Для учителей истории

Урок по теме «Владимир Святой. Крещение Руси»

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: выяснить историческое значение принятия христианства на Руси; обобщить представления о крещении Руси при князе Владимире в 988 году;  раскрыть значение принятия христианства; определить причины выбора религии князем Владимиром. (Слайд №2)

Основные понятия: династия Рюриковичей, дань, подданство, христианство, полюдье, повоз, уроки, погост.

Оборудование урока:

  • карта “Древнерусское государство в IX-XI веках”, (Слайд №3)
  • CD-диск “Рюрики”

Литература:

  1. Тысячелетие введения христианства на Руси / Громова Е., Куренная Н., Ритчик Ю. Москва, 1993. — 240 с. 
  2. Фроянов И. Я. Загадка крещения Руси. — М.: Алгоритм, 2007. — 336 с. — (Древнейшая история Руси). 

Ход урока

1. Опрос и закрепление домашнего задания

1. Определите, что послужило причиной имущественного расслоения восточных славян?

2. Почему начинается распад родовой общины?

3. К чему привело имущественное расслоение у восточных славян?

Тестовое задание (Слайд №4,5)

А1. Какова была территория расселения восточных славян?

1) Восточная Азия

2) Западная Европа

3) Восточно-Европейская равнина

4) Прибалтика

А2. С каким занятием связаны слова “подсека”, “соха”; и “борона”?

1) с рыболовством

2) с бортничеством

3) со скотоводством

4) с земледелием

A3. Чем объяснялось распространение у восточных славян в Приднепровье переложной системы земледелия?

1) плодородием почвы

2) лесистостью края

3) использованием плуга

4) болотистой местностью

А4. Отрывок из сочинения византийского историка: “Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим” — свидетельствует о том, что у восточных славян в VI в.:

1) утвердились феодальные отношения

2) сохранился родоплеменной строй

3) сложилось государство

4) отсутствовало разделение труда между мужчинами и женщинами

А5. Вервь – это:

1) обычай кровной мести

2) территориальная (соседская) община у восточных славян

3) место поклонения языческим богам.

А6. Наиболее важные дела у славян решали:

1) Родовые владыки

2) кудесники

3) общий совет-вече

А7. В случае военной опасности с врагами сражались:

1) отряды наемных воинов из соседних стран

2) народное ополчение восточных славян

3) хорошо обученные отряды профессиональных славянских воинов.

А8. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.

Славянское божество Олицетворение сил природы
1. Перун а

2. Ярило в

3. Стрибог б

A. Бог грома и молнии

Б. Повелитель ветра

B. Бог солнца

Подведение итогов

Учитель. Тема нашего урока, а впрочем, я прошу вас назвать самим тему урока. А чтобы вам было проще это сделать, подумайте, кому посвящены следующие строки Владимира Сорокина

К тебе, о мой небесный покровитель,
Я в мыслях обращаюсь и в стихах.
Тебе, всея Руси родной креститель,
Я чувствую во всех своих делах

Ученик. Данные строки посвящены князю, жившему в конце IХ - начале Х века Владимиру I. В народе его еще называют Красным Солнышком.

Учитель. Да, действительно, в этих строках дан образ Владимира I

Основные даты урока (Слайд №6):

  • 862г. Рюрик утвердился в Новгороде;
  • 879-911- правление Олега;
  • 907 и 911 гг.- походы Олега на Константинополь;
  • 912-945 гг. – княжение Игоря;
  • 945-964 гг. правление княгини Ольги;
  • 964-972 гг.- правление князя Святослава;
  • 972- 1015 гг.- правление князя Владимира;
  • 988 год - крещение Руси

План урока. (Слайд №7)

1. Норманская теория

2.Установление династии Рюриковичей

3. Владимир - крещение Руси

4. Итоги и последствия крещения Руси

Прежде чем начать урок, ответьте на несколько вопросов:

1. Что вам известно о нормандской теории?

Повествование летописца Нестора о призвании варягов на русскую землю нашло в дальнейшем довольно противоречивую интерпретацию историков.

Основоположниками норманнской теории принято считать немецких ученых-историков Готлиба Байера, Герерда Миллера и Августа Шлецера. Будучи приглашенными в Россию в период правления Анны Иоанновны и расцвета бироновщины, авторы этой "теории" и ее сторонники преувеличивали роль скандинавских воинов в становлении государственности на Руси.

Между тем, государство как продукт внутреннего развития не может быть привнесено извне. Для возникновения государственности необходимы соответствующие условия, осознание большинством членов общества потребности в ограничении родовой власти, имущественное расслоение, зарождение племенной знати, появление славянских дружин и пр.

2. Как на Руси шло установление династии Рюриковичей? Почему именно к варягам обращаются русичи?

Невозможность решения внутренних проблем мирным путем вынудила восточных славян обратиться за помощью к варягам.

Приглашенные предводители рюриковской наемной (союзной) рати в дальнейшем, очевидно, приобрели функции арбитров, а порою — и гражданской власти.

С 862г. Рюрик, согласно “Повести временных лет”, утвердился в Новгороде.

(заслушиваются сообщения учащихся)

А). После смерти Рюрика власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег (879-911). В 882 г. Олег предпринял поход на Киев и Киев стал центром объединенного государства.

В 907 и 911 гг. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя. В результате этих походов были заключены договоры с греками.

