Период коренного перелома в Великой Отечественной войне

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Класс: 11

Тип урока: комбинированный

Цель: раскрыть сущность и историческое значение периода коренного перелома в Великой Отечественной войне.

Задачи:

Образовательные:

  • Обеспечить понимание и усвоение теоретических знаний, основных понятий темы;
  • Подвести учащихся к пониманию предпосылок перехода стратегической инициативы в годы войны к СССР;
  • Познакомить учащихся со сражениями на Курской дуге летом 1943 г.;
  • Раскрыть историческое значение победы советского народа на Курской дуге.

Развивающие:

  • Сформировать умение учащихся давать оценку историческим явлениям и событиям;
  • Формировать и развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать историческую информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

  • Обеспечить формирование целостного мировоззрения обучающихся;
  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому своей страны.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор, компьютер.
  • Презентация.
  • Карта “Великая Отечественная война”.
  • Учебники и тетради.
  • Кроссворд “Великая Отечественная война”.

УУД:

Личностные:

  • личностное, жизненное самоопределение на основе уроков прошлого;
  • смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • умение выделять нравственный аспект исторического опыта.

Регулятивные:

  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
  • Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия.
  • Оценка – осознание уровня и качества усвоения.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • структурирование знаний;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать:

  • причины и основные события периода Коренного перелома в Великой Отечественной войны;
  • историческое значение периода Коренного перелома в Великой Отечественной войне.

Уметь:

  • работать с исторической картой;
  • оценивать различные исторические данные;
  • сравнивать и анализировать исторические оценки изучаемых событий.

Личностные:

  • воспитать уважение к своему народу, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; сформировать российскую гражданскую идентичность, патриотизм;
  • сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;

Метапредметные:

  • уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
  • владеть навыками познавательной и учебно-исследовательской деятельности;
  • владеть способами самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Основные понятия:

  • Коренной перелом, партизанское движение, “рельсовая война”, “Цитадель”.

Формы урока: фронтальная.

Ход урока

1. Организационный момент.

Создание доброжелательного настроя, организация внимания, включение учащихся в деловой ритм.

Учащиеся читают эпиграф к уроку (стихотворение М.Борисова), самостоятельно определяют и выявляют тему, цель и задачи урока.

Запись в тетради темы и цели урока.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Решение кроссворда “Великая Отечественная война” (Приложение 1)

Примечание: учащиеся на каждом уроке, посвященном изучению раздела “Великая Отечественная война”, отвечают на вопросы кроссворда по пройденному материалу; таким образом, к концу изучения раздела у них будут ответы на все вопросы кроссворда.

Слово учителя:

В середине ноября 1942 года оборонительными сражениями в районе Сталинграда и Северного Кавказа заканчивается первый период Великой Отечественной Войны. Он был самым тяжелым для нашего народа и вооруженных сил. Для Германии он закончился провалом плана молниеносной войны и значительным истощением сил и средств.

III. Изучение нового материала.

Работа с исторической картой.

Задание учащимся – выяснить и рассказать о расстановке сил накануне Курской битвы.

Выступление учащихся с сообщениями на тему “Начальный этап Курской битвы”, “Начало наступления советских войск на курском направлении”, “Наши земляки – участники Курской битвы”.

Примерные ответы учащихся:

Начальный этап Курской битвы

КУРСКАЯ БИТВА – одно из самых крупных сражений Великой Отечественной войны, проходившее с 5 июля по 23 августа 1943 года. Включала в себя оборонительную  и наступательные операции, проведенные Красной Армией в районе Курского выступа.

В марте 1943 года немецкое командование разработало план наступления, получивший кодовое название “Цитадель”.

Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение не переходить первыми в наступлении, а занять жесткую оборону. Под Курском строилась глубоко эшелонированная оборона, имевшая несколько линий укреплений. К началу битвы советские войска значительно превосходили противника как в людях, так и в технике.

За несколько дней до начала наступления советское командование получило сигнал, что оно начнется именно 5 июля в 3 часа ночи. Штабами Центрального (командующий К.Рокоссовский) и Воронежского (командующий Н.Ватутин) фронтов было принято решение произвести в ночь на 5 июля артиллерийскую контрподготовку. Она началась в 1 час. 10 мин. В результате чего немецкие войска понесли потери и начали наступление на 3 часа позже запланированного времени.

В ходе наступления на северном фасе Курской дуги немцы прорвали линию обороны и продвинулись вглубь на 10-12 км., и были остановлены в районе станции Поныри. Тем временем на южном крыле курского выступа события развивались сложнее для Красной армии. Немцы сумели вклиниться в советскую оборону до 20 и более км. Наступление первоначально шло в направлении населенного пункта Обоянь, но затем командующий группой армий “Юг” фон Манштейн принял решение ударить восточнее – в направлении Прохоровки.

