родственников. Докажите, что это родственники.

2 группа.

Кто в сказке не является родственником? Почему его не сразу заметили?

3 группа.

Найдите имя родственника, которое будет являться проверочным для всех родственников этой сказки.

Учащиеся расходятся по группам.

Докажите это, используя схему.

Приложение 3.

Проверка работы.

Слайд 8.

Приложение 2.

Оценка работы в группе:

  • Задание выполнено верно-2 балла;
  • Задание выполнено с ошибкой – 1 балл;
  • Задание не выполнено – 0 баллов.

ФИЗМИНУТКА

  1. А КАК надо проверять безударную гласную?
  2. Какие способы проверки вы знаете?
  3. Как мы будем изменять слова?

Приложение 1.

Слайд 9.

 

 

 

 

 

 

Теперь давайте потренируемся в подборе проверочных слов.

Приложение 4.

Задание.

Подбери проверочные слова к словам с пропущенными буквами.

1 вариант

Дв...ры-

м…чи-

стр…на-

р…ка-

2 вариант

Гр..бочек-

к…тёнок-

сн…жинка-

ог…нёк -

3 вариант

Ст..рушка-

ч…стота-

св..тить-

м…лыш-

Проверка. Каким способом вы пользовались?

Слайд 9.

Оцени свою работу. (Правильно подобранное слово

- 1 балл, max - 5 баллов).

Приложение 2.

Выполнение заданий учащимися.

Проверка работы.

 

 

Слайд 8.

Учащиеся оценивают свою работу.

 

 

 

   

  1. Один - много
  2. Маленький – большой
  3. Разные части речи

 

 

Учащиеся выполняют задание.

 

 

 

  

Учащиеся осуществляют взаимопроверку в своём варианте.

Ученики оценивают свою работу.

Итог на рефлексивной основе.
Подведём итоги:
  1. Какие цели в начале урока мы перед собой ставили?
  2. Как вы думаете, мы их достигли или нет?

Слайд 10.

Приложение 2.

Посчитайте все свои баллы.

  • 10-9 баллов – 5,
  • 8-6 баллов – 4,
  • 5-4 баллов – 3,
  • менее 4 баллов – 2.

Путь к знаниям часто сравнивают с покорением горных вершин.

Перед вами одна из высоких вершин горной системы Тянь-Шань – Пик Победы (7 439м). Определите своё место на этой вершине:

  • вершина – у меня всё получилось, я собой доволен;
  • склон – работал хорошо, но надо ещё поработать с этой темой;
  • подножье горы – нужно много повторить .

Домашнее задание

Приложение 5.

Дифференцированное домашнее задание:

1. Для тех ребят, кто затруднился (или допустил ошибку) в работе над сказкой:

Из каждой группы слов выпиши только однокоренные слова:

  1. Г… ра, г…рюшко, г…рка, г…ристая.
  2. С…р, нас….рил, сс…ра, с…ринка, с…рняки.
  3. Л…сник, л…сок, л…сенка, перел…сок, л…совичок.

Выдели в этих словах корень. Подчеркни для каждой группы слов проверочное слово.

2. Для тех ребят, кто затруднился в самостоятельном подборе проверочных слов:

Подбери к словам с безударной гласной проверочное слово:

  1. Д…брота-
  2. гр…чи-
  3. гл…застый-
  4. зв…зда-
  5. ск…льзит-
  6. пол…тели-

Спиши пары слов, выделяя в них корень и обозначая ударение и безударную гласную, которую проверяли.

3. Для тех ребят, кто выполнил все задания без ошибок:

Спиши словосочетания, выбирая букву, обозначающую безударный гласный звук. Напиши проверочные слова:

  • Л(е,и)сная тр(а,о)пинка –
  • т(е,и)гриные сл(е,и)ды-
  • ст(а,о)льные м(е,и,я)чи –
  • гр(а,о)чинное гн(е,и)здо-
  • по(е,и,я)вилась р(а,о)са-

Выдели в словах корень, обозначь безударную гласную и поставь ударение.

Слайд11.