Интегрированный урок (алгебра + химия) "За страницами учебника. Важнейшие химические понятия. Преобразование рациональных выражений". 8-й класс

Разделы: Математика, Химия

Класс: 8


Цель: закрепить вычислительные умения и навыки учащихся по химии и математике.

Задачи:

  • закрепление знаний о важнейших химических понятиях и навыков преобразования рациональных выражений;
  • развитие логического мышления; основных математических и химических понятий; расширение кругозора учащихся;
  • формирование чувства любви к Родине, к ее людям и историческому прошлому родной земли;
  • обеспечение личностно-ориентированного и гуманистического характера обучения, а также корригирование эмоционально-волевой сферы учащихся.

Оборудование: карточки для учащихся, интерактивный комплекс, кроссворд, Периодическая таблица Д.И. Менделеева, калькуляторы, магниты, листы А4, страницы альманаха.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы. Формулирование цели и задач урока

Презентация, 1 слайд. «За страницами учебника. Решение расчетных задач. Преобразование рациональных выражений».

Учитель химии: Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? Сформулируйте цель нашего урока.

III. Выполнение заданий

(Cтук в дверь, в класс заходит Мудрец)

Мудрец: Здравствуйте, я Мудрейший из Наимудрейших, и просто Мудрец, прослышал о вашем уроке и хочу предложить вам создать журнал – альманах «За страницами учебника» (вешает на доску название журнала).

Учитель математики: Ребята, отгадайте ребус: 2 слайд [1]

3 слайд. «Улыбка всегда хороша, ибо она приоткрывает простой внутренний мир человека».
Давайте узнаем, кому же принадлежит это высказывание? Для этого вспомните, какие выражения относятся к рациональным выражения? Какие выражения называют целыми, а какие называют дробными? А теперь выполните следующее задание.

Задание

1 вариант из данных рациональных выражений выделите целые выражения, а 2 вариант – дробные выражения (работа по карточкам) см. Приложение 1 .
Расположите номера карточек в порядке возрастания и вы узнаете, кому принадлежит это высказывание.

4 слайд Проверка

Итак, эти слова принадлежат Н.И. Новикову – русскому журналисту, издателю и общественному деятелю,

5 слайд [2]

Учитель химии: давайте выполним следующие задания.
1 задание Даны уравнения реакций. Расставьте коэффициенты. Поставленные вами коэффициенты выпишите отдельно и сложите.

? Р + ? О2 = ?Р2О5
? Fe + ? Cl2 = ? FeCl3
? Al + ? O2 = ? Al2О3

6 слайд Проверка

4Р + 5О2 = 2 Р2О5
2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3
4Al + 3O2 = 2Al2О3
4 + 5 + 2 + 2 + 3 + 2 + 4 + 3 + 2 = 27

У вас получилось число… 27

2 задание

– Назовите атомную массу водорода (1)
– Назовите порядковый номер азота (7)
– Назовите молекулярную массу углекислого газа (44)
Это число 1744
Итак, 27 апреля 1744 родился Н.И. Новиков, который внес большой вклад в просвещение России. Под его руководством издавались книги и журналы (мудрец вешает на доску 1 страницу журнала «ВЕЛИКИЙ ТРУЖЕННИК И МУДРЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛ»).

Учитель математики: Итак, ребята, Николай Иванович появился на свет в родовом имении – Авдотьино.

7 слайд
8 слайд расположенном рядом с рекой Северка. Это красивое место.
9 слайд До наших времен сохранился памятник архитектуры – Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери, построенная в стиле барокко [3].

Учитель химии: До нашего времени в Авдотьино сохранились остатки парка и сада. Крестьяне жили достаточно хорошо, многие имели лошадей, домашнюю птицу, коз и овец. Хорошим подспорьем был и огород.

10 слайд В садах было много яблок, которые крестьяне заготавливали на зиму.

Задача: Для приготовления моченых яблок готовят сладкую воду из расчета 400г. сахара на 100 л воды. Какова массовая доля сахара в этом растворе?

Дано: mв-ва = 400г, Vн2о = 100л. Найти ώ.

Решение.

Mводы = Vводы * ϸводы
Mводы = 100к
W = mв-ва : mр-ра
mр-ра = 0,4 + 100 = 100,4 кг
W = 0,4 : 100,4 = 0,004
ώ = 0,004 * 100% = 0,4%

Ответ: 0,4 % [4]

11 слайд До настоящего времени сохранились дома, построенные для крестьян на средства Н.И. Новикова. Дома каменные, выполнены в "барачном стиле", расположены вдоль центральной улицы села. В них до сих пор живут люди. Эти дома добротные, очень качественные и небывалые по тем временам для крестьянского сословия, на несколько семей [5].

Учитель математики: Давайте выполним задание и узнаем, сколько сохранилось до нашего времени таких домов?

