Урок-лабораторная работа "Тип Кольчатые черви. Класс Олигохеты". 7-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями внешней организации дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные:

  • рассмотреть особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группой животных;
  • расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека;

Развивающие:

  • продолжить формирование умений выполнять лабораторную работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать, работать на компьютере;
  • формирование критического мышления;

Воспитательная:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

Тип урока – комбинированный.

Методы:

  • Методы формирования интереса к учению (рассказ, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования);
  • Методы организации и осуществления учебных действий и операций (рассказ, демонстрации, видеопоказ, выполнение заданий и упражнений, анализ и сопоставление учебного материала);
  • Методы самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа с учебником, выполнение лабораторной работы с живым экземпляром);
  • Методы контроля и самоконтроля .

Оборудование: чашка Петри, влажная фильтровальная бумага, пинцет. 

Ход урока

I. Актуализация знаний. Введение в тему.

Учитель. Ребята, мы с вами изучаем мир червей . Мир который порой скрыт от наблюдений. Каждый из вас после дождя наблюдал появление на дорогах червей. Кто они? К какому типу относятся? Какой ведут образ жизни? На эти вопросы ответим изучив новую тему.

Учитель:

  • озвучивает тему урока (слайд № 1)
  • главный вопрос урока сформулирован в эпиграфе, можно ли подтвердить или опровергнуть слова Ч.Дарвина ( слайд № 2) подводит к цели урока

II. Изучение нового материала

1. Классификация. Учитель. Мы должны познакомиться с систематическим положением изучаемого объекта.

К типу Кольчатые черви относятся классы Многощетинковые (Полихеты) и Малощетинковые (Олигохеты) черви и Пиявки. (демонстрация “Кольчатые черви” слайд №3)

Систематика дождевого червя(слайд №4)

Тип Кольчатые черви - Annelida

Подтип Поясковые - Clitellata

Класс Малощетинковые – Oligochaeta

Отряд Высшие олигохеты – Lumbricomorpha

Семейство Люмбрициды - Lumbricidae

Вид Дождевой червь – Lumbricus terrestris

Прав ли Ч. Дарвин? Каковы особенности строения дождевого червя всязи с его образом жизни?”

 Для решения этого вопроса ученики выполняют лабораторную работу .

2. Лабораторная работа “Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве”  (слайд №5-14)

Цель: найти во внешнем строении дождевого червя черты приспособленности к жизни в почве.

Учитель знакомит учеников с ходом работы, регламентом и правилами выполнения ее.

Проверка выполнения лабораторной работы, учитель просит учеников перечислить особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве и ответить на вопрос. Прав ли Ч. Дарвин? (Ответы учеников.)

После обсуждения вопроса об особенностях внешнего строения, демонстрируется видеоролик “ Движение дождевого червя”(слайд №15)

3. Некоторые виды дождевых червей занесены в Красную книгу (демонстрация “Кольчатые черви” слайд №18).

4. Учитель знакомит учащихся с существование музея дождевого червя.

Музей Дождевого червя ( слайд 16-17)  создан по общественной инициативе для просветительских целей. Задача экспозиции - дать посетителю посмотреть на дождевых червей другими глазами и понять красоту и сложность любого проявления жизни. Музей базируется в Москве, но способен путешествовать. Этот сайт является электронной версией Музея дождевого червя - передвижной экспозиции, рассказывающей о замечательных животных - дождевых червях. Об их полной риска жизни, сложном поведении, удивительных способностях, друзьях и врагах, о рождении, любви и смерти. А также о том, как они устроены и что значат эти великие созидатели и преобразователи почвы для жизни на Земле.

5. Роль дождевых червей в природе и жизни человека. ( слайд №19-№ 20)

Учитель. Люди мало знают о дождевых червях, об этих робких и беззащитных обитателях почвы, нередко плохо к ним относятся.

А какой вред может нанести человек дождевым червям? (Ответы учеников.)

  • использует их для рыбной ловли,
  • в почву вносит химические удобрения и ядохимикаты,
  • строит города, на территории которых лишает червей пищи, уплотняет почву,
  • режет при перекопке земли,
  • скармливает скоту и т.д.

Домашнее задание.

  1. Параграф учебника № 9.
  2. Заполните таблицу “Сравнительная характеристика представителей разных типов червей”
Признаки Белая планария Дождевой червь Аскарида
Образ жизни.      
Количество слоев тела      
Полость тела      
Кожно-мускульный мешок      
Пищеварительная система      
Кровеносная система      
дыхательная      
Нервная система      
Органы чувств      
Выделительная система      
Половая система,

оплодотворение