Открытое интегрированное коррекционно-развивающее занятие по укреплению и сохранению психологического здоровья детей 4–5 лет «Путешествие в cтрану Дружбы»

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (62,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


В результате своей работы по исследованию межличностного общения детей в группах среднего дошкольного возраста выяснилось, что большинство детей испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими, из-за своего социального статуса (низкая самооценка, замкнутость, неуверенность в себе и своих силах, проблем с самоидентификацией, и восприятием своего “Я-образа”).

В связи с этим возникла необходимость создания комплексной программы оптимизации общения в рамках всего дошкольного учреждения.

Целью программы является оптимизация взаимоотношений в сфере “ребенок – ребенок”, гармонизация самооценки, повышение “социального статуса” ребёнка, который имеет трудности в кругу своих сверстников. Программа способствует успешной социализации и адаптации.

Структуру занятий можно представить в виде последовательных этапов. В данной статье представлено одно занятие из программы, которое способствует гармоничному развитию детей дошкольного возраста.

Методики выбраны в соответствии с возрастом детей и дополнены авторскими методами в соответствии с общей программой МБДОУ и годовыми целями и задачами работы педагога-психолога.

Данное занятие можно использовать как итоговое занятие коррекционно-развивающих программ по темам: “Счастливый ребёнок”, “Социализация детей”, “Креативный ребёнок в гостях у сказки”, а также как самостоятельное развивающее занятие для детей, которые имеют трудности в успешной адаптации к новым условиям ДОУ.

Критерием выбора детей для коррекционно-развивающей группы является: а) дети, которые имеют трудности в общении; б) трудности в развитии познавательной сферы; в) трудности в эмоционально-волевой сфере.

Как правило, чёткого разграничения эмоционально-волевой и познавательной сфер не существует. Мы разделяем эти сферы условно, так как у ребёнка которому тяжело найти общий язык со сверстниками, чаще всего бывают проблемы и в развитии речи (как в познавательном процессе), так и в эмоционально-чувственной и волевой сфере. И наоборот, дети, которые имеют трудности в восприятии мира, окружающих людей, с низким уровнем чувственного развития тяжело адаптируются к образовательному процессу в новых условиях ДОУ.

Коррекционно-развивающая программа помогает детям научится заботится о себе, о своём здоровье, лучше понимать себя и окружающих. Ребёнок учится социальному опыту, умению прощать и извиняться, оказывать поддержку, сочувствовать другим, формируется позитивное настроение, самооценка и взгляд на жизнь [2][3][4].

Хочется отметить, что данный комплекс мероприятий в своей работе может использовать педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель. Но, для психолога занятие несёт также и диагностическую функцию. Педагог-психолог обращает внимание на то, как взаимодействует ребёнок с другими детьми, какие цвета выбирает при работе с карандашами, красками, как отвечает на вопросы.

То есть, психодиагностическая деятельность является одной из важных задач, решаемых с помощью процесса наблюдения. Конечно, когда психолог вовлечён непосредственно в игровую деятельность, то возникают плюсы и минусы такого наблюдения.

Во-первых, он является организатором самого процесса игры, и ему сложно отслеживать, например, со стороны, групповую динамику.

Однако, есть и положительный момент, психолог может хорошо рефлексировать чувства и эмоции детей в ходе игры, принимая в ней активное участие [2][3][4].

Для организаторов занятия особо почеркну, зал должен быть подготовлен зараннее. Желательно, разделить помещение на 5 зон: зона обсуждения (стулья по кругу), зона игры, зона релаксации, зона изо-деяльности, зона для танца.

Тема: “Умею ли я дружить?”.

Вид занятия: подгрупповое коррекционно-развивающее психологическое занятие (интегрированное).

Цель: научить детей понятиям “дружба”, “друг”, “человек, с золотым сердцем”, “партнёр”. Развивать коммуникативные навыки, чувство сплочённости, уважения к себе и другим. Воспитывать вежливость, умение сопереживать, чуткость. Обогащать словарный запас детей. А также формировать уверенное мнение о себе (позитивная самооценка), умение оперировать местоимением “Я”.

