Тема урока: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (144,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель:

  • выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке;
  • развивать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями;
  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА

І. Актуализация знаний учащихся.

1. Организационный момент.

Жизнь Александра Сергеевича Пушкина трагически оборвалась более полутора веков назад, но свет его ума, тепло и задушевность его поэзии согревают наши души и сегодня. Слайд № 1.

II. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина “Няне”. Слайд №2.

1. Беседа по первичному восприятию “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкина. Слайд №3.

- Ребята, расскажите, какие факты жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина вам известны?

Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин не ограничивался задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремился проникнуть в неё, творчески овладеть её содержанием и формой. И это ему удалось настолько, что некоторые его произведения в народном духе (например, “Песни о Стеньке Разине”) принимали за подлинно народные.

Слайд №4.

- Дайте определение “сказки”, расскажите, какие они бывают, из чего состоят.

Слайд №5.

- Составьте цитатный план.

  • “Царь с царицею простился..”
  • “Царь женился на другой..”
  • “Но царевна молодая тихомолком расцветая..”
  • “А царевна все ж милее..”
  • “Вот Чернавка в лес пошла..”

2. Разгадывание кроссворда.

Слайд №6.

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

- Тема нашего сегодняшнего урока “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина”. Запишите тему в тетрадь.

- Сегодня на уроке мы должны проанализировать образы царевны и царицы в сказке и понять в чем смысл противопоставления героинь, каково отношение автора к героиням, ну и, конечно, рассмотреть ваше отношение к данным образам.

- И вот сейчас мы с вами посмотрим, насколько хорошо вы знаете сказки Александра Сергеевича Пушкина.

- Ребята, а с какой сказкой Александра Сергеевича мы начали знакомиться на прошлом уроке?

- Докажите, что это произведение – сказка.

1. Слайд №7.

- Вы говорите, что в сказках обязательно идет борьба добра и зла. Есть ли эта борьба в “Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкина? И между кем она идет?

2. Анализ содержания сказки.

- С нашими героинями мы знакомимся с самого начала сказки. Откройте сказку в учебнике.

Выразительное чтение отрывка из сказки от слов “Царь с царицею простился...” до слов “И к обедне умерла”.

- Назовите слова и выражения, свойственные народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу, ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька, издалече, тяжелёшенько).

Данному отрывку свойственна особая интонация. Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая няня.

– Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы? (Ожидание царицы томительно: она “ждёт-пождёт”, “Очи разболелись глядючи”. Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение героини.)

Выразительное чтение отрывка от слов “Правду молвить, молодица...” до слов “Гордо в зеркальце глядясь”.

- Какие слова передают отношение автора к другой царице? (Горда, ломлива, своенравна, ревнива).

- Объясните лексическое значение слова “ломлива”? (Капризная, кривляющаяся).

- Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркалу? Почему? (“Ты, царица, всех милее...” Царица тщеславна, она считает себя самой красивой и постоянно хочет слышать подтверждение этому. Однако при всей своей красоте она не уверена в себе. Зеркальце необходимо ей для самоутверждения. Таким образом, автор показывает внутреннюю несостоятельность и обречённость зла.)

- Какова роль повторов в данном фрагменте сказки?

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась.

(Слова, соединённые повторяющимся союзом “и”, раскрывают самые разные значения слова “ломлива”. Царица любуется собой, она подвижна и весела).

Слайд №8.

3. Лексическая работа

- Скажите, как вы понимаете слова:

  • Нрав – характер, душевные качества.
  • Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
  • Гордый – сознающий своё превосходство.
  • Ломлива (от глагола “ломаться” – упряма, капризна.
  • Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.
  • Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.

- Какие качества вы еще можете добавить от себя каждой героине? Назовите.

- А какие общие черты их соединяют?

- Ребята, скажите, почему повествование о царевне поэт начинает с противительного союза НО?

- Какие средства выразительности использует автор, показывая образы царицы и царевны? СРАВНЕНИЕ, АНТИТЕЗА.

- Давайте прочитаем следующий эпизод и проанализируем его.

4. Выразительное чтение эпизода от слов “Чёрт ли сладит с бабой гневной?” до слов “За невестой молодой”.

- Что в сказке противопоставлено злобе царицы?

- В каких словах проявляется отношение автора к царице?

- Что происходит с царевной в лесу?

5. Обращение к иллюстрации В.М.Конашевича (с.109 учебника, ч.1).

- Как Соколко встретил царевну? Почему?

6. Выразительное чтение фрагмента от слов “И царевна очутилась...” до слов “И тихонько улеглась”.

- О каких качествах героини рассказывает этот эпизод?

Слайд №9.

Слово учителя.

Царевна в сказке больше всего похожа на крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо воспитанную и, главное, любящую и умеющую трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, “дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку...”.

Пушкин, перевоплотившись в народного рассказчика, уверенного, что именно так ведут себя “хорошие” царевны, продолжает: “Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали...”. Подробно развивается эпизод пребывания красавицы царевны в доме семи богатырей, “румяных усачей”, которые скоро полюбили её.

7. Выразительное чтение отрывка по ролям от слов “Братья милую девицу полюбили...” до слов “Стали жить да поживать”.

- Какие идеалы народа нашли отражение в этом эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая нравственность, чистота).

- Как злой царице удалось узнать о том, что царевна жива?

- О том, что же было дальше, мы узнаем, просмотрев фрагмент мультфильма данной сказки.

Слайд №10.

8. Просмотр мультфильма до Елисея.

- Почему автор так внимательно следит за каждым движением героини? В каких строчках проявляется отношение автора к героине?

- Найдите в указанном отрывке существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют в тексте?

- Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названой сестрицей?

- Чем заканчивается сказка? Краткий пересказ.

IV. Подведение итогов урока.

- Ребята, мы увидели, что царица-мачеха противопоставлена царевне. Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления? (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны.

Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.

Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).

Слайд №11.

- Обобщите образы в синквейне о царице и о царевне.

Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.

Слайд №12.

V. Домашнее задание.

Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:

- от слов “За невестою своей...” до слов “Или след её заметил”;

- от слов “Тёмной ночки Елисей...” до слов “Не печалься же, прощай”;

- от слов “Елисей, не унывая...” до слов “В том гробу твоя невеста”,

Ответить на вопросы стр.126 -128.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест по “Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина.

Выполните тест, обведите в овал правильный ответ.

1. Царевна родилась под Рождество:

ДА НЕТ

2. Волшебное зеркальце новой царицы умело петь:

ДА НЕТ

3. В приданое царевна получала семь городов и сто сорок теремов:

ДА НЕТ

4. Чернавка не сгубила царевну, потому что та пообещала девушке щедрый подарок:

ДА НЕТ

5. “Одному женою быть, прочим ласковой сестрою...”. Эти слова принадлежат младшему из семерых братьев-богатырей:

ДА НЕТ

6. Царевна подала нищей монахине хлеба:

ДА НЕТ

7. Кличка пса, который охранял царевну, - Соколко:

ДА НЕТ

8. Братья положили царевну в золотой гроб:

ДА НЕТ

9. Елисей спрашивал про свою невесту у деревьев:

ДА НЕТ

10. Мачеха умерла от тоски, когда узнала от волшебного зеркальца, что царевна жива:

ДА НЕТ

Ответы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Да Нет Да Нет Нет Да Да Нет Нет Да