Викторина для старших обучающихся и их родителей

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Конкурс «Презентация к уроку», Патриотическое воспитание


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (74,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к стране, родному городу, семье, ЦДОД.

Задачи:

  • формировать ценностное отношение к слову;
  • развивать творческую инициативу, речь;
  • прививать интерес к русскому языку;
  • расширять кругозор;
  • воспитывать любовь к родному краю, развивать интерес к познанию своего родного рая, воспитывать чувство любви к своей Родине;
  • закрепить знания детей о животном и растительном мире своего края;
  • воспитывать патриотические и эстетические чувства средствами музыкальной,
  • литературной и художественной выразительности, закрепляя умение эмоционально и выразительно читать стихи, пословицы, петь песни.

Оборудование. Компьютер, слайды (фото- и видеоматериалы о достопримечательностях Астраханского края; аудиозаписи мячи; 2 листа ватмана, 2 набора фломастеров, “грузовик”.

Предварительная работа. Экскурсии по городу. Беседы о растительном и живом мире Астраханской области, о историческом развитии города. Изготовление фотоколлажа “Я и мой город”.

План викторины:

  1. Песня про Астрахань
  2. Представление жюри и команд
  3. Разминка - “Заморочки”
  4. 1 конкурс - “Развитие речи”
  5. 2 конкурс – “Природные богатства” (музыкальная игра “Рыбки”)
  6. 3 конкурс – “Кулинарный” (“Собери урожай” - играют мальчики и папы, песня “Урожай собирай”, эстафета “Уложи помидоры в банку и закрой её” - играют мамы и девочки)
  7. 4 конкурс - “Литературный”
  8. 5 конкурс - “Математический”
  9. Игра “Рыбаки и рыбки”
  10. Исправление ошибок в письме
  11. Объявление результатов викторины, награждение, поздравление с праздником.

Звучит песня про Астрахань

1 Ведущий:

Здравствуйте, те, кто весел сегодня!
Здравствуйте, те, кто грустит.
Здравствуйте, те, кто общается радостно!
Здравствуйте, те, кто молчит!

Скажите, пожалуйста, как называется город, в котором мы живем? А какой праздник отмечает наш город в сентябре? Совершенно верно! И мы сегодня собрались, чтобы отпраздновать день рождения нашего города. Мы рады приветствовать Вас на праздничной викторине посвященной дню рождения Астрахани. А называется наша викторина - “Я – Астраханец”!

2 Ведущий:

Городов в моей стране
Знаю очень много.
Только нет дороже мне
Города родного.
Родилась здесь и росла,
Подружилась с Волгой,
Красоту каспийских роз
Полюбила я надолго.

1 Ведущий:

В этом городе родном,
Что пронизан солнцем,
На Больших Исадах – дом
С кленом под оконцем.
С дивной лотосной красой
Спорит астраханка.
Счастлива в родном краю
И годами молода.
Я про Астрахань пою –
О тебе, мой город!

Ребята, давайте поздравим наш город песней! Дети исполнят песню.

Солнце ярко спозаранку
Волны бьются о причал
Город скатерть - самобранка
Новой песней зазвучал
Дети идут по кругу
Манит Волгою, смотрит ласково
Дарит щедрою красоту
“пружинка”
Город Астрахань, город Астрахань
Чайка белая на лету
Дети кружатся парами
А вечернею порою
В старый кремль я прихожу
И с высокой стройной башней
В дали дальние гляжу
Дети идут по кругу
Манит Волгою, смотрит ласково
Дарит щедрою красоту
“пружинка”
Город Астрахань, город Астрахань
Чайка белая на лету
Дети кружатся парами
Здесь мне каждый камень дорог
И в разлуке я стремлюсь
В мой любимый милый город
Мою радость, мою грусть.
Дети идут по кругу
Манит Волгою, смотрит ласково
Дарит щедрою красоту
“пружинка”
Город Астрахань, город Астрахань
Чайка белая на лету
Дети кружатся парами
проигрыш Дети идут в круг, из круга
Манит Волгою, смотрит ласково
Дарит щедрою красоту
“пружинка”
Город Астрахань, город Астрахань
Чайка белая на лету
Дети кружатся парами

Дети садятся на места, устанавливается экран.