Целевая аудитория: дети среднего дошкольного возраста (4- 5лет).

Количество детей: 8 человек.

Оснащение: краски, шаблон в форме сердечка (8 шт.), кисточки, стаканчики с водой, 8 пар разного цвета волшебных ботиночек, красные шелковые ленты (для повязки на глаза), кубики цветные (для создания волшебных домиков), медальки для сюрпризного момента, аудиотехника (диск, с пошаговой записью композиций), подушечки для релаксации, сюжетные картинки для беседы, кисточка феи (из цветных ленточек), парафиновая свеча в форме цветка.

Время проведения: 40 мин.

Музыкальное оснащение: диск с записанной музыкой (список композиций приведён в конце в соответствии с ходом занятия).

Ожидаемые результаты:

- Во-первых, дети освоят навык групповой работы, работе в парах. Повышается эмоциональный фон настроения ребёнка, самооценка. Появляется чувство уверенности в своих силах. Дети учатся доверию. Происходит тренировка и активизация памяти, логического мышления, воображения. То есть, развивается познавательная сфера, а также эмоционально-волевая. Дети овладевают коммуникативными навыками. Учатся межличностному общению. Происходит успешная адаптация и социализация. Снимается мышечное напряжение и зажатость.

- Во-вторых, воспитатели (педагоги) научатся технологиям проведения некоторых игр, которые способствуют повышению уровня социальной адаптации ребёнка к новым условиям ДОУ. Педагоги вполне могут использовать опыт психолога в работе с детьми.

Например: игры, способствующие сплочению; упражнения, для развития речи, памяти, мышления, воображения; минутки “психогимнастики” для расслабления после факультативных занятий. То есть происходит обмен опытом.

Открытое занятие было проведено педагогом-психологом в 2013 году. Отзыв коллег был положительным, содержал рекомендации к тиражированию опыта. В 2014 году интегрированное занятие было опубликовано в специализированном издании: Всеукраинская газета для психологов, воспитателей, “Психолог дошкольный”: “Коррекционно-развивающее занятие Путешествие в Страну Дружбы” № 1(54) января 2014.

Вошло в авторскую психолого-педагогическую развивающую программу “Креативный ребенок в гостях сказки”, которая готовится к публикации в 2016 году.

В ноябре 2014 года данная методическая разработка участвовала в Общероссийском конкурсе “ЛУЧШАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 2014 ГОДА”. Награждена дипломом III степени ОБЩЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА “ЛУЧШАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 2014 ГОДА”. (Разработка группового занятия с презентацией. Коррекционно-развивающее занятие по укреплению и сохранению психологического здоровья детей 4-5 лет “Путешествие в страну Дружбы”).

Ключевые вопросы: “Хорошо ли обижаться?”, “Умею ли я мириться?”, “Как вы думаете, какого человека можно назвать человеком с большим, золотым сердцем?” или “Как вы думаете, кто такой человек с золотым сердцем, каким он является?”, “Почему?”, “А у вас есть золотое сердце?”

План проведения (сценарий) или сценарный план:

1 этап. Психолог приглашает детей отправиться в путешествие по сказочной стране, которая называется Дружба. Дети заходят в зал, становятся в круг, берутся за руки, и приветствуют друг друга. Приветствие. Упражнение “Улыбка по кругу” [3, с. 75].

Цель: воспитание приветливости, доброты.

После этого все садятся в круг на стульчики, и начинается беседа по картинке с репродуктивными вопросами: “Хорошо ли обижаться?”, “Умею ли я мириться?” и.т.д. Учим понятия “друг”, “друзья”, “дружба”, [5; карточка № 10], “человек с золотым сердцем” [4; с.54-55]. Учим правила добрых друзей:

- никого не обижай;

- будь добрым;

- не будь жадным;

- помогай другим;

- будь приветливым и весёлым.

