Музейное занятие «По берегам земли Белгородской»

Разделы: Краеведение


Россия.... Какое родное сердцу слово. Сколько связано с этим понятием, сколько пережито. В душе каждого русского человека своё восприятие. Белгородская земля имеет свою историю, уходящую в глубину веков. Любовь к Отчизне, к месту, где ты родился, вырос и осознал себя как личность, выше любви к государству.

Богатыми возможностями в расширении исторических знаний в области государственных символов обладают музейные занятия, которые являются важным звеном в гражданско-патриотическом и нравственном воспитании школьников, способствуют гармоническому развитию личности. Музей - это место, где развлечение совмещается с познанием, место, которое помогает по-новому взглянуть на вещи. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством учителя, педагога.

Предлагаемое занятие-путешествие “По берегам земли Белгородской” актуально тем, что в изучении и закреплении сведений о государственных символах заложен огромный потенциал развития личности. Обращаясь к культурному и историческому прошлому, этнографическим корням, способствует передаче социально-культурного опыта наших предков подрастающему поколению, патриотическому воспитанию.

Предлагаемый материал адресован, прежде всего, музейным педагогам, учителям общеобразовательных школ и всем тем, кто свято помнит и чтит традиции и обычаи своих предков.

Цель: Создание условий способствующих обобщению и закреплению знаний о символике Белгородской области, возможности учащихся прочувствовать особенность и уникальность Белгородского края в пространстве страны.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с государственными символами Белгородской области и района, объяснить их символику, закрепить знания детей о произведениях русских авторов о Родине.
  • Воспитывать уважительное отношение к государственным символам Российской Федерации, любовь и гордость к своей Родине.
  • Развивать историческую память, наблюдательность, познавательный интерес, воображение.

Методы и приёмы:

  • погружение в прошлое;
  • совместное исследование детей;
  • наглядность;
  • элемент ролевой игры;
  • вопросно-ответная беседа.

Тип занятия: интегрированный.

Действующие лица: капитан корабля - педагог, путешественники – дети.

Наглядные пособия: рисунки, фотографии, карточки с пословицами, демонстрационный материал с изображением символики Белгородской области, Белгородского района, карта путешествия, плакаты с изображением корабля, морского побережья, капитанская фуражка, иллюстрации Белгородского района, Белгородской области, кроссворд, презентация.

Материалы и инструменты: клеёнка, цветная бумага, бумажные фигурки льва, орла, картон, кисточки, ножницы, клей ПВА, тряпочки, фигурки из бумаги девочек и мальчиков.

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, диск с записью гимна РФ, Белгородского района, песня “С чего начинается Родина” (В. Баснер, М. Матусовский, исполнитель, М. Бернес).

Подготовительная работа: работа со словарём, поиск толкования слов, разучивание стихотворений о родине.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели.
  3. Путешествие к бухте “Род. Родина”.
  4. Путешествие к бухте “Музыкальная”.
  5. Путешествие к бухте “Мастерская”.
  6. Путешествие к бухте “Герб”.
  7. Путешествие к бухте “Игровая”.
  8. Подведение итогов.
  9. Рефлексия.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас!

2. Сообщение темы и цели.

- Сегодня у нас необычное занятие – мы отправляемся в путешествие по нашей необъятной родине, России, на которой жили наши предки. Наше путешествие мы совершим на корабле “Пётр Первый”. Я буду вашим капитаном, если вы не возражаете. А вот и наша карта путешествия. А сейчас в путь! (Приложение 6, Презентация)

Представьте себе наш корабль большой и необычайно красивый. По большому трапу мы поднимаемся на палубу. Я поднимаюсь на капитанский мостик. На море полнейший штиль мы выходим из бухты и держим курс на северо-запад. Мы спокойно плывём, слушаем, как шумят волны, ударяясь о борт корабля, они легонько подталкивают его вперёд, чайки приветствуют путешественников и желают нам счастливого пути.

