Урок по теме "Сила трения. Трение в природе и технике". 7-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: изучение нового материала, экспериментальная работа.

Цель урока: продолжить формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное, развивать мотивацию изучения физики; формировать умения объяснять физические явления в природе, технике, быту.

Задачи урока:

  • образовательная: изучить новый вид сил – силу трения, причину ее возникновения, научить учащихся различать виды силы трения – трение покоя, скольжения, качения, рассмотреть примеры положительного и отрицательного влияния силы трения.
  • развивающая: продолжить формирование умений пользоваться измерительными приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов, пробуждать интерес к творчеству;
  • воспитательная: воспитание чувства коллективизма при работе в группах, прививать интерес к чтению дополнительной литературы.

Оборудование:

  • компьютер
  • мультимедийный проектор
  • приборы для экспериментального задания: трибометр, деревянный брусок, динамометр, карандаши 2 шт.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение.

Фронтальный опрос

  • Чем определяется действие силы на тело?
  • Какую силу называют равнодействующей сил?
  • Как определить равнодействующую сил, направленных вдоль одной прямой?
  • Как определить равнодействующую сил, направленных в противоположные стороны?
  • Как будет двигаться тело, если на тело действуют две равные по модулю и направленные в противоположные стороны силы?

III. Изучение нового материала.

<слайд № 1>

Знакомьтесь, сила трения,
Достойна обсуждения!
Никак подобной силой
Нельзя пренебрегать.
Мешает сила трения
Любому из движений,
Мешает также скорость
Движенью сохранять.

1. Движение лыжника при спуске с горы, катящийся по лужайке шарик после удара, движение велосипедиста, после того как он прекращает вращать педали. Одинаковый характер движения в перечисленных примерах. Действие на эти тела силы, направленной противоположно движению. Понятие силы трения. Отличие этой силы от силы тяжести и упругости. . <слайд № 2>

2. Причины возникновения силы трения. <слайд № 3>

3. Виды сил трения: трение скольжения, трение качения и трение покоя. <слайд № 4>

4. Измерение силы трения. Сравнение действия силы трения качения и трения скольжения. <слайд № 5>

Силу трения можно измерить. Чтобы измерить силу трения скольжения деревянного бруска по поверхности стола, надо прикрепить к нему динамометр. Затем равномерно двигать брусок по столу.

На брусок в горизонтальном направлении действуют две силы. Одна – сила упругости пружины динамометра, направленная в сторону движения. Вторая сила – это сила трения, направленная против движения. Так как брусок движется равномерно, то равнодействующая сил равна нулю. Значит, силы равны по модулю и противоположны по направлению. Таким образом, измеряя силу, с которой динамометр действует на тело при его равномерном движении, мы измеряем силу трения.

5. Выяснение причин, от которых зависит действие силы трения.

<слайд № 6>

6. Способы уменьшения и увеличения силы трения. <слайд № 7> <слайд № 8>

7. Историческая справка. <слайд № 9>

8. Роль трения в природе и технике. <слайды № 10 – 14>

IV. Закрепление материала.

Экспериментальное задание: “Сравнение силы трения скольжения и силы трения качения”

Экспериментальное задание: “Сравнение силы трения с весом тела”

Приборы и материалы: трибометр, деревянный брусок, динамометр, карандаши 2 шт.

Сила трения скольжения Сила трения качения Вес тела
     

Учащиеся измеряют силы трения скольжения и качения, а так же вес тела, сравнивают их значения и делают выводы.

Вывод.

1. Величина силы трения зависит от вида трения. Сила трения скольжения больше силы трения качения.

2. Сила трения зависит от силы давления и не зависит от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления.

Рассуждают о необходимости практического применения законов физики в жизни.

Благодаря наличию в природе силы трения возможна жизнь в том виде, в каком она существует на Земле. Но вместе с тем, трение изнашивает машины и подошвы нашей обуви, двигатели автомобилей, самолетов, паровозов. Они все работают против трения, на это тратится огромное количество различных видов горючего. Трение в одних условиях полезно, а в других вредно.

Следовательно, надо умело использовать силы трения. Когда в повседневной жизни, в производстве, в технике, на транспорте трение нам необходимо, нужно увеличивать его. Когда трение мешает, вызывает расход энергии и материалов, необходимо уменьшать его. Так люди поступают с незапамятных времен. Но, чтобы подчинить себе трение нужно знать, как можно увеличивать и уменьшать трение.

V. Итоги урока.

  • познакомились с новым видом сил – силой трения и причинами возникновения трения;
  • узнали, чем отличаются различные виды трения;
  • рассмотрели примеры положительного и отрицательного влияния силы трения;
  • экспериментально установили соответствие между силами трения качения и скольжения и весом тела.

VI. Домашние задание.

Параграфы 30, 31; привести примеры проявления силы трения в вашей жизни.