“Беседа про людей с золотим сердцем”.

Цель: выучить понятия “золотое сердце”, развивать групповую динамику, навыки общения, воспитывать добропорядочность, взаимопонимание.

“Беседа о дружбе, друзьях”

Цель: научить детей понятиям “друг”, “друзья”, “дружба”; воспитывать добропорядочность, отзывчивость; развивать чувство юмора, и уважения друг к другу [3, с. 80-85].

После чего минутка здоровья “Психогимнастика”. Пальчикова игра “Гости” со стихом “Стала Маша гостей приглашать…” [6], Пальчиковая игра “Встреча друзей” [5; карточка № 10], “Я в руке флажок держу…” [6; карточка № 9].

Цель: Развиваем мелкую моторику рук, снимаем напряжение [6; карточка № 2].

2 этап. Психолог просит детей закрыть глаза, и говорит о том, что сейчас прилетит фея Дружбы и прикоснётся к каждому, после чего мы окажемся в волшебной стране. Психолог дотрагивается мягкой кисточкой до головы каждого ребёночка по кругу. Дети с психологом отправляются по загадочным уголкам страны. И первая остановка “Волшебный домик”. Упражнение “Волшебный ботинок”. Игра “Найди пару” [3, с.30]. Психолог раздаёт ботиночки из бумаги разных цветов детям, пока они сидят с закрытыми глазами, затем на счёт “1-2-3” дети должны найти пару своему ботиночку, а затем отправится вместе со своей парой к волшебному домику, и по цвету ботинка найти свой дом, в котором живёт волшебная лента.

Цель: игра развивает память, логическое мышление, смекалку, и способствует сплочённости.

После того, как все 4 пары нашли свой домик и взяли ленту в руки. Психолог поздравляет детей с прохождением уровня, и приглашает поиграть в игру “Слепой танец”. После танца, присаживаемся в кругу на свои места и обсуждаем, кому понравилось больше быть поводырём, а кому слепцом. Учим понятие “партнёр” [6; карточка № 2].

“Слепой танец”

Цель: игра “Слепой танец” учит доверию, ответственности за своего “партнёра” (друга), учит понимать пожелания партнёра во время выполнения совместных действий, способствует положительной групповой динамики.

3 Этап. “Волшебный цветок” (авторская технология: свеча в форме цветка с лепестками, краткое описание [6; карточка № 9]).

Психолог просит детей закрыть глаза, и представить своё самое большое желание, снова дотрагивается кисточкой феи, которую она ему подарила.

После того, как ребята открывают глаза. Психолог просит подойти к себе и оторвать лепесток, загадывая желание от волшебного цветка. Обсуждаем желания.

Цель: учить духовным ценностям (доброта, здоровье, ум, красота, воспитанность и.т.д.); развивать коммуникативные навыки, умение выражать свои мысли, чувства; воспитывать веру в себя и свои силы, активизировать позитивные эмоции и чувства детей.

Упражнение “Подарок другу”

После этого, дети приглашаются за стол, и психолог раздаёт шаблон в форме сердца. Совместно с психологом дети обводят шаблон, а затем раскрашивают красками, парафин проявляется в форме сердца на бумаге, и получается волшебство. Дарим свои открыточки с волшебством друг другу.

Цель: учить умению делиться с другим, развивать чувство уважения, воспитывать доброту, вежливость,

После чего, обсуждаем и закрепляем понятие “человек с золотым сердцем”.

Цель: научить понимать понятие “человек с золотым сердцем”; развивать групповое взаимодействие, коммуникативные навыки; воспитывать взаимопонимание [4, с. 54-55].

4 этап. Ребята приглашаются на берег моря. “Релаксация”. “Психоэмоциональный этюд: “Возле моря” - как вариант [3, с. 80-85].