Опять над родиной берёзы,

Как будто утренний туман.
Опять над родиной раздольно
Взметнулась чайка, шмель гудит,
И сердце радостно и больно
Дрожит в разбуженной груди.
Владимир Молчанов

3. Путешествие к бухте “Род. Родина”.

- Первая наша остановка “Род. Родина”. Откуда произошло само слово “родина”? Послушаем ребят (предварительно было дано задание найти значение этого слова в словарях).

1 учащийся: Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо старинного рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов называется Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду.

2 учащийся: Родина – страна, город, где человек родился.

Что же такое для человека Родина? Что он считает своей Родиной? Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом Родина. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. (Звучит песня “С чего начинается Родина”).

- Посмотрите, какие добрые, тёплые, родные слова оказались близкими слову родина. Давайте послушаем стихи русских поэтов о Родине в исполнении ребят.

Что мы Родиной зовём?
Край, в котором мы растём,
И берёзки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идём.
Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём...
В. Степанов

Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе...
Берегите Россию,
Без неё нам не жить.
Берегите её.
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой.
Е. Синицын

- Наше государство называется Россия, Российская Федерация. А чем отличается одно государство от другого? (Языком, на котором говорит народ, историей, обычаями, географическим положением, символикой).

- Назовите основные символы государства (гимн, флаг, герб).

4. Путешествие к бухте “Музыкальная”.

- Мы продолжаем путешествие и следующая остановка - “Музыкальная”.

- Кто автор слов и музыки Государственного гимна Российской Федерации? Гимн – слово греческого происхождения. В древней Греции гимном называли торжественную хвалебную песню в честь богов и героев. В современной трактовке “гимн” - это торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства; хвалебная песня, музыкальное произведение.

Звучит гимн. (Сергей Владимирович Михалков в 2001 году написал обновлённый текст, а А.В. Александров – музыку).

- Кто автор слов и музыки гимна нашего Белгородского района? (слова Пашковой С.И., музыка В. Суходулова).

- А вы знаете, что первым гимном России стала молитва русских, написанная в 1815 году Василий Андреевич Жуковским на мотив английского королевского гимна, позже Жуковский написал слова нового гимна “Боже, царя храни” в 1833 г., самого короткого гимна на мотив музыки А.Ф. Львова.

5. Путешествие к бухте “Мастерская”.

- Но что это? Небо внезапно чернеет, нас подхватывает огромная темно – фиолетовая волна. Мы куда – то летим, и на минуту все замираем от страха и ужаса. Спасти нас может только чудо. Если мы правильно и быстро изготовим флаг Белгородского района, то море успокоится, и все будут спасены.

Практическая работа. Инструктаж по технике безопасности. Оценка и анализ работ. (Заготовки из цветной бумаги чёрного и зелёного цветов, картон, фигуры льва и орла, клей, кисточки).

- Вам необходимо изготовить аппликацию – флаг Белгородского района, правильно расположив и приклеив на картон полоски цветной бумаги и фигуры льва и орла.

- Флаг Белгородского района представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3, крестообразно разделённое на четыре чередующиеся чёрные и зелёные части. Зеленый цвет символизирует такие качества - значения, как свобода, надежда, радость, здоровье, а черный - постоянство, скромность, благоразумие. Для Белгородского района черный цвет также символизирует основное богатство – чернозем. Поверх вертикальной линии деления расположены фигуры: жёлтый лев и над ним белый орёл.

14 октября отмечается знаменательная дата для Белгородчины – День флага области. Флаг, как один из символов утверждён 22 июня 2000 года.

День флага Белгородской области совпадает с большим православным праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Синий цвет – цвет Богородицы. Богородица издавна считается покровительницей России.

- А какие цвета характерны для флага Белгородской области?

(Флаг Белгородской области разделён синим крестом на четыре равные части белого, зелёного, красного и чёрного цветов, на белом поле – герб области четырёхцветное полотнище с Андреевским флагом является основной символикой региона).

