Информационно-практикоориентированный проект "Путешествие в космос"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Патриотическое воспитание


Информационная карта проекта

Название проекта «Путешествие в космос»
Тип проекта Информационно-практико-ориентированный
Вид проекта Краткосрочный
По количеству детей, вовлечённых в проект Групповой (группа компенсирующей направленности для детей с ОНР в возрасте от 5 до 6 лет)
Форма проведения Дневная (совместная образовательная деятельность)
По уровню контактов На уровне образовательного учреждения
Нормативно-правовое обеспечение Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)
Конвенция о правах ребёнка (одобрена ООН 20.11.1989)
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «ДС КВ №4 «Морозко»;
Цели Приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям через элементарное понимание значения «космос», «космонавт». Актуализация словарного запаса по теме «Космос».
Задачи Образовательные:
  • формировать у детей представления и знания о космосе.
  • способствовать ознакомлению детей с историей освоения космоса, дать представления о роли человека в изучении космического пространства.
  • создать педагогические условия, стимулирующие познавательную активность детей;

Коррекционно-развивающие:

  • обогатить и активизировать словарный запас по теме «Космос»;
  • развивать связную речь;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику,

познавательно-творческие способности детей, внимание, память, мышление.
Воспитательные:

  • воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за достижения страны в области освоении космоса, чувство патриотизма.
  • совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ и семьей.
Структура и срок реализации проекта 1. Подготовительный этап.
Срок реализации: 01-03 апреля 2015г.
2. Основной этап.
Срок реализации: 04-09 апреля 2015г.
3. Обобщающий этап. Презентация проекта.
Срок реализации: 10 апреля
Составители проекта Возывода С.П., учитель-логопед первой квалификационной категории
Агафонова Е.Б., Пожилова Е.Г. воспитатели первой квалификационной категории

Введение

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, его возможностях, обществе, культуре, окружающем мире.
У детей с общим недоразвитием речи, наряду с речевыми проблемами, отмечается низкая познавательная мотивация, что приводит к резкому снижению психосоциального и личностного развития и ограничивает возможности в познании социальной действительности. Речевые трудности накладывают отпечаток на познавательную сферу, содержание коммуникативной деятельности, эмоционально-волевые процессы.
В связи с этим проблема личностного развития ребенка с речевыми нарушениями во взаимодействии с окружающим миром становится сегодня особенно актуальной. Обеспечение развития личностных качеств ребенка, через реализацию проекта, охватывает следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.[10]
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. История России богата героическим прошлым, которым можно и нужно гордиться всем поколениям.
Проект «Путешествие в космос» знакомит детей с Днем Космонавтики, с героическими покорителями космического пространства, с тем, что первым человеком, поднявшимся в космос на ракете Восток, был россиянин. Акцент на знании истории народа, обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь, способствует личностному росту ребенка.

Проблема:

Потеря эталона культурных и духовно-нравственных ценностей, замена их материальными ценностями, замена живого общения виртуальными играми сказывается на воспитании ребёнка. У детей снижена познавательная активность, искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, происходит утрата нравственных и социальных ценностей, теряется уважение к истории, к ее героям.
Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей нравственно-патриотических ценностей через знакомство со значимыми датами в истории развития страны: историей развития освоения космоса в нашей стране.

Новизна и педагогическая целесообразность проекта заключается:

Новизна проектазаключается в использовании комбинаций инновационных педагогических методик и технологий, что способствует новым возможностям в воспитании у дошкольников нравственно-патриотических качеств, партнерскому взаимодействия ДОУ с семьёй через реализацию проекта, что несет изменение как в содержание образовательного процесса, так и во взаимодействие педагогов, родителей и детей.

Цель:

Приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям через элементарное понимание значения«космос», «космонавт». Актуализация словаря по теме «Космос».

Задачи:

Образовательные:

  • формировать у детей представления и знания о космосе.
  • способствовать ознакомлению детей с историей освоения космоса, дать представления о роли человека в изучении космического пространства.
  • создать педагогические условия, стимулирующие познавательную активность детей;

Коррекционно-развивающие:

  • обогатить и активизировать словарный запас по теме «Космос»;
  • развивать связную речь;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, познавательно – творческие способности детей, внимание, память, мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за достижения страны в области освоении космоса, чувство патриотизма.
  • совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ и семьей.

Ожидаемый результат:

Реализация проекта позволит:

  • сформировать у детей первичные представления о космическом пространстве, о роли человека в изучении космоса; эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
  • Обогатить активный предметный словарь, словарь прилагательных, глаголов по теме проекта.
  • развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства, желание быть смелым, сильным и выносливым.
  • повысить уровень педагогической культуры родителей.

