Методическое объединение классных руководителей в системе управления общеобразовательной школы

Разделы: Администрирование школы


Современная образовательная политика  в качестве приоритетных целей выделяет формирование конкурентоспособной личности, способной интегрироваться в современный социум, эффективно применять полученные знания на практике, достигать высоких результатов в различных областях деятельности.

Ведущее место в решении этой задачи принадлежит общеобразовательной школе и зависит от многих факторов, определяющим среди которых является  процесс управления современной школой как образовательной системой. В статье мы рассматриваем управление как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулировки и достижения целей организации [2].

Под внутришкольной системой управления понимается целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата (цели).

Система в нашем понимании — это «целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой» [4].

Методическое объединение (МО) является структурным подразделением (элементом) школы, способствующим совершенствованию методического обеспечения образовательных программ, росту профессионального мастерства педагогов. Оно создается для организации взаимопомощи в целях обеспечения современного уровня преподавания и повышения качества обучения подрастающего поколения, совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении в целом [3].
Контроль за деятельностью МО осуществляется директором школы, его заместителями по методической и учебно-воспитательной работе в соответствии с планами методической работы школы и внутришкольного контроля, утверждаемыми директором ОУ.

В течение учебного года МО проводит не менее 4 заседаний классных руководителей, то есть один раз в четверть. На одном из них проводится практический семинар с организацией тематических открытых уроков, внеклассных мероприятий.

Работа МО школы  носит системный характер. Причем, МО школы, являясь подсистемой образовательной системы школы и включает в себя структурно-функциональные элементы: МО классных руководителей; МО учителей начальных классов; МО учителей физической культуры и ОБЖ и пр.

Организация работы методического объединения в образовательном учреждении, обеспечивающая взаимосвязь между структурно-функциональными элементами, обеспечивает функционирование подсистемы и развитие всей  образовательной системы  в целом.

Таким образом, основными компонентами организации работы методического объединения являются: характеристика кадрового состава; составление продуманного плана работы исходя из задач, стоящих перед школой в данный период, и анализа деятельности за истекший период; практическая реализация плана работы силами педагогов, входящих в методическое объединение, всесторонняя взаимопомощь.

Характеристика кадрового состава включает вопросы, связанные с профессиональным уровнем педагога, его образованием, повышением квалификации, аттестацией, педагогическим стажем, нагрузкой, ученой степенью, званиями, наградами, индивидуальным планом самообразовательной работы и другими аспектами деятельности. Знание профессиональных качеств учителей, их творческого потенциала поможет грамотно спланировать работу методического объединения.

План должен соответствовать потребностям школы и требованиям школьной среды. Цели, которые ставятся, должны быть реальными и достижимыми. При этом нужно помнить, что цель — это ожидаемый результат образования, а задачи — формулировки того, как мы хотим достичь этих целей и что для этого необходимо сделать. План — это программа достижения целей, которая отражает задачи, объединяет усилия руководителей и исполнителей, обеспечивает последовательность мероприятий и преемственность в работе всех структур образовательного учреждения. План должен показывать, кто и что должен делать и в какие сроки.

Планирование работы методического объединения зависит от многих внешних и внутренних факторов, включая программу модернизации российского образования в целом и задачи, стоящие перед образовательным учреждением в данный момент. План работы составляется председателем МО в соответствии с планом работы школы, отражающим рекомендации городского методического кабинета, методическую тему, принятую к разработке педагогическим коллективом, учитывающим индивидуальные планы профессионального самообразования учителей на основе анализа работы за прошедший год. План рассматривается на заседании МО, согласовывается с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе и утверждается директором школы.

Планирование работы МО необходимо начать с всестороннего анализа деятельности за истекший период.

Анализ работы подразумевает изучение следующих вопросов:

  • во-первых, диагностика уровня обученности и воспитанности по результатам срезовых работ, итогов полугодия и учебного года в сравнении с предыдущим периодом;
  • во-вторых, деятельность учителей по совершенствованию профессионального мастерства — результативность профессиональной деятельности, результативность повышения квалификации и самообразования, участие в опытно-экспериментальной и научно-методической работе;
  • в-третьих, состояние воспитательной работы в урочное и внеурочное время.

Работа методического объединения строится в рамках общей педагогической проблемы, над которой работает коллектив учителей школы в определенный период времени. Обсуждение общешкольной темы на заседании методического объединения позволяет конкретизировать ее в работу учителей над различными циклами темы в целом и в работу каждого педагога внутри цикла в отдельности. После распределения общешкольной темы  на циклы, над которыми работают группы учителей, намечается форма практического выхода работы каждого учителя: выступление на семинаре, представление опыта работы с практическим показом на открытом уроке, доклад на научно-практической конференции и т. д.

Для обеспечения современного уровня методической работы в образовательном учреждении важно организовать работу по ознакомлению учителей с нормативными документами, новинками методической и специальной литературы, монографиями.

На заседаниях методического объединения могут рассматриваться вопросы, связанные с составлением рекомендаций, памяток, алгоритмов для изучения наиболее трудных тем программы, вопросы по формированию, изучению и распространению передового педагогического опыта.

Для того чтобы бесценный педагогический опыт не пропал, необходимо к нему бережно относиться и грамотно оформлять в виде методических «копилок», отчетов, публикаций. Возможна организация выставки конспектов уроков, творческих работ, рефератов, наглядных пособий, лучших тетрадей. Методическое объединение составляет план-график взаимных посещений уроков с целью совершенствования педагогического мастерства. Большое значение в работе методического объединения имеет квалифицированная помощь, наставничество в работе с молодыми специалистами.

Таким образом, методическое объединение является подсистемой системы управления современной общеобразовательной школой в силу того, что его цели соответствуют достижению главной цели общеобразовательной школы, а процесс планирования, организации, мотивации и контроля соответствует школьному образовательному процессу.

Список использованной литературы:

  1. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы Менеджмента  / пер. Л. И. Евенко. – М., 1997
  2. Журнал «Образование в современной школе» №1, 2007
  3. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами – М: «Академия», 2007.

Методическое объединение учителей в системе управления современной общеобразовательной школой

Организационная диаграмма