Фронтальное занятие развития речи для обучающихся 1-го класса, имеющих речевые расстройства, на тему "Обобщающая и смыслообразующая функция речи (занятие 2)"

Разделы: Начальная школа, Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель: закрепление умений находить общие признаки предметов.

Задачи:

  • Развивающие:
    • развивать умения выполнять задание по образцу;
    • закреплять умения работать по инструкции (словесной и письменной);
    • развивать интеллектуальные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).
  • Коррекционные:
    • развивать чёткое и корректировать нарушенное произношение;
    • активизировать семантические поля на заданные темы;
    • развивать умения точно формулировать свою мысль и высказывать её;
    • развивать высшие психические процессы (речь, восприятие, внимание, память, мышление, воображение);
    • развивать высшие психические процессы, опосредованные речью (рече-слуховой гнозис, вербальное внимание, вербальная память, вербальное мышление);
    • развивать связную речь;
    • развивать общую и мелкую моторику,
    • развивать чувство ритма и приучать подстраивать свои действия под темп и ритм музыки;
  • Воспитательные:
    • воспитывать навык отвечать по очереди;
    • приучать к дисциплине урока: сохранять тишину во время урока и отвечать тогда, когда вызовет учитель;
    • воспитывать уважение к говорящему: молча слушать учителя-логопеда и отвечающих одноклассников.

Оборудование:

  • раздаточный материал: распечатки картинки из пособия по развитию логики (Т.Б. Беленькая. Логика в начальной школе: умный тренажёр. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 47 с.: ил. – (Наша началочка).), стр. 19 (<Рисунок 1>);
  • раздаточный материал: распечатки картинки из пособия по развитию логики (Н. Терентьева. 35 занятий для успешной подготовки к школе: логическое мышление. – М.: Стрекоза, 2013. – 32 с.: ил.) (<Рисунок 2>);
  • массажные шарики «су-джок»;
  • компьютер;
  • материалы электронного портала для логопедов «Мерсибо»: интерактивная игра «Что сначала?» http://mersibo.ru

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Обучающиеся здороваются с учителем-логопедом.

Упражнение «Подбери следующее».

Логопед: Сядет тот, кто продолжит последовательность (логопед каждому обучающемуся задаёт тему последовательных явлений, которые обучающийся должен продолжить, например: «Сначала наступает рассвет, потом – полдень, а дальше…»; «Утром завтрак, днём – …»; «Сначала январь, за ним – …»; Сначала семечко, потом – …»; «Сначала дети ходят в детский сад, потом – …» и т.д.).

2. Объявление темы урока

1) Развитие долгосрочной памяти и формулирование темы урока
Логопед: сегодня мы продолжим изучать тему прошлого занятия. Вспомните, что мы прошли на прошлом уроке?
Логопед: назовите по 3 черты (возраст, характер, внешность), которые объединяли бы ваш класс с ребятами из другого класса (1 «А» с 1 «Б» и т.д.).
Обучающиеся отвечают по одному.

3. Работа по теме урока

1) Развитие навыков анализа и синтеза. Классификация

Логопед выдаёт каждому обучающемуся распечатку картинки с инструкцией <Рисунок 1>.

Логопед просит детей подписать свою картинку  в левом нижнем углу.
После того, как все подписали свои работы, логопед вызывает одного обучающегося прочитать инструкцию вслух, все остальные – следят.
Логопед просит обучающихся объяснить прочитанную инструкцию. Дети объясняют инструкцию, если могут, логопед корректирует.
После этого логопед сам объясняет инструкцию всем: на картинке в каждом столбике нарисованы разные предметы, которые можно объединить по одному признаку. По какому признаку мы можем объединить предметы внутри каждого столбика (цвет)? Раскрасьте предметы в соответствии с их настоящими цветами.
После выполнения этого задания логопед беседует с обучающимися о возможности классификации изображённых предметов в группы по другим признакам (животные, фрукты, овощи). Два предмета не попали ни в одну группу (листик и месяц). К каким категориям относятся эти предметы (листик – часть растения; месяц – небесное светило)? Подумайте и назовите другие предметы, которые подходили бы к названным категориям (части растений и небесные светила).

2) Последовательность явлений

Логопед выдаёт каждому обучающемуся картинку с инструкцией <Рисунок 2>. Работа с инструкцией строится по той же схеме, что и в предыдущем задании (см. выше).

Логопед объясняет инструкцию: подпишите листок в левом верхнем углу.
На картинке нарисован одуванчик в четырёх состояниях: растущие листики, цветущий одуванчик, созревший и обсеявшийся одуванчик. Необходимо цифрами подписать картинки в правильной последовательности.
Обучающиеся выполняют задание самостоятельно, после чего происходит устная проверка с объяснением.

3) Зрительный синтез (наложение)

Логопед обращает внимание обучающихся на второе задание на картинке: путём наложения двух изображений необходимо получить новое изображение и нарисовать его.