Именно у этого населенного пункта 12 июля 1943 года произошло самое крупное танковое сражение Второй мировой войны, в котором с обеих сторон приняло участие до ТЫСЯЧИ ДВУХСОТ ТАНКОВ и самоходных орудий.

НАСТУПЛЕНИЕ

С середины июля 1943 года начинается второй этап Курской битвы – наступательные операции Красной Армии. 12 июля перешли в наступление войска Брянского, а затем, с 15 июля Центрального и левого крыла Западного фронтов в общем направлении на Орел (операция “Кутузов”). 3 августа, после того как войска Воронежского и Степного фронтов отбросили противника на исходные позиции на южном крыле Курского выступа, они приступили к осуществлению Белгородско-Харьковской наступательной операции (операция “Румянцев”).

Мужество советских солдат, возросшее мастерство их командиров, грамотное использование в сражениях боевой техники не могло не привести к положительным результатам. Уже 5 августа советские войска освободили Орел и Белгород. В этот день впервые с начала войны в Москве был произведен артиллерийский салют.

К 23 августа части Красной Армии отбросили противника на запад уже на 140–150 км и во второй раз освободили Харьков. Наступательная стратегия вермахта потерпела окончательный крах.

Участником Курской битвы был и наш земляк.

Константин Степанович Седов .Родился в 1908 году в деревне Березово ныне Дубенского района Тульской области. В действующей армии с 1943 года. Командир орудия 540-го легкого артполка.

Отличился в боях на северном фасе Курской дуги. 5 июля 1943 в составе батареи, отражая вражеские атаки, уничтожил пулемет и группу солдат, способствуя стрелковому подразделению в удержании занимаемого рубежа. 7 июля 1943 в бою в районе станции Поныри (Курская область) подавил 2 пулемета, подбил 4 тяжелых танка. Погиб в этом бою.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 августа 1943 года за “мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками” старшина Седов Константин Степанович был посмертно удостоен высокого звания Героя Советского Союза и ордена Ленина.

IV. Систематизация и обобщение знаний учащихся

Работа учащихся с историческими оценками периода коренного перелома в войне.

Задание учащимся – привести аргументы в подтверждение выбранной точки зрения.

И.В. Сталин:

“...результаты и последствия побед Красной Армии далеко вышли за пределы советско-германского фронта, изменили всё дальнейшее течение мировой войны и приобрели крупное международное значение. Победа Союзных стран над общим врагом приблизилась, а отношения между союзниками, боевое содружество их армий, вопреки ожиданиям врагов, не только не ослабели, а, наоборот, окрепли и упрочились... союзники подвергли и продолжают подвергать основательной бомбардировке важные промышленные центры Германии и тем самым значительно ослабляют военную мощь врага... регулярно снабжают нас разным вооружением и сырьём... можно сказать без преувеличения, что всем этим они значительно облегчили успехи нашей летней кампании”

Г. К. Жуков:

“Победа наших войск под Сталинградом ознаменовала собой начало коренного перелома в войне в пользу Советского Союза и начало массового изгнания вражеских войск с нашей территории. С этого времени и до самого окончания войны советское командование полностью овладело стратегической инициативой”

Г. Гудериан:

“В результате провала наступления "Цитадель” мы потерпели решительное поражение... И уже больше на Восточном фронте не было спокойных дней. Инициатива полностью перешла к противнику”

Чтение наизусть учащимся стихотворения о Курской дуге - "Как свеча поминальная, звонница...", автор Ирина Яворовская:

Как свеча поминальная, звонница
Там, где Курскою назван дугой
Край, который доселе нам помниться,
Край, спалённый ценой дорогой.
Погибали, чтоб право великое -
Быть свободными - вечно иметь,
И пылает ажурными бликами,
И грохочет победная медь.
Навсегда ветераны запомнили
Каждый миг самой страшной войны,
И стоят перед памятью войны,
И сердца их обнажены.
А весеннее солнце сиянием
Заливает зелёный простор.
И горячие маки на знамени
Алой кровью горят до сих пор.
Бей в немолкнущий колокол, звонница,
Над бессмертною Курской дугой,
Там, где больше вовеки не сломится
Даже стебель под вражьей пятой.

V. Рефлексия

Подведение итогов урока. Оценка знаний и умений учащихся.

Заполнение оценочной таблицы “Моя работа на уроке” (Приложение 2)

VI. Домашнее задание

Написать эссе о периоде Коренного перелома в Великой Отечественной войне.

В сочинении необходимо:

  • указать два ключевых события рассматриваемого периода,
  • назвать две исторические личности, деятельность которых связана с рассматриваемыми событиями, охарактеризовать их роль в рассматриваемых событиях,
  • указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между рассматриваемыми событиями,
  • дать историческую оценку рассматриваемых событий.