12 слайд Задание: Зная, что , найдите значение выражения

Решение:

(сохранились 8 таких домов)

Мудрец: Эту страницу мы назовем ЗАБОТЛИВЫЙ И РАЧИТЕЛЬНЫЙ ХОЗЯИН

Учитель химии: Не оставлял без внимания русский просветитель и беднейших горожан. Он основал 2 училища, а также создал больницу и аптеку, где бесплатно оказывали помощь и отпускали лекарство.В голодный 1787 г. Новиков организовал в Авдотьине помощь местным крестьянам хлебом и семенами, создав специальный фонд, которым пользовалось около ста деревень.

Учитель математики: Николай Иванович учредил в Москве первую библиотеку для чтения, развернул книгоиздательское дело с небывалой до того времени широтой, устраивал книжную торговлю в городах и в деревнях. До него в Москве было лишь две книжных лавки.

13 слайд Для того, чтобы узнать количество книжных лавок, возросших под его влиянием, давайте упростим выражение и найдем его значение при х = .

Решение:

13 слайд (проверка) Посмотрите, количество книжных лавок увеличилось в 10 раз!

14 слайд

Учитель химии: Н.И.Новиков – издатель сатирических журналов и первый крупный книгоиздатель создавал любовь к наукам и охоту к чтению. Он любил Россию и ее людей. Большое внимание он уделял детскому чтению.Типографской компаниеий была основана бесплатная библиотека.Давайте выполним задание и узнаем, что говорил русский поэт и государственный деятель князь Петр Андреевич Вяземский о тех временах.

Задание: Ответьте, пожалуйста, на вопросы: (ученики по очереди выходят к доске и прикрепляют карточки со словами. На обратной стороне карточек – ответ на вопрос).

«Россия» – Сколько электронов в атоме гелия?(2)
«училась» – заряд ядра в атоме лития (+3)
«говорить,» – Р + О2 = Р2О5 – коэффициент перед фосфором (4)
«читать» – сколько нейтронов в атоме бериллия? (5)
«и писать» – номер периода, в котором находится франций? (7)
«по-русски» – порядковый номер неона (10)
«по книгам» – какова относительная атомная масса азота (14)
«и журналам, » – рассчитать относительную молекулярную массу воды (18)
«издаваемым» – определить массу двух молей воды (36)
«в Москве» – порядковый номер химического элемента, название которого в переводе означает Россия» – (44)
«у Новикова» – относительная атомная масса осмия (190)

15 слайд Россия училась говорить, читать и писать по – русски по книгам и журналам, издаваемым в Москве у Новикова. П.А Вяземский

Мудрец: Эту страницу мы назовем ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н.И.НОВИКОВА, а следующая расскажет нам о последних днях его жизни (прикрепляет на доску страницу ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ НОВИКОВА Н.И.)

Учитель математики: Последние годы своей жизни Н.И. Новиков провел в своём Авдотьине, заботясь лишь о нуждах своих крестьян и об их просвещении. В Авдотьине сохранилась благодарная о нём память. Николай Иванович похоронен в склепе в церкви, но могила не найдена [6].
Все тревоги и несчастья Н.И. Новиков старался переносить бодро. Часто приятелям он предлагал в шутку рецепт «элексир универсалиссиме» от разных горестей:

16 слайд:«На все происшествия с вами, любезный друг, внутри и снаружи рецепт один: терпение, покорность, преломление собственной воли и проч. и проч.; все смешав, употреблять поутру и вечеру по столовой ложке».

Мудрец: Ну вот, ребята, посмотрите, какой журнал у нас получился. Большое спасибо, вам за помощь. (См. Приложение 2)

IV. Итог урока

Учитель химии:

– Назовите тему нашего урока.
– Что мы повторили сегодня на уроке?
– Что явилось важным результатом нашего урока (создание журнала)
– Наш урок хочется закончить высказыванием Н.И. Новикова:

17 слайд «Надо прежде всего узнать свое Отечество, свои родные места… Не должно спрашивать у других об их достопримечательностях, ежели сами не можем рассказать им о своей земле…».

18 слайд Домашнее задание. Решите кроссворд. Для желающих: составить кроссворд по материалу урока. (См. Приложение 3)

Мудрец:

России верные сыны,
Мы все за Родину в ответе!
За то, чтоб не было войны,
И чтоб смеялись наши дети.
Чтоб память предков оживить,
Всю мудрость, данную веками.
И чтоб в реальность воплотить
Мечты, задуманные нами.
Чтоб не железо и бетон,
А красота нас окружала.
Чтоб Русь Святая, как бутон,
Раскрывшись, светом воссияла.
Чтоб свежим воздухом дышать,
Чтоб слышать песни на рассвете.
Давайте землю возрождать!
Мы все за Родину в ответе! [7]

Интернет-ресурсы и литература:

1.http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&slovo=%D3%CB%DB%C1%CA%C0&skip=9&mode=0
2.https://ru.wikipedia.org/wiki/Новиков,_Николай_Иванович#mediaviewer/File:NI_Novikov.jpg
3. http://spsearch.ru/article/kirk.html
4. А.Д. Шукайло. Тематические игры по химии. Методическое пособие для учителя. Творческий центр. М., 2004г.
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Авдотьино(сельское поселение Аксиньинское)
6. Н. Антонова. Авдотьино. Стр.69. Московский рабочий., 1991
7. http://www.stihi.ru/2013/05/11/1725