1 Ведущий: Сегодня будут соревноваться самые смелые и решительные, находчивые и веселые дети, и их родители. Давайте поприветствуем команды: команда “Лотос”

Приветствие команды “Лотос”

На радость нам наш край цветет.
Разный здесь народ живет.
Природу Поволжья беречь мы должны
И помнить преданья седой старины

Команда “Кувшинка”

Приветствие команды “Кувшинка”

Мы за чистый лес и воду.
Мы охраняем Поволжья покой,
Кто любит родную природу,
Тот любит и край родной!

2 Ведущий: Ваши братья, сёстры, бабушки и дедушки, папы и мамы сегодня будут не просто болельщиками, а активными участниками нашей викторины. Раз у нас соревнования, то значит должно быть и жюри. Представляю вам его:

1. директор ЦДОД №1 – Олег Владимирович Врещагин;

2. завуч – Анна Аркадьевна Захарова;

3. руководитель методической службы нашего ЦДОД – Студенцова Людмила Евгеньевна.

За каждый правильный ответ жюри, присуждает команде один балл. Побеждает та команда, которая наберет большее количество баллов.

Вот я всех и представила, можно начинать. Хочется пожелать нашим командам:

Победившим - не хвастаться
Проигравшим – не реветь!

1 Ведущий: Чтоб игра прошла на славу, надо к ней подготовиться. Я объявляю разминку “Заморочки”. Обратите внимание, что на экране появляется силуэт ребенка или взрослого. Если на экране малыш – вопрос для младших игроков команды, а если вы увидите силуэт мужчины, то вопрос для старших участников игры. Итак, мы начинаем!

Ведущий задает вопросы по очереди каждой команде

(дети)

  1. Скажите, пожалуйста, что означает герб Астраханской области?
  2. Как называется главная песня нашего города? Что нужно сделать, когда звучит гимн? Дети и взрослые стоя слушают гимн.

Молодцы, ребята!

2 Ведущий: Внимание! Вопрос для старшей части наших замечательных команд.

Скажите, пожалуйста, памятник, какому царю стоит на набережной реки Волга.

Правильно! Памятник последнему царю Всея Руси и первому императору Всероссийскому установлен в Астрахани. Установлен он не случайно – указом Петра I (1672–1725) в 1717 году была создана самостоятельная Астраханская губерния, которую государь посетил в 1722 году, основав здесь военный флот, верфи и порт. Именно благодаря Петру I Астрахань стала не только торговым, но и мощным военным форпостом России на Каспии, коим остается и поныне.

1 Ведущий: А теперь вопрос младшим участникам нашей игры

(дети)

  1. Как называется озеро в центре нашего города? Почему?
  2. Как называется эта скульптурная композиция расположенная на берегу Лебединого озера?

Правильно! “Семья” – так называется скульптурная композиция, расположенная в центре Астрахани, на берегу Лебединого озера. В основе композиции – сотрудник компании “Лукойл” и его, ожидающая прибавления, семья.

О принадлежности отца семейства к нефтяной компании, офис которой расположен рядом, говорит фирменный логотип на его рабочей каске.

2 Ведущий: Вопросы для старшей части наших команд.

(взрослые)

  1. Уникальное озеро Баскунчак на территории Астраханской области называют... Как? Местное Мертвое море; местное Коралловое море, местное Мраморное море.
  2. Как называют гору Большое Богдо? Танцующая гора; падающая гора; поющая гора.

Разминка завершена. Всем спасибо!

1 Ведущий: Мы с вами живем в Астраханском крае, который многонационален по составу и многоязычен. Здесь живут представители более 100 национальностей. Но, основным языком общения всех народов края является русский язык. Наша викторина посвящена родному краю и конечно же знанию русского языка. Астраханская область – это частица нашей Родины – России. И первое задание связано с этими понятиями.

