Единицы измерения информации

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели: сформировать представление учащихся об единицах измерения информации.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить знания учащихся о представлении информации в памяти компьютера;
  • дать представление о единицах измерения информации;
  • научить находить информационный объем.

Развивающие:

  • развить познавательный интерес, речь и внимание учащихся.
  • формировать информационную компетентность.

Воспитательные:

  • воспитать у учащихся интерес к предмету, доброжелательность, умение работать в коллективе.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приёмы работы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый

Оборудование: доска, маркеры, компьютерный класс, мультимедийный проектор, раздаточный материал, калькуляторы, учебник для 6 класса Л.Л. Босовой “Информатика и ИКТ”, рабочая тетрадь для 6 класса.

1. Организационный момент сл.1

Прозвенел звонок, а это значит, мы можем начать нашу с вами работу (проверка состояния рабочего места, исправность компьютера, рабочих тетрадей).

2. Изучение нового материала сл.2

- Что такое информация? (Информация – это сведения об окружающем нас мире. Окружающий нас мир – это мир информации).

- Откуда вы получаете информацию? (от учителей, родителей, сверстников, телевидения, интернета, радио и т.д.).

Человек получает информацию и с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.

По форме представления различают числовую, текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.

Изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации занимается наука информатика. Хранить, обрабатывать и передавать информацию человеку помогает компьютер.

- Вам известны единицы измерения длины. Это миллиметры, сантиметры, метры, километры. Масса измеряется в граммах, килограммах, центнерах и тоннах. Углы измеряются в градусах. Время – в секундах, минутах и часах. Сегодня наша задача – выяснить, а каковы же единицы измерения информации.сл.3

Сл.4 –сл.5 Представленная в цифровом виде информация тоже может быть измерена. Единицами измерения информации являются биты (0 и 1) и байты (1 байт = 8 битов). Бит – (от английского слова bit – двоичная единица ) - это наименьшая единица измерения емкости памяти компьютера. Бит – это одна двоичная ячейка памяти, в которую можно записать 0 и 1. Байт – это восемь подряд записанных (расположенных) битов (например, 11000001). Более крупными единицами измерения информации являются килобайты, мегабайты и гигабайты:

Сл.6

  • 1 байт = 8 битов;
  • 1 Кбайт (один килобайт) = 1024 байт;
  • 1 Мбайт (один мегабайт) = 1024 Кбайт;
  • 1 Гбайт (один гигабайт) = 1024 Мбайт.

Например: сообщение “ИНФОРМАТИКА” состоит из 11 символов, каждый из которых кодируется цепочкой из 8 нулей и единиц. Следовательно, это сообщение имеет информационный объем 88 битов, или 11 байтов.

На каждой странице нашего учебника помещается чуть меньше 40 строк, в каждой строке – примерно 60 символов. Следовательно, страница учебника имеет информационный объем около 2400 байтов, а весь учебник, состоящий из 176 страниц, - 422400 байтов информации. Чтобы перейти от байтов к килобайтам, разделим это число на 1024. получим: 422400 байт 413 Кбайт. Для перехода к мегабайтам выполним деление числа 413 на 1024. Получим: 413 Кбайт 0,4 Мбайт.

Значительно больший информационный объем имеют графические файлы. Так изображение, состоящие из 600?800 пикселей, каждый из которых кодируется цепочкой из 24 нулей и единиц (3 байта), имеет информационный объем 600 х 800 х 3 = 1440000 байт 1402 Кбайт 1,37 Мбайт.

Сл.7 Объем компьютерных информационных носителей также измеряется в мегабайтах и гигабайтах.

Так, трехдюймовая дискета имеет объем (емкость) 1,44 Мбайт.

Объем оперативной памяти современных ПК достигает тысяч мегабайт и больше. Оперативную память иногда называют ОЗУ (оперативное запоминающее устройство). Делают ОЗУ в виде маленьких пластинок – плат с микросхемами и размещают внутри системного блока. Чем больше оперативная память, тем быстрее работает компьютер и тем более сложные программы он может выполнять.

В качестве устройств внешней памяти используются накопители на оптических (лазерных) дисках, которые называют CD-дисками, и электронную флеш-память. Компакт диск (CD) – 650 Мбайт, цифровой диск (DVD) – от 4,7 до 17 Гбайт. Флеш-память – 500Мб, 1Гб, 2Гб, 4Гб, ... .

Стандартный жесткий диск или винчестер находится внутри системного блока. От ёмкости жесткого диска зависит количество информации, которое можно длительное время хранить в компьютере. Ёмкость современных винчестеров очень велика.

Сл.8 Это интересно:

Лазерный диск может хранить:

  • 95 копий словаря русского языка Сергея Ивановича Ожегова,
  • 72 минуты мультипликационного или видеофильма,
  • 2 часа музыки, 19 часов записи речи или 600 высококачественных фотографий.

Сл.9 Давайте обсудим:

  • Что такое байт, килобайт, мегабайт и гигабайт?
  • Сколько битов составляет ? килобайта? (4096 бит)
  • Сколько школьных учебников ёмкостью 350 кб можно разместить на трехдюймовой дискете? (4)

Сл.10 Физкультминутка

Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой – кончик носа.

Встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать “Во!”. Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.

3.Закрепление. Сл.11

Задание: Подсчитайте объем информации в нашем учебнике информатики.

Сл.12 Решение: На каждой странице нашего учебника помещается чуть меньше 40 строк, в каждой строке – примерно 60 символов. Следовательно, страница учебника имеет информационный объем около 2400 байтов, а весь учебник, состоящий из 176 страниц, - 422400 байтов информации. Чтобы перейти от байтов к килобайтам, разделим это число на 1024. получим: 422400 байт 413 Кбайт. Для перехода к мегабайтам выполним деление числа 413 на 1024. Получим: 413 Кбайт 0,4 Мбайт.

Сл.13 Решите примеры и прочитайте закодированное слово.

  • 0,5 Кб = ____ б
  • 1,2 Мб = ____Кб
  • 0,3 Гб =_____ Мб
  • 1024 Мб = ____ Гб
  • 2700 Кб = ____ Мб
  • 3600 Б = _____Кб

К=1228,8 Кб;  А=307,2 Мб;  С=512 б;  Р=3,51 Кб; 

Е=2,63 Мб;  Н=1 Гб. Ответ - сканер

4. Домашнее задание Сл.14

Параграф 1.4 РТ № 42,43.

1. Возьмите любой текстовый документ, определите сколько в нём информации и определите сколько таких документов может поместится на флешке, CD-диске, DVD-диске.

2. Любой графический файл (рисунок, фотография)

3. Любой звуковой файл (музыка)

4. Любой видео файл ( фильм)

Записать результаты в таблицу

Тип файла
Тип носителя
Текстовый файл Графический файл Звуковой файл Видео файл
  Количество информации в данном документе        
флешка Количество документов помещающихся на носителе

(ответ округлить до целых)

       
CD – диск        
DVD – диск        

5. Итоги урока Сл.15

Посмотрите еще раз на тему урока и попробуйте сначала про себя, затем вслух закончить следующие предложения:

  • Я узнал...
  • Я научился...
  • Я оцениваю свою работу...

Сл.16