Модель экологического воспитания детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология


Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание,
тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам,
наклонностям и манерам, основывая всё преимущественно на привычке.
Виссарион Григорьевич Белинский

Экологическая проблема — одна из глобальных проблем современности. Вырубка лесов, загрязнение рек и озёр, истощение озонового слоя - всё это возникло в результате научно-технического прогресса, а также неосторожной деятельности человека, безответственного отношения к окружающей среде. Природные катастрофы небывалой силы (торнадо, наводнения, ураганы) становятся все более частым явлением,  затрагивающим  жизнь как никогда ранее большого числа людей [ 5] . "Природа не храм, а мастерская",- утверждал герой знаменитого романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". Именно такое отношение к миру природы можно наблюдать и в современном обществе, когда человек забывает, что нельзя существовать без чистой воды и чистого воздуха.

Воспитывать экологическую культуру следует начинать уже с дошкольного возраста, когда закладываются начальные знания об окружающем мире. Это обусловлено тем, что:

  • с одной стороны, данная проблема актуальна для стран всего мира. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры, природопользования.
  • с другой стороны, одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создаёт вокруг себя [ 1] .

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве [ 2] . К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребёнке может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определённых жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий её богатства [ 3] .

Мотивы человеческой деятельности являются отражением более или менее адекватно преломленных в сознании объективных движущих сил человеческого поведения. Сами потребности и интересы личности возникают и развиваются из изменяющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром [4] . Поэтому одной из важнейших задач дошкольного образования является создание эмоционально-благоприятных условий для организации познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей, а также воспитания (в том числе и экологического).

Основываясь на предположении о том, что изучаемое детьми сегодня будет формировать мир завтра, можно сказать, что повышение уровня экологической информированности в юном возрасте является  эффективным способом защиты окружающей среды. Однако повышения уровня экологической информированности  детей и молодых людей  недостаточно. Для того, чтобы они могли стать эффективными проводниками перемен необходимо обеспечить пути превращения их  знаний в действия  и информационно-пропагандистскую работу [ 6] .

С целью ведения такой работы нами составлена программа по эколого-биологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятий: с детьми 5-6 лет - 25 минут, с детьми 6-7 лет - 30 минут.

Наряду с изучением растений, животных родного края, программа предлагает изучение экологических систем: лес, озеро, река, луг, поле и связи между ними.

Предлагается использование обучающих видеофильмов, аудиозаписей природного окружения, обучение детей новым способам изображения окружающей природы и простейшим приёмам дизайнерского искусства.

Проведение природоохранительных акций также предусмотрены данной программой.

Данная программа направлена на более глубокое изучение природы родного края, формирует представления об экологических проблемах города, в котором живут дети, воспитывает уважение к труду взрослых.

Формы работы с детьми в рамках программы:

  1. Интегрированные занятия.
  2. Экскурсии и целевые прогулки в лесопарк, к водоёмам (со школьниками, родителями).
  3. Беседы.
  4. Наблюдения на занятиях и в повседневной жизни.
  5. Экспериментирование.
  6. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
  7. Рассматривание картин, иллюстраций, энциклопедий.
  8. Использование художественного слова, музыки.
  9. Сюжетные занятия-игры.
  10. Путешествия по экологической тропинке детского сада.
  11. Праздники и развлечения.
  12. Экологические акции по охране природы.
  13. Коллекционирование

Программа соответствует современным требованиям к образовательной программе. В ней учтены и представлены все её составляющие: она имеет развивающий характер; ориентирована на логическое, системное развитие личности каждого ребёнка; его культуры в процессе овладения им знаниями, умениями и навыками.

Существенной частью данной программы является наличие оздоровительного компонента - содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка.

В основу содержания программы положены ведущие дидактические принципы, актуальные для современного дошкольного образования:

  • принцип полноты и целостности образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков при обучении дошкольников, их органическую взаимосвязь;
  • принцип деятельного подхода, предусматривающий признание ведущей роли обучения детей основам православной культуры в воспитании их нравственной сферы, развития способностей;
  • принцип культуросообразности, заключающийся в последовательном освоении красоты разнообразных направлений искусства народного, классического и современного;
  • принцип последовательности;
  • принцип системности;
  • принцип развивающего обучения;
  • принцип системности - от простого к сложному.

Задачи программы:

  • Подвести детей к пониманию ценности жизни всех обитателей Земли, взаимосвязей, существующих в природном окружении.
  • Научить ребёнка сознавать необходимость вести себя в природе экологически грамотно, учитывая её законы.
  • Развивать интерес ребёнка к миру растений и животных родного края.
  • Помочь ребёнку осознать себя активным субъектом природы, знакомя его с миром растений и животных.
  • Формировать потребность заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города.
  • Осуществлять накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимого для успешного освоения программы начальной школы.
  • Воспитывать человечность, доброту, милосердие, ответственное отношение к природе, людям, которые живут рядом и потомкам, которым нужно оставить Землю пригодную для полноценной жизни.

Программа включает следующие разделы:

1. Календарно-тематическое планирование для старшей и подготовительной к школе групп (Приложение 1).

2. Кружковая работа (Приложение 2).

Как результат работы по данной программе следует отметить:

1. Расширение знаний детей о жизни всех обитателей Земли, взаимосвязях, существующих в природном окружении.

2. Формирование у детей потребности вести себя в природе экологически грамотно, учитывая её законы.

3. Расширение знаний детей о мире растений и животных родного края, развитие интереса к ним.

4. Формирование у детей потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города: воспитанники совместно с родителями и педагогами МДОУ принимают активное участие в озеленении и благоустройстве территории детского сада. В осенне-зимний период воспитанники активно участвуют в благоустройстве групповых помещений (ухаживают за комнатными растениями, высаживают цветочную и овощную рассаду, изготавливают поделки из природного материала).

6. Происходит накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимого для успешного освоения программы начальной школы. А также развитие внимания, мышления, воображения, речи в процессе различных видов деятельности. Занятия способствуют умственной деятельности: умению сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Презентация.

Литература

1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программаи руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 172 с.

2. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.

3. Николаева С.Н.Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 168 с.: цв.вкл.

4. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2004. - 713 с.: - (Серия "Мастера психологии").

5. Официальный сайт ООН [ электронный ресурс] .- Режим доступа: http://www.un.org/ru/youthink/environment.shtml - Загл. с экрана.

6. Официальный сайт ООН [ электронный ресурс] . - Режим доступа: http://www.un.org/ru/climatechange/children/action.shtml Загл. с экрана.