Проектная профориентационная игра-выбор для старшеклассников “Перспектива”

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Одной из задач развития старшеклассников является жизненное, профессиональное и личностное самоопределение.

Игра “Перспектива” наглядно демонстрирует причинно-следственные связи между осуществляемым выбором, принимаемыми решениями и их последствиями, а, следовательно, убеждает участников ответственно отнестись к выбору жизненной стратегии, показывает возможность и необходимость планирования своего будущего, позволяет увидеть, какие у старшеклассников возникают трудности в связи с профессиональным самоопределением и согласованностью жизненных устремлений. Она даёт педагогу-психологу и классному руководителю диагностический материал для дальнейшей индивидуальной или групповой профессиональной ориентации учащихся.

Цель игры – создание условий для определения профессионального и личностного выбора, осознания своего будущего и взаимосвязи различных жизненных этапов и событий.

Задачи игры:

  • Содействовать планированию своего ближайшего и отдалённого будущего.
  • Способствовать формированию позитивного отношения к своему будущему,
  • Способствовать развитию учебной и профессиональной мотивации.

Вид игры – проектная профориентационная игра-выбор.

Тип сюжета – реальный.

Описание сюжетной канвы.

  • После окончания школы выпускники планируют своё будущее. Они выбирают свою будущую профессию, дальнейшее продолжение образования, вариант жизненной стратегии.

Игровой результат.

  • Участники должны определиться с жизненной целью.

Время игры – 45 мин., что соответствует 1 уроку.

Участники. Игра предназначена для учащихся 9-11 классов. Ведущим является педагог-психолог. Необходимо участие классного руководителя в качестве наблюдателя и соведущего.

Предполагаемый психологический результат:

  • Ценностно-смысловое самоопределение и саморазвитие личности.
  • Внутренняя гибкость в разработке и изменении плана своего будущего.
  • Преобладание внутренних и положительных внешних мотивов, что наиболее эффективно с точки зрения удовлетворённости трудом.
  • Социальная и личностная критичность.

Сценарий

№ этапа Время на проведение Задачи, решаемые на каждом этапе Содержание каждого этапа Материалы, необходимые для проведения
1 5 мин Введение в игровую ситуацию Под мелодию школьного вальса в класс входят нарядные “выпускники” и рассаживаются на места.

Ведущий. Сегодня нам предстоит необычная игра “Перспектива”. Как вы думаете, исходя из названия игры, для чего мы будем играть? (Заглянуть в будущее и сделать определённый жизненный выбор.) Да, сейчас у вас будет возможность представить своё будущее, спланировать его, может быть что-то изменить в нём или в отношении к нему, о чём-то задуматься.

Классный руководитель произносит напутственные слова. Раздаются “зачётные листы”. Музыка обрывается.

Компьютер, проектор, экран, презентация, музыка,

доска оформлена как во время выпускного вечера (плакаты, шарики, цветы),

5 столов со стульями и цветными карточками (жёлтый, красный, коричневый, зелёный, синий), бланк “Зачётного листа” (приложение 1) по количеству участников, ручки.

2 5 мин Эмоции выпускников. Ведущий. Выпускной бал закончился, 11 лет школьной жизни позади. Какие эмоции испытываете вы сейчас? Поделитесь, пожалуйста...

Ведущий с помощью воздушного шарика обсуждает с участниками их эмоции и подводит к выводу, что они разнообразны, переживаемые разные эмоции нормальны – и положительные, и отрицательные, они помогают справляться с различными жизненными ситуациями.

Слайд “Перечень эмоций” (презентация)
3 5 мин Профессиональная мотивация. Ведущий. После окончания школы необходимо определиться с будущей профессией для дальнейшего продолжения образования. Запишите в вашем “зачётном листе”, какую профессию вы выбираете и основной принцип, повлиявший на выбор будущей профессии (пункт 1).

Преобладание внутренних и положительных внешних мотивов наиболее эффективно для удовлетворённости трудом и его производительности.

Если среди участников игры оказываются те, в чьи планы не входит дальнейшее продолжение образование, ведущий предлагает им объяснить свою позицию и записать значимые для них жизненные цели на ближайшие 5 лет после окончания школы.