4) Мозговая активизация через мелкую моторику, расширение семантических полей и развитие памяти

Логопед раздаёт обучающимся массажные шарики «су-джок». В процессе выполнения речевого задания дети массажируют ладони и пальцы шариком (по инструкции и образцу логопеда).

  1. Логопед показывает обучающимся, как массировать шариком ладони (катает шарик ладонями аналогично движениям при лепке из пластилина шара).
  2. Логопед показывает обучающимся, как массировать пальцы шариком (те же круговые движения, что и в первом случае, но шарик катается только пальцами, ладони не участвуют).
  3. Логопед показывает обучающимся, как массировать пальцы кольцом-пружинкой (одеть на большой палец и несколько раз прокатать кольцо от основания пальца до последней фаланги и наоборот. Повторить 4-5 раз для каждого пальца на обеих руках).

Упражнение «Назови предметы группы»

Логопед назначает каждому обучающемуся какую-нибудь группировку предметов и предлагает подумать и назвать, какие предметы можно включить в эту группировку. Обучающиеся по очереди называют предметы (например, «Породы собак: хаски, овчарка, шпиц, болонка, чихуахуа и т.д.», «Животные Африки…», «Имена девочек…», «Названия супов…» т.д.).
Обучающиеся выслушивают ответы каждого и продолжают массировать руки шариком. Логопед просит каждого обучающегося выбрать один из названных им предметов, и запомнить его.
Обучающиеся сдают логопеду массажные шарики.

4. Физкультминутка

Логопед просит обучающихся встать и представить себе любимый цветок. Логопед включает на компьютере/проигрывателе соответствующую настроению музыку.

1) Развитие дыхания. Музыкальная композиция «Snowman».

Логопед: Мы гуляем по полю, на котором растут ваши любимые цветы. У каждого своё поле. Прислушайтесь к запахам вашего поля, вдохните аромат своих цветов (логопед показывает упражнение на развитие дыхания: спина прямая, кладём руку на живот. Глубокий медленный вдох через нос – рот закрыт, плечи остаются на месте, живот надувается. Медленный долгий выдох через открытый рот – слышится выдыхаемая воздушная струя – «ааа» шёпотом. Повторить упражнение 4-5 раз, следить, чтобы не кружилась голова).

2) Общая моторика.

Логопед: Над нашими цветочными полями играют птицы. Изобразите, как летает маленький жаворонок (частые махи кистями рук, руки согнуты в локтях – изображаем маленькие крылышки), как летает большой ворон (махи прямыми руками, пальцы разведены в стороны – изображаем большие крылья), как парит в небе орёл (руки разведены в стороны, без махов, тело немного покачивается в стороны, ноги на месте – изображаем парящую птицу).
Логопед: рядом с нашим полем течёт река, в которой живут рыбки. Покажем, как плавают разные рыбы (щука: руки вдоль тела, выполняем волнообразные движения всем телом, стоя на месте; сом: сесть на корточки и выполнять волнообразные движения руками (руки соединить вдоль – от пальцев до локтей); лосось: аккуратно выпрыгнуть «из воды» из предыдущей позы (сидя на корточках)).

3) Рефлексия и эмоциональная составляющая

Логопед просит каждого обучающегося придумать имена для птиц и рыб, которые живут вблизи воображаемых цветочных полей.

5. Развитие памяти и связной речи

1) Логопед просит обучающихся вспомнить, какой предмет каждый запомнил перед началом физкультминутки (см. выше). Дети отвечают по очереди.

2) Интерактивная игра «Что сначала?» (портал «Мерсибо»). Составление рассказа по серии из 3 сюжетных картинок.

3) Логопед: Вспомните ещё раз, какой предмет вы запоминали до физкультминутки. Подумайте и составьте любое предложение про этот предмет. Обучающиеся отвечают по одному.

6. Итог урока

1) Обучающиеся отвечают на вопросы логопеда:

  1. Лайка и овчарка объединены в одну группу. Назовите эту группу? (Логопед по ходу беседы зарисовывает названные предметы на доске и обводит их в группы или размечает на магнитной доске картинки с изображением называемых предметов и группирует их)
  2. Собак и кошек мы тоже можем объединить в группу. Назовите эту группу?
  3. Домашних животных мы можем объединить вместе с дикими. Как мы назовём эту группу?
  4. Подумайте и назовите более общие группы, в которые могут входить все животные (живые существа). Какие ещё подгруппы могут входить в общую группу?
  5. Мы умеем находить общие признаки у самых различных предметов.

2) Логопед даёт дифференцированную оценку работы обучающихся.

3) Логопед предлагает обучающимся оценить урок:

  1. те, кому урок понравился, похлопайте в ладоши;
  2. у кого остались вопросы по уроку – спрашивайте!