Концептуальное обоснование проекта

Известный русский философ В.В. Зеньковский писал: «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа…»[5]. По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции В.И. Даля, «патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его». Здесь важен акцент не только на пассивно-созерцательной любви, но и любви деятельной, отдающей, а не себе только угождающей. В такой постановке патриотическое воспитание важно не только для успешного развития общества и государства, но, прежде всего, для самого человека, как необходимая составная часть развитой личности.
В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно, прежде всего, стало познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Родина, Отечество.…[10] В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, семья, дом, улица, город… Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания.
История России богата знаменательными событиями. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям первоначальные представления о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Именно акцент на знании истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Основные принципы работы в рамках проекта

  • Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • Принцип культуросообразности обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.
  • Принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание проекта соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
  • Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
  • Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • Принцип деятелъностного подхода учитывает ведущую деятельность ребенка данного возраста –игру.
  • Принцип психологической комфортности предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для его самореализации.
  • Принцип ориентировочной функции знаний. Знание в психологическом смысле – не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятна детям и приниматься ими.
  • Принцип максимального использования в работе различных анализаторов: слухового, зрительного, тактильно-вибрационного, двигательно-кинестетического.

Педагогические технологии

Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий:

личностно-ориентированная технология обучения и воспитания: обеспечение комфортных условий ребёнку в дошкольном учреждении, предоставление возможности ребёнку для самореализации в игре в ходе реализации проекта.

индивидуального подхода – воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности, развивать навыки самостоятельной работы;

здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и спортивные игры, гимнастика (для глаз, дыхательная), динамические паузы, релаксация, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье);

технология проектной деятельности формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения;

технология исследовательской деятельности: знакомство с историей освоения космоса предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей;

информационно-коммуникационных технологии: мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры, подбирается иллюстративный материал по теме проекта.

Условия реализации проекта

Создание условий для реализации проекта должно обеспечить развитие личности ребенка в сфере социально-коммуникативного развития на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и к другим людям.

Построение предметно-развивающей среды в ДОУ основано на Методических рекомендациях для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» О.А.Карабанова, Э.Ф.Алиева, О.Р.Радионова и др.М.: ФИРО, 2014

Психолого-педагогические условия

Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности через реализацию намеченных мероприятий.
Проект соответствует возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитание детей через вовлечение в совместную деятельность с детьми.

Материально-техническое обеспечение проекта

– интерактивная доска,
– музыкальный центр,
– центры детской активности группы

Развивающая предметно-пространственная среда

Компоненты среды Оснащение
Функциональный модуль «Игровая»: Строительный материал, сюжетно – ролевые игры.
Функциональный модуль «Физкультура»: Подвижные игры по теме проекта
Функциональный модуль «Творчество»: Рисование, лепка, конструирование.
Функциональный модуль «ЛОГОПЕДиЯ» – подборка художественной литературы;
– комплект карточек для проведения артикуляционной, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений на тему: «Космос»;
– игры на развитие словаря;
– пальчиковые игры по теме проекта;
– интерактивные коммуникативные игры;
– демонстрационный материал.

Этапы реализации проекта

В основе организации проектной деятельности, реализуемой на практике, лежит структура, предложенная Н.А.Рыжовой, состоящая из трёх основных этапов: подготовительного, основного и обобщающего (Приложение 1).

Основные показатели достижений детей в рамках проекта:

В ходе реализации проекта дети овладели знаниями о:
– названии планет Солнечной системы
– изобретателе космической ракеты.
– первом космонавте, облетевшим Землю;
– животных, побывавших в космосе;
– космической технике
– празднике «День Космонавтики».
У детей обогатился активный словарный запас по теме «Космос».

Вывод

Дети, живущие в современном мире, как губка впитывают все изменения в обществе, активно познают мир, открывают для себя новые истины. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родной страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм, формируется активная жизненная позиция.
В процессе реализации проекта «Путешествие в космос», наряду с развитием познавательных способностей, у детей расширился и обогатился словарный запас, что обеспечивало точное его употребление при построении оценочных суждений, расширились представления о космосе и космонавтике. Дети приобрели первичные представления о достижениях отечественных ученых в области космонавтики.
Эмоциональное восприятие материала, в ходе проекта, помогло детям испытать чувство гордости за нашу страну и своих соотечественников.

Используемая литература:

1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. От 2 до 7 лет. Грамматика в картинках, 2007.
2. ВодопьяновМ.В. «Космонавт -1» Хрестоматия стр. 301
3. Емельянова Э.Л. Расскажите детям о космосе . Издательство: Мозаика – Синтез, 2008
4. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2005.8
5. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р. и др. Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования М.: ФИРО, 2014
6.Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2005. – С.3.
7. Леонов А.А. «У Королёва» Издательство: «Малыш» , 1980
8. Митяев А.А. Первый полет., Книга для чтения от 3 до 7 стр. 311
9. Михалков С.С. От кареты до ракеты. Москва 2000.
10. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.О.Смирнова. – М., 1999.
11. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса». Москва 2009
12. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1973.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 года).

Интернет источники: