Урок ОРКСЭ средствами ИКТ по теме "Милосердие"

Разделы: Урок с использованием электронного учебника, ОРКСЭ


Тема: Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Цель: способствовать формированию ценностного отношения к окружающему миру, пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие».

Задачи:

  • формировать понимание, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности;
  • дать знания о том, как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям;
  • учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова;
  • развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей;
  • развитие нравственных качеств и творческих способностей.

Оборудование: толковые словари авт. Ожегова С.И., Ушакова Д.Н., Даль В.И. мультимедийный проектор, экран.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрированным материалом, работа с толковым словарём, выполнение коллективной творческой работы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие.

II. Актуализация знаний к теме урока, сообщение темы с мотивирующим приемом

На доске листы со словами по темам прошлых уроков и 3 слова из новой темы. Дети по очереди выходят к доске, берут один лист и распределяют понятие к одной из религий (объясняя если нужно – если возникнут разногласия) почему именно к этой религии.

Слова: причащение, Кааба, Стена Плача, нирвана, троица, мечеть, хала, трипитака, кулич, хадж, коран, Синагога, лама,закят, коран, шабат, песах, Гаутама, бодхисатва.

Слова новой темы: закят, бодхисатва.

Если дети не смогут определить куда отнести новые слова, то оставляем их в другой стороне доски. Если определят, то затем вернуться и проверить, после изучения темы (правильно ли определили).

1. Настрой на тему урока

– Ребята! Сегодня мы поговорим об очень важном, о том, что волнует многих людей живущих на планете. Хотите узнать, что это? Послушайте внимательно, пожалуйста, одну историю.

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята»
Эта надпись, естественно, привлекла внимание местных детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.
«От 30 до 50 рублей»,– ответил продавец.
Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. «У меня только 2 рубля сейчас,– грустно сказал он.– Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них». Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба.
Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку. «Скажите, а что с этим котенком?» – спросил мальчик.
Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. «Это на всю жизнь, так сказал ветеринар»,– добавил мужчина. – Поэтому котенок и хромает» Тогда мальчик почему-то очень заволновался. «Вот его-то я и хотел бы приобрести». «Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам»,– сказал продавец.
Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. «Нет, я не хочу брать его даром»,– напряженным голосом произнес ребенок. «Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги»,– твердо добавил он.
Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. «Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята»
– Как вы думаете, что произошло дальше?
При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами.
Ребенок взглянул на продавца. «Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы его понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал»,– дрожащим голосом произнес мальчик.
Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. «Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты»,– сказал продавец (Приложение 1. Слайд 1)

– Как продавец назвал мальчика? (Милосердным, сердечным хозяином)
– Как вы думаете, эта история может чему-то научить людей? Чему?

(Слайд 2)

2. Постановка целей урока

– Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня на уроке будем говорить?
– Вы считаете тему урока серьезной? Почему?

3. Коллективная работа над понятиями темы: милосердие, забота, взаимопомощь.

– Что такое милосердие?

(Слайд 3)

– Из каких же слов рождено это слово?

В этом слове соединились два: милость и сердце. Милость – добровольный дар, щедрость. Милосерден тот, у кого этот дар идет от сердца. Милосердие (по Ожегову) – готовность помочь кому-нибудь.

(Слайд 4)

– Кто такой милосердный человек? (у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце, жалеющее и сочувствующее окружающим).

– Вот послушайте… Один мальчик помог чужой бабушке донести домой тяжёлую сумку. Это хороший поступок? Поставил он сумку у дверей квартиры и сказал: «Бабушка, я тебе помог, а ты мне за это дай 5 рублей». Хорошо ли это? Что здесь плохого? Почему так нельзя делать?

– Только та помощь, которую мы совершаем без какой – либо выгоды, и есть милосердие.

– К кому мы проявляем милосердие? Можно научиться милосердию? Как? (Делать добрые дела и совершать добрые поступки)
– Кому нужна наша забота?
– Как вы понимаете что такое взаимопомощь?

4. Работа со словарём

(Слайд 5)

Класс объединяется в 4 группы (по религиям). Работа со словарём в Макбуках над понятиями «милосердие», «взаимопомощь» (Ожигов, Даль, Ушаков)

5. Работа в группе

(Слайд 6)
– У вас на столах лежат конвертики с карточками. Вам сейчас нужно вспомнить какие чувства должны быть в каждом добром сердце.
Обсуждение в группе.
Уч-ся выбирают слова-чувства по теме урока, которые напечатаны на цветных листочках и совмещают их с рисунком сердечка.

6. Работа по учебнику

Учитель предлагает работу по группам для нахождения информации в учебнике о понятии«Милосердие» в Иудаизме, Исламе, Христианстве, Буддизме.

– В традиционных религиях говориться о том, что настоящий человек в современном обществе должен быть милосердным.
– А теперь предлагаю обратиться к учебнику и найти, как традиционные религии учат человека быть милосердным, сострадать и помогать людям.

III. Работа по теме урока

Христианство

(Слайд 7)

– Иисус Христос, многократно учил Своих приверженцев тому, что они должны отдавать людям всё, что имеют. Но Иисус не просто призывал не быть жадным. Поскольку в Его учении завет о любви к Богу и завет о любви к человеку имеют равное значение, Иисус учил Своих последователей, что всякий добрый или, наоборот, дурной поступок, который мы совершаем в отношении другого человека, обращён к Богу.

– Об этом ярко говорится в притче Иисуса Христа, которая в христианской традиции именуется «Притчей о Страшном суде»

а) Работа с притчей

Отрывок «Притча о Страшном суде»

Господь Царь Славы сядет на престоле и соберутся пред Ним все народы земные. Мёртвые воскреснут и предстанут пред Судом Божиим. И отделит Господь добрых от злых, как пастух отделяет овец от козлов: добрых поставит Он по правую сторону, а злых — по левую.
Праведники, стоящие по правую сторону, услышат голос Царя: «Приидите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо Я был голоден, и вы дали Мне есть; Я жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».
Тогда праведники спросят Его: «Господи! Когда мы видели Тебя и помогли Тебе?» И Судия ответит им: «Когда в вашей жизни вы делали это одному из людей, меньших братьев Моих, то делали это Мне».
И праведники пойдут в жизнь вечную, а стоящие слева, то есть не делавшие добрых дел ближним, пойдут в муку вечную.
Эти слова Спасителя призывают нас любить Бога и ближнего. Но любить надо не на словах, а подтверждать свою любовь делом и всей жизнью. Только такая любовь поможет нам стать одесную Царя Славы и войти в Царствие Небесное.

– Как вы поняли смысл притчи? (На последнем всеобщем Страшном суде все люди (даже христиане) будут судиться Богом только по их делам милосердия, или по отсутствию у них добрых дел).

Иисус Христос учил своих приверженцев тому, что они должны отдавать людям всё, что имеют.
Иисус учил своих последователей, что всякий добрый или, наоборот, дурной поступок, который мы совершаем в отношении другого человека, обращён к Богу.

б) Работа с учебником стр. 72 (1-5 абзац).

в) Милостыня

Одно из дел милосердия – милостыня.
Бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, остальное ты принес самому себе.
Христос говорил: «Всякому просящему у тебя дай».
Милостыня – встреча двух рук: одна выражает просьбу «Христа ради», другая подает «во имя Христова».
Христианская церковь уже много веков помогает больным, бездомным, малоимущим, детям инвалидам, тем, кто попал в беду, находится в тюрьмах.

г) Обобщение по подтеме «Милосердие в христианстве»

– Как проявляется милосердие в христианстве?

Ислам

Ислам уделяет много внимания вопросам милосердия, прочтите об этом в учебнике.
Сердце мусульманина должно быть переполнено милосердием, поскольку Аллах тоже требует от мусульманина милосердия. Отсутствие милосердия в сердце – это беда и несчастье.

Милосердие мусульманина (обсуждение).

а) Милосердие мусульманина – это закят и милостыня

(Слайд 8)

– Что значит каждое из понятий?
– В чем их отличие?

Для каждого мусульманина есть обязательный размер пожертвований – это закят.
Закят – это материальная помощь ближнему.
Каждый мусульманин может и должен творить дела милосердия.
Вот хадис об этом.

Хадис – изречение пророкаМухаммада. Хадисы передавались посредствомсподвижников пророка.

«Каждая частичка человеческого существа должна творить милостыню, каждый день с восхода солнца;
справедливо рассудить двух людей – милостыня;
доброе слово – это милостыня;
каждый шаг по направлению к мечети – это тоже милостыня».
Милостыня – необходимое ежегодное воздаяние состоятельных мусульман в конце месяца Рамадан в пользу бедных и нуждающихся.
После завершения коллективной молитвы мусульмане отправляются на праздничную трапезу, в ходе которой принято угощать не только родных и близких, но и соседей, знакомых (независимо от вероисповидания).
«Быть мусульманином – значит заботиться о родителях, муже или жене, детях, всех близких, соседях, помогать тем, кто нуждается в милосердии, у кого нет крова, одежды или еды. Все мироздание – это творение Бога. Поэтому мусульманин должен чувствовать свою ответственность за природу, все живое, каждую травинку и живое существо».

б) Работа по учебнику стр. 72 (6 абзац), стр. 73 (1-2 абзац)

г) Обобщение по подтеме «Милосердие в исламе»

– Как проявляется милосердие в исламе?

Буддизм

а) Все учение буддизма построено на сострадании ко всем живым существам

Буддист должен молиться за все живые существа и стремиться не допустить никакого вреда ни одной живой душе в этом мире
Одним из примеров самоотверженности и милосердия в буддизме являются бодхисатвы.

Бодхисатва – «существо, стремящееся к просветлению».

Бодхисатвы отказываются от нирваны, чтобы спасать другие живые существа.

огиня Милосердия – богиня Гуаньинь.

(Слайд 9)

В буддизме Гуаньинь почитают как сострадательную спасительницу, бодхисатву милосердия.
Авалокитешвара (Владыка, Взирающий на Мир) – воплощение милосердия и сострадания в буддизме. Его часто изображают с одиннадцатью лицами.
(Слайд 10)
Согласно легенде, однажды он спустился в ад и увидел страдания его обитателей. От ужаса голова Авалокитешвары раскололась на 10 частей.
Будда Амитабха собрал эти части, превратил их в отдельные головы – девять мирных и одну гневную, для решительных действий. Сверху он скрепил их своей собственной головой.
Каждая голова имеет три глаза, что указывает на способность Авалокитешвары охватывать взглядом все сферы мироздания. Кроме того, у Авалокитешвары – тысяча рук, а в ладони каждой из них есть глаз. Благодаря этому он обладает даром всевидения и всегда готов прийти на помощь.

б) Работа по учебнику стр. 73 (3 абзац)

в) Обобщение по подтеме «Милосердие в буддизме»

– Как проявляется милосердие в буддизме?

Иудаизм

(Слайд 11)

Благотворительность – одно из основных предписаний иудаизма. Необходимо не забывать о нуждающихся в праздничные дни и всегда иметь в виду нужды бедняков.

В праздник Пурим принято приносить друг другу сладости и сладкую выпечку («посылка яств») и давать деньги нуждающимся.

В еврейской общине создают кассу благотворительности.

а) Обобщение по подтеме «Милосердие в иудаизме»

– Как проявляется милосердие в иудаизме?

Вывод:

– Чему учат религии разных народов?
Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду, к бездомным, больным.
Главное, чтобы эта помощь шла от чистого сердца!
Надо любить мир, все живое. Приносить свой вклад в дела милосердия.

– Ребята, а можно ли в себе воспитать милосердие? Как? (Делать добрые дела и совершать добрые поступки).
– В каких делах мы можем проявить милосердие и сострадание?

IV. Рефлексия

Работа с карточками.

– На ваших карточках перечислены дела в которых мы можем проявить милосердие и сострадание, но есть там и неверные утверждения. Найдите их и вычеркните.

Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.

– Напишите внизу цифру, которая покажет сколько вы вычеркнули действий. У кого пять – вы очень хорошо разобрались в сегодняшнем материале, у кого четыре — вы молодцы, вам просто нужно немножко времени чтобы разобраться со всей информацией, у кого три – не растраивайтесь, учебник, родители и ваше желание помогут осилить до конца этот материал дома.

– Над чем заставил задуматься этот урок?
– Что означают понятия «милосердие», «сострадание»?
– Захотелось ли вам сделать добрые дела?

– Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, то становишься богаче духовно.
Будьте глубоко нравственными людьми!
Пусть милое сердце, которое мы с вами сложили из частичек, добавит в наш мир доброты и отзывчивости.
И помните: делать людям хорошее – хорошеть самому.

(Слайд 12)

V. Домашнее задание

1) Подготовить пересказ стр. 72 -73
2) Напишите сочинение на тему «Милосердие вокруг меня»
3) Подберите информацию о милосердии в разных религиях из различных источников, кроме учебника.