Сценарий урока музыки в 7-м классе по теме «Музыкальная драматургия – развитие музыки». «Волшебная страна облаков, звезд и зари»

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: увидеть как различные, нередко противостоящие друг другу образы создают единую, цельную картину.

Задачи :

1. Показать сопоставление образов в музыкальном произведении, укрепить представление обучающихся о связи человека и природы;

2. Расширить представление обучающихся о музыкальном языке как языке души.

Музыкальный материал: Бах-Гуно “Аве Мария”, П.Булахов “Гори, гори, моя звезда”, А.Дольский “Баллада о звезде”

Оборудование: ноутбук, мультимедиа, презентация, фонотека.

Ход урока:

Бессмысленно говорить, что небо вне нас, оно внутри ... и человек, воспринимающий небо, есть его вместилище, само небо и ангел.
Э. Сведенберг

1. Преодоление барьеров в общении, раскрепощение обучающихся.

- Сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вздохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгни на белое, пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твоя спина, ноги удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Путешествие начинается ... твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо ?

Здесь высоко в небе все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя в волшебную страну, где ты будешь счастлив.

Постарайся мысленно увидеть эту страну как можно более подробно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-то чудесное и волшебное.

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад,на твое место. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай,как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и будь бодрым и внимательным.

-Ну а теперь давайте посмотрим, с каким настроением мы пришли на этот урок. Я пришла сегодня с таким настроением (звучит фрагмент романса П. Булахова “Гори, гори, моя звезда”)

-А вы ?

-Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение ; поднимите руку те, у кого в классе есть друзья; поднимите руку те, кто знает, что мы сегодня будем делать.

2. Введение в тему урока.

-Мы размышляли о музыкальном образе произведений и, я уверена, пришли к выводу, что любое музыкальное произведение содержит образ, все музыкальные образы, с которыми мы знакомились, изображали жизнь в разных ее проявлениях.

-Из тех произведений, которые мы слушали, какой музыкальный образ ваш больше всего запомнился, понравился ?

-Сейчас мне хотелась бы поразмышлять с вами над другой проблемой. Если в произведении не 1, а 2 образа, и они находятся то ли в согласии, то ли в конфликте, тогда как это называется?

-Есть такое понятие как “как вы понимаете это, каково ваше мнение ?

3. Новый материал.

“Презентация”

-Это было давно. Радость и счастье жили на земле люди жили, как братья. Много музыки звучало в их жизни: то взволнованной и быстрой, то грустной и задумчивой, то игривой и звонкой, то нежной и прекрасной . Она наполнила сердца людей. По утрам они слушали гимн восходящего солнца, а ночью для них пели далекие звезды.

“Все, что бессмысленно, сурова, бурно,
Всегда на миг хоть музыка в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,
Способен на грабеж, измену хитрость.
Темны,как ночь души его движения,
И чувства все угрюмы,
Не верь такому ...”
У. Шекспир

Сейчас прозвучит музыка. Какие образы в ней ? Слушание – “Аве, Мария” Бах-Гуно.

Не правда ли,прекрасная музыка наполнила сейчас наш класс, она не помешала каждому слышать пение сердца другого человека. И мы были гармоничны со всем. Значит, и образы в музыке не были ни в состояние конфликта, ни в состояние контраста.

А тогда давно, правила на земле светлая царица. Красота ее была лучезарна. Кто хоть раз взглянул на нее, сам становился красивым. Но еще более красивым был ее голос он нес в себе пение далеких звезд, а ветры и водопады старались петь, подражая голосу царицы.

Сейчас прозвучит музыкальное произведение, назовите чувство, которое вызвала у вас эта музыка. Слушание – “Гори, гори, моя звезда” П. Булахова.

Я никогда не понимал
Искусство музыка священной,
А нынче слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенной.
Я полюбил в ней ту мечту и те души моей волнения,
Что всю былую красоту волной приносит из забвения.
Под звуки прошлого встает
И близким кажется и ясным,
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным.

Близкой ли, понятной ли стала для нас эта музыка ? Сходны ли в этой музыке образы или они контрастны, а может быть, конфликтны ?

Шло время. Росли дети и бережно сохраняли то,чему научили их добрая и мудрая царица облаков, звезд и зари. И до сих пор люди слышат прекрасные звуки и видят разноцветные огоньки – отблеск сияющей красоты. Их сердца тянутся навстречу миру и добру.

И стали звучать главные песни на земле: о любви, красоте природы, красоте человеческой души. Как вот эта. Какие образы в ней? Слушание – “Баллада о звезде” А.Дольского. Образы звезд, счастье, нежности, любви, мечта. Какова музыкальная драматургия произведения?

А теперь попробуем разучить эту песню (работа над песней).

Вот и завершается наш урок, давайте вспомним, что же мы сегодня делали и какие открытия для себя сделали.

Закройте глаза! Представьте школу от 1 до 10 баллов, не открывая глаз, поднимите то количество пальцев, которое соответствует вашему эмоциональному состоянию от сегодняшнего урока. Мне очень понравилась с вами работать! (выставление оценок). Может, музыка для того и существует, чтобы выразить то, что нельзя выразить словами. Подумайте над этим, дети.