1 конкурс “Развитие речи” Соедините части пословицы.

Задание для команды “Лотосы”

Нет в мире краше ста весен на чужбине.

Родины нашей.

сердцу дорога.

Задание для команды “Кувшинка”

Родина краше солнца Родина милей вдвойне.

и дороже золота.

сильнее смерти.

2 Ведущий: В русском языке есть устойчивые сочетания. Слова в них употребляются всегда вместе и в определенном порядке. Будьте внимательны к таким сочетаниям – они делают нашу речь выразительной. Раскройте смысл выражений, которые называются крылатыми.

Команда “Лотосы” что значит:

(дети)

Выбросить из головы. (Забыть)

(взрослые)

Отвечать головой. (Быть ответственным)

Команда “Кувшинка”

(дети)

Ходить на голове. (Резвиться, баловаться)

(взрослые)

Светлая голова. (Умный человек)

1 Ведущий: Жюри подводит итоги, за первый конкурс. А мы начинаем 2 конкурс “Природные богатства”

(дети)

Кого называют кораблем пустыни? (верблюда)

(взрослые)

О чём рассказывает скульптурная композиция на которой изображен солдат и верблюды?

Правильно! Памятник “Мы победили!” посвящен сформированному в Астрахани во время Великой Отечественной войны 902 стрелковому Берлинскому ордена Кутузова полку. Верблюды не случайно являются одним из его композиционных элементов. Дело в том, что в этом полку в качестве тягловой силы использовались астраханские верблюды, известные своей выносливостью. Достоверно известно, что два верблюда – Машка и Мишка, служили в артиллерийском расчете сержанта Григория Нестерова и дошли в его составе до самого Берлина!

2 Ведущий:

(дети)

На берегу, какой реки находится наш город? Чем богата Волга?

(взрослые)

Почему в нашем городе установлена скульптура под названием “вобла”?

Правильно! Благодаря доступности и питательным свойствам эта небольшая рыбка спасла во время Великой Отечественной Войны от голода тысячи жизней. Ловля воблы – любимая забава всех без исключения астраханцев.

1 Ведущий: Предлагаю спеть песню, про рыбок! Проводится музыкальная игра “Пять рыбок”

2 Ведущий:

Наш город лучше всех на свете –
Стоит на берегу реки.
По Волге ходят пароходы
И ловят рыбу рыбаки.
В реке не плавают медузы,
Зато в полях растут арбузы.
Туристы здесь не ходят в горы,
Зато едят здесь помидоры.
Наверно, спросите меня:
– Где эти дивные края?
– Так это Астрахань моя!

1 Ведущий: Продолжаем наш конкурс.

(дети)

Что растёт на астраханской земле? Чем богат наш край?

(взрослые)

Восхищаясь размерами и вкусом этого “астраханца” Петр 1 повелел выбить в его честь медаль и произвести салют. Кто же удостоился такой части? (астраханский помидор, астраханский арбуз, астраханский абрикос)

2 Ведущий:

(дети)

Перечислите, пожалуйста, названия рыб, которые водятся в Волге?

(взрослые)

Какие орехи на территории европейской части нашей страны можно попробовать только в Астрахани? (фундук, водяной орех чилим)

1 Ведущий: Молодцы! Замечательно ответила на все вопросы. Пока наше жюри подводит итоги, мы приступаем к следующему конкурсу.

Астрахань богата овощами и фруктами, к нам на сбор урожая частенько приезжают студенты даже из других городов. Предлагаю нашим мальчикам и мужчинам показать какие они ловкие, сильные и умелые – собрать урожай и загрузить в нашу замечательную машину!

“Посади и собери урожай”! Участвуют 2 команды. 1-й участник “пашет землю” (кладет обручи). 2-й участник “сажает арбуз” (кладет мяч в обруч). 3-й участник “поливает арбуз” (обегает каждый обруч с лейкой). 4-й участник “убирает урожай” (относит “арбуз в машину”). 5-й участник “готовит поле к зиме” - уносит обруч и передаёт его следующему 1-ому участнику.