- Белый цвет символизирует богатые залежи и производство мела, молока и сахара, зелёный – изобилие и плодородие земли, полей и лесов, красный – кровь, пролитую защитниками Отечества на Белгородских рубежах в XVI – XX вв., чёрный – богатство почвы, её чернозём и недра.

(Демонстрация изображения с символикой Белгородской области).

Путешествие к бухте “Герб”.

- Мы приближаемся к следующей бухте. Чтобы причалить к ней, необходимо разгадать кроссворд.

По диагонали: Историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов (геральдика).

По вертикали: Кто изображён на гербе Белгородского района (лев, орёл).

- Чем отличается герб Белгородского района от герба Белгородской области? (Презентация).

- В “Толковом словаре русского языка” С.И. Ожегова слово “герб” определяется как “отличительный знак государства, города, сословия и т.п., изображаемый на флагах, монетах, печатях и т.п.”.

Двуглавый орел впервые возник на государственной печати Ивана III, великого князя владимирского и московского, государя всея Руси. Печать эта двусторонняя, датируется 1497 г. На одной ее стороне изображен всадник, поражающий копьем дракона, на другой – двуглавый орел.

Путешествие к бухте “Игровая”.

- Мы продолжаем наше путешествие и впереди нас ждёт .... Но, что это? Эта птица - буревестник, а в лапах у неё письмо, читаем:

“SOS! Терпим крушение! Наш корабль тонет. Чтобы помочь утопающим быстро разгадайте пословицы и ответьте на вопросы”:

- Из рассыпанных частей составьте пословицы, объясните, как вы их понимаете.

Всякому мила а чужая - мачеха
Родная сторона – мать, своя сторона
На чужой сторонушке в чужом - ворона
Чужбина – калина, рад своей воронушке
В родном краю сокол, родина - малина
  1. Первый губернатор Белгородской губернии. (Юрий Юрьевич Трубецкой).
  2. Назовите губернатора Белгородской области. (Е.С.Савченко).
  3. Основной тип почвы, образованный на территории области. (Чернозём).
  4. Какой город, кроме Белгорода носит звание “Город Первого Салюта?” Почему? (Орёл, т.к. одновременно с Белгородом при освобождении в Москве дан салют).
  5. Когда отмечается День Государственного флага России? (22 августа)
  6. Что означают цвета Российского флага? (белый – свобода, синий – Богородица, красный – державность, смелость, великодушие).
  7. Год образования Белгородской губернии. (1727 год).

8. Подведение итогов.

- Вы с честью выдержали все испытания, и теперь наш путь лежит обратно домой, на родной берег. Давайте с вами вспомним, в каких местах мы с вами побывали (карта путешествия), что нового узнали?

9. Рефлексия.

Детям раздаются вырезанные из бумаги фигурки девочек и мальчиков.

Библиографический список

1. Алексеенко, Н.П.Заметки краеведа./Н.П. Алексеенко.- М.: Просвещение, 1992.

2. Без лица в личине./Сост. Л.М. Сукач.- Гомель: Сож, 1993. - 319 с.

3. Гогиберидзе, Г.М., Чесняк Г.М. Формирование музейной педагогики.// Преподавание истории в школе.- 2007-№8.- с.45-49.

4. Даринский, А.В. Краеведение/ Под редакцией А.В. Даринского. - М.: Просвещение, 1987.

5. Игры - обучение, тренинг, досуг./ Под ред. В.В. Петрусинского.- М., 1994.

6. Касаткина, Н.А. Внеклассная работа по биологии.- Волгоград: Учитель, 2002.

7. Ланкова, Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий./ Н.М. Ланкова.- М.: ВЛАДОС, 2001.

8. Панкратова, Т.Н.Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры/ Т.Н. Панкратова, Т.В. Чумалова - М.: ВЛАДОС, 2000.

9. Сухин, И.Г. Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников.- М.: Просвещение, 1998. – 174 с.

10. Тарабарина, Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: природоведение.