Слушают дельфинов (авторская разработка). Отдыхают, расслабляются, представляют, о чём же им нашёптывают на ушко дельфины. Обсуждаем. Повторяем и закрепляем понятия, пройденные на занятии. И снова дети закрывают глаза, фея дотрагивается до головы каждого, и мы возвращаемся в наш детский сад.

Цель: обеспечение эмоционального комфорта, снятие напряжения и зажатости.

Итог занятия: психолог просит детей повторить правила добрых друзей, и выученные новые слова (“понятия”).

5 этап. Сюрпризный момент. Психолог вручает детям медальки за отвагу, умение слушать, и слышать, и активное участие в занятии. Прощание “Столбик (башня) из кулачком”. Всем, всем до свидания…

Цель: упражнение способствует повышению уровня сплочённости в группе, повышает эмоциональный фон настроения. [4, с. 37]

Выводы: данная статья представляет интерес для педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей ДОУ. Для продуктивной работы можно брать, например, не весь представленный комплекс методик, а некоторые из них. Несмотря на то, что время проведения занятия составляет 40 мин., а для детей 4-5 лет – нормой является 25-30 мин., за счёт постоянной смены игровой деятельности дети не устают, что было отмечено также педагогическим составом, присутствующим на занятии, и заведующей. Дети после занятия выглядели бодрыми, весёлыми, активными. Наблюдался повышенный фон настроения. Данное занятие является развивающим для эмоционально-волевой сферы ребенка, а также способствует активизации уровня протекания процессов познавательной и коммуникативной сфер.

Источники:

  1. Интернет-ресурс (музыка для занятия).
  2. Коррекционные программы в помощь практическому психологу ДОУ / сост. О. Е. Маринушкина, Г. В. Замазий. - Х.: Изд. группа “Основа”, 208. - 204, [4] с. : табл.. - (Серия “Дошкольное учебное заведение. Психология воспитания”).
  3. Психологическое здоровье дошкольников / Сост. Т.И. Прищепа. - Х.: Изд. группа “Основа”, 2011. - 239, [1] с.: ил. - (Серия “Психология воспитания”). К базовой программе “Я в мире”.
  4. Социализация дошкольников в условиях ДОУ / Сост. Т. И. Прищепа. - Х.: Изд. группа “Основа”, 2009. - 169, с.: ил. - (Серия “Психология воспитания”).
  5. Я расту: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: Изд-во “Ранок”, 2008. – 18 отдельных листов в папке. (Серия “Беседы по картинкам”)
  6. Я и моё поведение: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: Изд-во “Ранок”, 2008. – 20 отдельных листов в папке. (Серия “Беседы по картинкам”.

Приложения к статье:

Слайд-шоу с элементами занятия: “Коррекционно-развивающее занятие по укреплению и сохранению психологического здоровья детей 4-5 лет: “Путешествие в страну Дружбы” практического психолога ДУЗ “Ромашка”” (педагога-психолога МБДОУ “Ромашка”) Дубинской Елены Владимировны. Количество слайдов – 38.

Музыкальное сопровождение занятия (список композиций):

  1. Песня “Улыбка” из м/ф “Крошка енот” – “Приветствие”.
  2. “В гостях у сказки”. Звучит, когда фея прикасается к голове и ребята отправляются в страну Дружбы.
  3. Облака” из м/ф “Трям!Здравствуйте!” – (во время игры “Слепой танец”).
  4. “Когда мои друзья со мной” из к/ф “По секрету всему свету” – к игре “Волшебный ботинок”.
  5. “Настоящий друг” из м/ф “Тимка и Димка” – для игры “волшебство”, в процессе рисования сердца.
  6. “Песня про дружбу” из м/ф “Маша и медведь” – к беседе по картинке о дружбе.
  7. “Когда мои друзья со мной” из к/ф “По секрету всему свету” – к беседе по картинке о человеке с золотым сердцем.
  8. “Морской прибой, дельфины” (Релаксация “На берегу моря”).
  9. “Маленькая страна”, исполнитель Наташа Королёва (сюрпризный момент, в конце занятия).