Библиотечный урок по произведениям П.П. Бажова

Разделы: Организация школьной библиотеки


Библиотечный урок по произведениям П.П. Бажова

Класс 5

Тема: Мудрый сказочник Бажов

Цели:

  • прививать любовь к чтению;
  • познакомить с творчеством П.П. Бажова.

Форма проведения: литературная игра

Оборудование: выставка книг, портрет писателя, предметные картинки, фотографии, иллюстрации, заметки из газет, образцы минералов.

1. Орг. момент.

2. Рассказ о писателе

Павел Петрович Бажов – коренной уралец. Родился 28 января 1879 года в семье горнозаводского мастера. В 1899 году закончил Пермскую духовную семинарию и начал работать учителем в глухой уральской деревушке Шайдуриха. Он путешествует, изучает родной край и труд уральских мастеров. В 1917 году он уходит добровольцем на фронт, затем работает в газете. В 1924 году выходит его первая книга “Уральские были”. Побывал Бажов и на ирбитской земле [2]. За свою творческую жизнь Бажов написал 60 сказов. Главными героями их были уральские умельцы, мастера. Умер П.П. Бажов в Москве, похоронен в Екатеринбурге.

Герои сказов Бажова прочно вошли в нашу жизнь. Их именами названы кафе, улицы, магазины и т.д. (в Екатеринбурге – фонтан “Каменный цветок”, кафе “Серебряное копытце”, в Ирбите – магазин “Серебряное копытце”. Есть конфеты “Серебряное копытце”, духи “Уральские самоцветы”)

3. Викторина по произведениям Бажова.

  • Из какого сказа слова “Бывает ведь – лицом цветок, нутром головёшка чёрная”? Ермаковы лебеди.
  • Из какого сказа слова “Ходи веселенько, работай крутенько, и на соломке не хуже поспишь, сладкий сон увидишь”? Синюшкин колодец.
  • Как звали деда в “Серебряном копытце”?  Кокованя.
  • Как звали девочку в этом же сказе? Дарёнка.
  • Федюнька и дедко Ефим – герои какого сказа? Огневушка-поскакушка.
  • Как звали героя, который повстречал Хозяйку Медной горы в сказе “Медной горы хозяйка”? Степан Петрович
  • Как иначе называли Хозяйку Медной горы? Малахитница
  • Кто и из какого сказа говорил: “Чаша мне покоя не даёт. Охота так её сделать, чтобы камень полную силу имел”. Данило-мастер, “Каменный цветок”
  • А по тем покосным ложкам, где козёл скакал, люди камешки находить стали. Зелёненькие больше. Как они называются? Хризолиты
  • У героини какого сказа была золотая коса?

Золотой волос

Показ образцов минералов: нефрит, бирюза, сердолик, агат, берилл, яшма, лазурит, родонит, малахит; образцов изделий из них. Рассматривание фотографий, иллюстраций. Объяснение слова “самоцветы”.

4. Игровое упражнение “Узнай произведение по словам”

  • Костёр, лопата, филин, ямы, золото, платок, сосны. Огневушка-поскакушка
  • Кошка, камешки, козёл, лес, балаган, старик, сирота. Серебряное копытце
  • Полати, гребешок, кошелёк, плитка, обручи. Голубая змейка
  • Перышки, шапка, болото, поднос, колодец, старуха. Синюшкин колодец
  • Ящерки, шкатулка, шахты, малахит, палаты. Медной горы хозяйка
  • Лиса, коса, озеро, золото. Золотой волос
  • Цветок, рожок, узор, малахит, чаша. Каменный цветок

5. Игровое упражнение “Узнай по картинке”.

  • Костёр – “Огневушка-поскакушка”
  • Кошка – “Серебряное копытце”
  • Обручи – “Голубая змейка”
  • Поднос – “Синюшкин колодец”
  • Шкатулка – “Медной горы хозяйка”
  • Коса – “Золотой волос”
  • Цветок – “Каменный цветок”

6. Чтение стихотворения заранее подготовленными учащимися

Недалеко от Исети –
Старый дом и сад густой.
Там шумит весенний ветер
Беспокойною листвой.

Облаков пушистых гребни
Проплывают стороной.
В этом доме жил волшебник –
Мудрый сказочник седой...

След копытца серебрится,
Вьётся змейкою в ночи,
Огневушкою кружится
Пламя жаркое в печи.

Ящерки мелькнули рядом,
Встал Данила над цветком...
И шкатулкой, полной сказов.
Кажется бажовский дом.

И будут были жить веками
В чудесном малахите строк,
И не поблекнет, не завянет
Волшебный каменный цветок.

Книги П.П. Бажова уникальны. В них писатель сумел рассказать нам не только о необыкновенной силе человеческого мастерства, но и познакомить с древними уральскими сказаниями, которые будут интересны всегда. Сказочное и реальное у Бажова неразделимы. Именно поэтому мы любуемся его героями – мастерами Уральских гор, настоящими русскими характерами.

Шелестят страницы бажовских книг. Звучит музыка бажовских сказов. Богатое наследство оставил П.П. Бажов. Читайте сказы Павла Петровича Бажова.

Итог урока.

Литература:

1. Е. Хоринская “Наш Бажов”.

2. Газета “Восход” (27.01.2009 г., 28.02.2009 г.).

Библиотечный урок по произведениям А.П. Гайдара

Класс 5

Тема: Знаток ребячьей души.