Молодцы! Хорошо потрудились! А теперь нужно увезти наш урожай с поля. Конечно легче всего работать с песней! Ребята, становитесь в круг, споем песню про урожай. Дети поют песню.

Мы корзиночки несем,
Хором песенку поем.
Урожай собирай
И на зиму запасай.
Припев: Ой, да, собирай
И на зиму запасай.
Дети идут по кругу
“Собирают урожай”
Хлопают в ладоши, топают ногами
Хлопают в ладоши, топают ногами
Мы — ребята-молодцы!
Собираем огурцы,
И фасоль, и горох.
Урожай у нас неплох.
Припев: Ой, да, и горох!
Урожай у нас неплох.
Показывают знак превосходства
“Собирают урожай”
Показывают знак превосходства
Хлопают в ладоши, топают ногами
Хлопают в ладоши, топают ногами
Ты, пузатый кабачок,
Отлежал себе бочок.
Не ленись, не зевай,
А в корзину полезай.
Припев: Ой, да, не зевай
И в корзину полезай.
Кружатся
Грозят пальчикам
Хлопают в ладоши, топают ногами
Хлопают в ладоши, топают ногами
Едем, едем мы домой
На машине грузовой.
Ворота отворяй,
Едет с поля урожай.
Припев: Ой, да, отворяй,
Едет с поля урожай!
Дети идут по кругу, крутя руль

 

Хлопают в ладоши, топают ногами
Хлопают в ладоши, топают ногами

Дети садятся на свои места.

1 Ведущий: Молодцы! А теперь отгадайте загадку.

Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней...

Правильно! Загадка про помидор. Скажите, пожалуйста, что можно приготовить из этого чудесного овоща? Молодцы! Предлагаю, заполним банки спелыми сочными помидорами, чтоб этот чудный вкус радовал нас не только летом, но и холодной зимой. На сцену приглашаем мам и девочек! 2 команды передавая фломастер, как эстафетную палочку, подбегают к ватману, на котором изображена пустая стеклянная банка и “кладет” (рисуют) один помидор. Примечание. Побеждает та команда, которая быстрее заполнит банку, не забыв при этом нарисовать крышку – “закатать банку”.

2 Ведущий: На астраханской земле жили многие выдающиеся люди. В нашем городе много памятников и скульптур известным писателям и поэтам. Объявляю 4 Конкурс “Литературный”

(взрослые)

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Кому этот памятник?

Правильно! Это памятник татарскому поэту, литературному критику, общественному деятелю и переводчику и сказочнику Габдулле Мухамедгарифовичу Тукаю (1886-1913). Памятник был открыт в Астрахани 27 мая 2013 года. Бронзовый памятник был изготовлен в Казани скульптором Владиславом Авдеевым и подарен Астрахани дружественной Республикой Татарстан.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Кому этот памятник?

Верно! Памятник А. С. Пушкину. А находится он в уютном скверике нашего города на пересечении улиц Коммунистической и Советской. Он был установлен здесь в 1958 году, в рамках празднования 400-летнего юбилея Астрахани.

1 Ведущий:

(дети)

Что писал Александр Сергеевич Пушкин для детей? Правильно, сказки! Послушайте внимательно строки и скажите, из какой они сказки?

Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море.

Совершенно верно! А вы знаете, что в нашем городе установлена сказочная скульптура “Золотая рыбка”. Эта скульптура подарена городу компанией “МегаФон” в рамках проекта “МегаФон дарит легенду”. Рыбка весом 600 кг была отлита в Москве и установлена в Астрахани в 2011 году. Открытие скульптуры было приурочено к всенародно любимому в Астрахани празднику День рыбака. Автор оригинальной скульптуры – член союза художников России, астраханец Марат Джамалетдинов.

А теперь послушайте следующее задание:

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: “Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!”