Б). После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912-945). В его княжение в 944г. был подтвержден договор с Византией на менее выгодных условиях, произошло первое народное возмущение, описанное в летописи, - восстание древлян в 945г.

(полюдье), в результате чего Игорь был убит. Сбор дани в покоренных землях осуществлял варяг Свенельд со своим отрядом. Жестоко отомстив древлянам за мужа, Ольга вынуждена была пойти на упорядочивание сбора дани. Она установила “уроки” - размер дани и “погосты” - места сбора дани.

В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно – древлян.

В). Во времена переполненного событиями княжения Святослава (964-972) Древнерусское государство было расширено и укреплено. Он вернул в состав Киевской Руси племенное княжество вятичей, которое попало под власть хазаров. Святослав провел административную реформу, перед тем как начать второй и последний поход в Болгарию. Старшего сына Ярополка он посадил наместником в Киеве, младшего Олега - в Овруче, стольном граде завоеванной его матерью Древлянской земли. А внебрачного сына - Владимира он послал править от своего имени в Новгород, бояре которого всегда хотели отделиться от Киева.

После гибели в 971 году Святослава между его сыновьями разгорелась борьба за власть, которая закончилась восхождением на княжеский престол Владимира Святославовича в середине 978 года. (Слайд №8,9)

Мы подошли к теме нашего урока “Владимир Святой. Крещение Руси”.

Что нам известно о нем?

Ученик. Он был сыном князя Святослава и ключницы Малуши.

Ученик. Его воспитанием занималась бабка- княгиня Ольга (которая приняла христианство)

Ученик. В годы его правления началось строительство засечной черты на территории Белгородской области.

Ученик. При нем произошли изменения в алфавите.

Ученик. При нем Русь приняла христианство.

Перед Владимиром, как и перед его предшественникам, стояло ряд проблем. Владимир решал их очень быстро. (Слайд №10)

Проблема Пути решения проблемы
Отношение к религии оставался язычником, ставил в Киеве новых идолов и приносил им жертвы.
Управление страной Владимир становится верховным властителем в стране. Историки характеризуют государство времен Владимира как раннефеодальную монархию
Местное самоуправление посадил наместниками своих дружинников во многих городах Русской земли
Территориальная организация государства Около 988 года Владимир провел административную реформу. Вождей племенных княжеств заменили в разных городах государства сыновья - наместники Владимира. Было навсегда сломано сепаратизм племенной верхушки.
Разрешение приграничных вопросов Князь приложил много усилий для укрепления рубежей государства. В конце 10 века была создана большая, сложная и разветвленная система валов, крепостей, укреплений городов, которая должна была защитить Русь от печенегов.

Владимира смело можно назвать первым реформатором Руси. Первой по времени реформой Владимира была религиозная.

Вспомните, легко ли далось ли Владимиру это решение? (Слайд №11)

- Нет, был выбор между магометанской, иудейской веры, и христианством.

Может быть Владимир отказался бы вообще что-либо менять. Русь - языческая, вроде все устраивает, но Владимир решил ввести на Руси христианство как государственную религию. "Крестившись сам, Владимир все усилия приложил к тому, чтобы распространить христианство в землях своего государства”. Произошло это в 988г. Владимир возвращает византийцам Корсунь в качестве выкупа за невесту (Анна-принцесса византийская) и возвращается в Киев. (Слайд №11-17)

Определите, какие цели преследовал Владимир, проводя данную реформу?

Задумав сблизить свое государство с Византией, украсить его блеском византийской культуры и образованности, он, естественно, должен был стремиться приблизить по возможности местный быт к формам византийской жизни.

С другой стороны, как выдающийся политик, он мог сообразить, каким тесным узлом свяжет его земли распространение новой религии с ее блестящей обрядностью, законченными формами, прочно организованным духовенством и тесно связанная с церковью книжность, просвещение и искусство".

(Дополнительно просмотреть слайды) (Слайд №18-19)

4. Закрепление нового материала. (Слайд №20-21)

1. В чем историческая заслуга Владимира I?

2. Можно ли говорить о том, что его реформы, проведенные в этот период в России приблизили Русь к Европе?

Докажите.

Введение христианства в Киевской Руси имело положительное следствие. Докажите или опровергните данное выражение.

Положительное.

1. Оно укрепило авторитет и власть князя, оказывало содействие развитию государства.

2. Значительный толчок дала новая идеология развитию древнерусской культуры. В Киеве, а дальше везде на Руси начали создаваться школы и мастерские по написанию книг, и вскоре восточнославянская страна стала одной из самых культурных в средневековой Европе.

3. Введение христианского вероисповедания ввело Древнерусское государство в круг христианских стран мира, сделав возможными равноправные и плодные взаимоотношения между ним и Византией, Германией и прочими государствами.

4. Укрепление семейных связей.

Во времена княжения Владимира Святославовича завершается второй этап в установлении государственности на Руси.

Отрицательные

1. Принятие христианства как государственной религии влекло с неизбежностью ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом. При этом была частично уничтожена русская культура, в которой сотни лет язычество играло важнейшую роль.

2. Были запрещены все языческие обряды и празднества (многие из них сохранялись долгое время или принимали церковную интерпретацию - например, Масленица) , некоторые образцы русского народного творчества, разрушены все культовые сооружения (идолы, капища) . Уничтожались представители реакционной русской духовной элиты: волхвы и ведуны.

Дополнительная информация (Слайд №22-24)

5. Домашнее задание параграф 3 стр.

6. Оценивание учащихся