Цели:

  • познакомить с жизнью и творчеством писателя, закреплять знание изученных произведений;
  • развивать читательский интерес, речь, память;
  • воспитывать самостоятельность.

Форма проведения: беседа-игра.

Оборудование: портрет, фотографии, иллюстрации, тест, карточки (ФИО, годы жизни), книжная выставка, карточки “Собери названия произведений”.

1. Орг. момент.

Из письма А.П. Гайдара Р.И. Фраерману: “Мне исполнилось 36 лет 5 месяцев. Из чего они складываются:

  1. Рожденье.
  2. Воспитанье.
  3. Воеванье.
  4. Писанье.

Раздели 36 на 4, и жизнь моя будет перед тобой как на ладони...” [1].

2. Рассказ библиотекаря школы о жизни А.П. Гайдара с показов фотографий, иллюстраций.

Родился в городе Львове, прожил там с родителями 8 лет, там родились сестры Наталья и Ольга. Жила семья Голиковых небогато, но в любви и дружбе. Затем переезд в Нижний Новгород, где родилась сестра Катя, а позже в Арзамас. Этот город и стал для Аркадия страной его детства. Учился в Арзамасском реальном училище. Любимым занятием было чтение книг. В декабре 1918 года Аркадий уходит в Красную армию. В 15 лет Голиков командовал взводом, а в 17 лет стал командиром полка. Затем по состоянию здоровья был отправлен в отпуск. В 1925 году была напечатана первая повесть Гайдара. Аркадий Петрович начинает свою творческую деятельность. Во время Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом газеты “Комсомольская правда”, затем воевал в партизанском отряде. Погиб писатель 26 октября 1941 года в результате стычки с немецкой засадой.

3. Обзор произведений.

  • “Р.В.С.” - первое произведение, адресованное детям.
  • “Тимур и его команда” - литературный герой со страниц книги шагнул в жизнь.
  • “Судьба барабанщика” - что пережил 14-летний мальчик. Что помогло после многих ошибок распознать шпионов и преградить путь врагам.
  • “Чук и Гек” - жизненное кредо “Что такое счастье. Это каждый понимал по-своему...”
  • “Военная тайна” - Гайдар разглядел черты характера мальчишек, которые, повзрослев, проявили они на фронтах Великой Отечественной войны.
  • “Голубая чашка” - здесь мы видим самого Гайдара, каким он был в тридцать два года, его голос полон тепла и доброты.
  • “Горячий камень” - обращаясь к маленьким читателям, Гайдар говорит сокровенное о себе самом.
  • “Дальние страны” - “...для жизни кипучей и новой сбежать из села мы готовы”.

4. Игровое упражнение “Собери названия произведений”

(“Дальние страны”, “Р.В.С.”, “Тимур и его команда”, “Судьба барабанщика”, “Чук и Гек”, “Военная тайна”, “Голубая чашка”, “Горячий камень” - названия произведений на разрезных карточках)

5. Тест по рассказу “Чук и Гек”

1. Как называются горы, где работал отец мальчиков?

  • Синие
  • Красные
  • Зеленые

2. Фамилия семьи.

  • Ивановы
  • Петровы
  • Серегины

3. На каком транспорте сначала нужно было ехать к отцу?

  • На поезде
  • На пароходе
  • На самолете

4. А на чем надо было добираться потом?

  • На вертолете
  • На верблюде
  • На лошади

5. Почему мальчики бросились на улицу искать коробку Гека?

  • В ней было письмо
  • В ней была телеграмма
  • В ней был подарок

6. Сколько километров от станции до жилья отца?

  • 10
  • 100
  • 1000

7. Какого зверя увидел Гек ночью в лесу?

  • Медведя
  • Собаку
  • Лошадь

8. Чем был набит матрац в домике, где ночевали Чук и Гек?

  • Сеном
  • Ватой
  • Сухими листьями

9. Чем занимались дети до приезда отца?

  1. Спали
  2. Играли
  3. Мастерили игрушки

6. Викторина “По страницам книг А.П. Гайдара”

  1. В каком произведении Гайдар описывает городок, в котором прошло его детство? (“Школа”)
  2. Герои какого произведения мечтали уехать из родных мест? (“Дальние страны”)
  3. Герой какого произведения залез в колхозный сад? (“Горячий камень”)
  4. Кто называл себя “пионерами-молодцами”? (Ребята из команды Тимура)
  5. В каком произведении есть слова “...что надо честно жить и много трудиться”? (“Чук и Гек”)
  6. Кому из героев Гайдара поставлен памятник? (Мальчишу-Кибальчишу)
  7. В каком произведении родители главной героини поссорились, а она не могла понять причины этой ссоры? (“Голубая чашка”)
  8. Название какого произведения состоит из трех букв? (“Р.В.С.”)
  9. В каком произведении герой помогает разоблачить врагов? (“Судьба барабанщика”)
  10. Какие произведения А.П. Гайдар называет лучшими? (“Дальние страны”, “Р.В.С.”, “Школа”, “Четвертый блиндаж”)

Итог урока

Л.А. Кассиль писал: “Не надо ничего придумывать о Гайдаре. Достаточно перечитать дивные его книги, день за днем, год за годом историю его жизни, чтобы понять: да, это был не только писатель, совершенно особого и чистого, как лесной ключ, таланта, но и истинный знаток ребячьей души”.

Литература

  1. Журнал “Читаем, учимся, играем” № 10 – 2009 год, статья Л.А. Кудряшовой.

2.12.2015