Развитие учебно-информационных умений и навыков на уроках русского языка

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика


Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.

Школа пришла от цели школьного обучения – усвоения знаний, умений, навыков к цели – формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач; от стихийности учебной деятельности ученика к её целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий; от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Именно эти подходы лежат в основе новых стандартов. На современном этапе требуются изменения в личностных ресурсах (мотивационных, операциональных, когнитивных), которые могут быть использованы при решении значимых для личности и общества проблем; представляют собой многокомпонентную систему, в которой образовательную ценность представляет не только система знаний ученика, но и освоение способов их получения, способность выявлять потребность в новых знаниях, умение быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися восполнять имеющиеся пробелы.

Поэтому важно для школьников развитие знаний, умений и навыков, связанных с поиском и применением информации, т.е. развитие учебно-информационных универсальных учебных действий.

Учебно-информационные общеучебные умения и навыки относятся к познавательным универсальным учебным действиям и обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:

  • работа с основными компонентами учебника;
  • использование справочной и дополнительной литературы;
  • различение и правильное использование разных литературных стилей;
  • подбор и группировка материалов по определенной теме;
  • составление планов различных видов;
  • создание текстов различных типов;
  • владение разными формами изложения текста;
  • составление на основе текста таблицы, схемы, графика;
  • составление тезисов, конспектирование;
  • подготовка рецензии;
  • владение цитированием и различными видами комментариев;
  • подготовка доклада, реферата;
  • использование различных видов наблюдения;
  • качественное и количественное описание изучаемого объекта;
  • проведение эксперимента;
  • использование разных видов моделирования.

Результативность работы в системе с данными навыками была видна почти сразу. Мой коррекционный класс принимал активное участие в различных творческих конкурсах, где требовалось создать текст (Всероссийский литературный конкурс детского творчества «Дети о спасателях», областной конкурс детского творчества «О папе с любовью…», всероссийский дистанционный конкурс детского творчества «День папы»). Чтобы участвовать на достойном уровне, мы занимались подбором и группировкой материалов по определенной теме, создавали тексты различных типов, конечно, самым ярким моментом стал поиск информации в Интернете на уроке. С особой гордостью отмечу, что участники муниципального тура регионального конкурса детских проектов «Кулинарное путешествие» программы «Разговор о правильном питании» стали лауреатами. В их работе мы использовали следующие виды УУД:

  • использование справочной и дополнительной литературы (в данном случае – ресурсов Интернет;
  • создание текстов различных типов (текст в виде статьи, стихотворение);
  • владение цитированием и различными видами комментариев;
  • качественное и количественное описание изучаемого объекта (борщ представлен и с научной точки зрения, и с художественной, добавлен иллюстративный материал);
  • подбор и группировка материалов по определенной теме (по теме борщ).

Для себя я составила  следующую модель формирования УУД: работа в парах и группах сменного состава, решение проектных задач, интеллектуальные игры, использование ИКТ, вовлечение учащихся во внеурочную деятельность по предмету. Применяю разнообразные задания, чтобы развивать умения находить, перерабатывать и использовать информацию для решения учебных задач.

Один из принципов формирования функциональной грамотности – это не только умение владеть ресурсами Интернет, что любят и умеют делать дети, но и умение работать с бумажными носителями информации, поэтому важна работа с разными типами словарей, со справочной литературой. Пример задания:

  • Пользуясь словарём фразеологизмов, определите значения данных фразеологизмов, затем запишите эти толкования по памяти. Составьте с любыми тремя фразеологизмами сложные предложения.

Обращаюсь к жизненному и лингвистическому опыту учащихся, предлагая такие виды заданий:

  • Замените каждое словосочетание одним словом, запишите его и подчеркните непроизносимые согласные, если они окажутся в слове:

оказывать честь –
принимать участие –
оказывать шефскую помощь –
испытывать чувства –
осуществлять власть –
издать свист –

  • Закончите предложения, начинающиеся с деепричастного оборота (выберите нужные варианты ответов)

Закончив доклад, …

я передал его директору.
нужно передать его директору
мне стало спокойно на душе
он был передан директору.

Также для меня стало удачной находкой знакомство с системой текстовых упражнений Бакулиной Г.А.  Хочу отметить, что эти упражнения не только помогают формированию УУД, но и способствуют совершенствованию мышления, увеличению объема слуховой и зрительной памяти, актуализации и расширению лингвистических знаний из различных разделов русского языка (фонетики, морфологии, лексики, синтаксиса). Это в свою очередь значительно увеличивает объем накопленных учащимися знаний и умений, развивает личность ученика, повышает качество обучения русскому языку в целом. Например, метод Г.А.Бакулиной предусматривает увеличение масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах урока и изменение способов работы с ними. Указанный фольклорный материал находит широкое применение во время словарно – орфографической работы, на этапе изучения нового и закрепления пройденного материала. Во всех случаях учащиеся осуществляют с ним различные операции (сравнения, группировки, классификации и т.д.), позволяющие осваивать учебный материал, совершенствовать орфографический навык в процессе активной умственной деятельности.

Пример задания:

Даны фразеологизмы:

Душа ушла в пятки –        
Мороз бежит по коже –
Витать в облаках –

– Сформулируйте задания к данным фразеологическим оборотам.
– Какие два фразеологических оборота можно заменить одним глаголом неопределённой формы?
– Какой фразеологический оборот можно заменить глаголом «мечтать»?
– Сгруппировать обороты по одному признаку.
– Выписать тот оборот, который имеет орфограмму «безударная гласная, не проверяемая ударением».

В заключение хочу сказать, что хотя результативность формирования УУД сложно измерить, тем не менее, учителя отмечают, что учащиеся стали меньше тратить времени на поиск нужной информации в тексте, особенно это стало заметно в работе с таблицами, повысился интерес к нестандартным заданиям, стали объемнее ответы на вопросы.

Таким образом, я считаю очень важным развитие учебно-информационных УУД, так как кто владеет информацией, тот владеет миром.

Литература:

  1. Бакулина Г.А., Дембицкая Н.В. – Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка. Владос, 2006 г.
  2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М, 1987.
  3. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением. Изд. на русс. языке М., 1986 г.