Совершенно верно это строки из сказки А. С. Пушкина которая называется “Сказка о золотом петушке”

2 Ведущий: А мы продолжаем наш литературный конкурс. Старшие участники это задание для вас.

(взрослые)

Назовите астраханского поэта, чье имя связанно с литературным направлением “футуризм” (Александр Сергеевич Пушкин, Саша Чёрный, Велимир Хлебников)

Вот отрывок из миниатюры В. Пикуля, рассказывающей об Астрахани 1978 года: “...а гужбаны с пристани, грузчики тяжеловесы, угрожали миллионерам-рыботорговцам такими словами: “Ты, найденыш, если и далее нас /...этим..../ кормить станешь, так мы тебе... такую стачку устроим... Вари кашу!” Вспомнив известного киношного таможенника, скажите, что ж за кормежка так возмущала грузчиков? (арбузы, томатная паста, паюсная икра)

1 Ведущий: Наш город был основан в 1558 году. Сколько лет исполнилось нашему городу в этом году? Совершенно верно – 457 лет. И сейчас настало время объявить последний конкурс “Математический”.

(дети)

Шесть веселых медвежат
За арбузами спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (5)

(дети)

Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей –
Сколько всего в воде малышей? (6)

2 Ведущий:

(взрослые)

  1. Сколько куполов у Успенского собора в Астрахани? (3, 5, 9)
  2. Сколько ворот в Астраханском кремле? (7, 3, 1)

1 Ведущий: Пока наше жюри подводит итоги, предлагаю поиграть в игру “Рыбаки и рыбки” По сигналу, водящий догоняет любого игрока и задевает его рукой (осаливает). Водящий и осаленный игрок берутся за руки одной рукой (образуют "рыбацкую сеть") и начинают догонять остальных "рыбок", бегая парой, не разъединяя рук. Догнав и осалив следующего игрока, они присоединяют его к "рыбацкой сети" и "рыбачат" уже втроем, перемещаясь по залу, держась втроем за руки. Таким образом, с каждым осаленным игроком, "сеть" становится на одного человека длиннее, а "рыбок" на одну меньше. Игра продолжается до тех пор, пока все "рыбки" не будут пойманы.

2 Ведущий: Друзья, пока мы играли, к нам пришло письмо, но я не могу его прочесть, так как в нём очень много ошибок. Уважаемые команды исправьте, пожалуйста, ошибки и прочтите письмо.

Привед, дарагие друзя!
Праздравляю с днем ражденья ваш горат.
Пусть пни несутся чередой
И за акном меняется пагода,
Любимый горад, оставайся маладой,
Красивым буть в любое время кода!
Незнака.

(дети и взрослые исправляют ошибки и читают)

Привет, дорогие друзья!
Поздравляю с днем рожденья ваш город.
Пусть дни несутся чередой
И за окном меняется погода,
Любимый город, оставайся молодой,
Красивым будь в любое время года!
Незнайка

1 Ведущий: Молодцы! Вы замечательно исправили письмо Незнайки. А сейчас подошло время заканчивать нашу викторину “Я - Астраханец”. Кто бы ни оказался впереди, я с уверенностью могу сказать: “Сегодня победила дружба, смекалка и находчивость”!

Просим наше уважаемое жюри огласить итоги конкурсов и назвать команду победителя. Жюри объявляет результаты конкурса и вручает памятные подарки.

2 Ведущий: Вот и подошла к своему логическому завершению наша праздничная викторина. По её результатам каждый из нас может гордо сказать “Я - Астраханец”.

Наш город родной, мы тебя поздравляем!
Тебе всей душой процветанья желаем,
Спеши развиваться, на месте не стой,
Мы любим тебя и гордимся тобой!

1 Ведущий:

А всем горожанам желаем удачи,
Чтоб жили дружнее и стали богаче.
И каждый для города изо всех сил,
Чтоб только лишь пользу одну приносил!

Звучит песня про Астрахань. Дети и взрослые уходят из зала.