Слайд “Мотивы выбора профессии” (презентация)
4 5 мин Учебная мотивация. Ведущий зачитывает текст теста, а участники выбирают варианты ответов, которые отражают их точку зрения, и отмечают в “зачётном листе” (пункт 2) цвет, соответствующий пометке напротив выбранного ответа в тесте. При завершении теста должно быть отмечено 4 цвета. Тест
Вопрос Жёлтый Красный Зелёный Синий Коричневый
Я считаю, что посещать уроки важно, они способствуют профессиональному росту надо, чтобы получить достаточные знания для успешной сдачи экзамена. приходится, тем более что они бывают интересными. надо, ведь объект твоих симпатий сидит за соседней партой необходимо и всё, так как это характеризует тебя как ответственного и исполнительного человека
Контрольные работы, экзамены, зачёты – это возможность закрепить и систематизировать свои знания неприятная ситуация: всегда есть опасность получить неудовлетворительную оценку возможность побыть в приятной компании это возможность обратить на себя внимание учителя это возможность выделиться на фоне одноклассников
Свободное время его так мало: учёба, библиотека, научный кружок; в общем, не стоит и говорить о свободном времени. есть свободное время это встречи, тусовки, затеи, поездки, путешествия, безумные поступки это романтические встречи, ухаживания это возможность построить отношения, которые в будущем помогут найти хорошую работу
Выполнение домашних заданий это большая кропотливая работа: подготовить конспект, осмыслить материал, продумать выступление. это значит подготовить ответы на вопросы, которые учитель обязательно задаст. Готовиться, конечно, надо, но хорошо бы в компании друзей. полезное дело, если объект твоих симпатий сидит рядом. Если пользоваться дополнительной литературой, можно продемонстрировать классу и учителю свою компетентность.
  Ведущий. Теперь посмотрите на цвета выбранных вами ответов. Какой цвет преобладает? Пересядьте за стол с этим цветом. Если вы набрали поровну разных цветов, то останьтесь на месте и послушайте, что означает каждый цвет. Цветные карточки из теста М.Люшера: красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый.
5 5 мин Цели учёбы. Называются цели учёбы, а на стол ставятся таблички с названиями этих целей:

жёлтый – превращение в профессионала,

красный – возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний,

коричневый – карьерные устремления,

зелёный – активная жизнь,

синий – устройство личной жизни.

Ведущий. Теперь те, у кого было поровну разных цветов, выберите цель, которая вам ближе, назовите нам её и пересядьте за соответствующий столик.

Все участники сейчас могут решить, остаться ли им в своей группе или перейти в другую, чья цель кажется более верной. Участники при желании переходят.

Ведущий. Занесите, пожалуйста, вашу цель учёбы в “зачётный лист” (пункт 3). Участники заполняют “зачётные листы”.

Таблички с названиями целей учёбы (приложение 2).
6 5 мин Жизненная стратегия. Ведущий. А теперь рассмотрим вашу жизненную стратегию. К какой группе относится высказывание?

1.Молодость – это время серьёзной учёбы, совмещённой с практикой (жёлтый цвет).

2.Молодость – самое время получить максимум знаний (красный цвет).

3.Молодость – самое время завязать нужные знакомства, присмотреть место будущей работы (коричневый цвет).

4.Молодость – самое время погулять, “оттянуться”, приобрести побольше друзей (зелёный цвет).

5.Молодость – самое время устроить свою личную жизнь. Это время романтических знакомств (синий цвет).

Участникам предлагается выбрать дела (карточки), соответствующие выбранному варианту образа жизни и составить план на неделю (на листке еженедельника).

Листы из ежедневника.

Карточки для групп (Приложение 3).

7 5 мин Жизненный маршрут. Ведущий. Прошли годы. Расскажите, с каким вы “багажом”, чего достигли в жизни.

1 группа: практические наработки.

2 группа: отличные знания.

3 группа: научная карьера, приглашения на работу в престижные организации.

При всех достоинствах есть и недостатки: вас называют слишком правильными, у вас исчезли эмоции; не боитесь ли вы, что в конце жизненного пути вы будете отчаянно жалеть о скучно прожитой жизни?

4 группа: много друзей, весёлые воспоминания.

В вашей памяти сотни веселых вечеринок слились в какой-то единый общий бесцельный балаган. И с годами вы чувствуете, что друзья начинают отдаляться от вас, у них свои собственные новые интересы. Ваши сверстники ушли вперёд, а вы остались на месте, но и новое поколение с усмешкой смотрит на вас.

5 группа: уже сложившаяся семейная жизнь.

Однако ваша милая жена или замечательный муж оказались редкими занудами, а вокруг столько потрясающих дам и кавалеров. Так к чему семья, хочется ещё погулять, ведь вокруг столько интересного!

Ведущий. Те, кто недоволен достигнутыми результатами, может поменять свой жизненный маршрут... Но в реальной жизни невозможно вернуться назад и что-либо изменить в прошлом. А теперь с учётом сделанных изменений выберем свои жизненные цели.

 
8 5 мин Жизненная цель. Ведущий. У каждого человека есть какие-то жизненные цели – то, чего хотелось бы достичь, то, ради чего имеет смысл жить. Они могут быть очень разными.

Ведущий. Я прошу подумать, какая из перечисленных целей является для вас самой главной. Запишите её в “зачётный лист”.

Разделитесь на группы в соответствии со своим выбором. Посмотрите на тех, кто оказался рядом, и подумайте, много ли среди них тех, кто начинал этот путь вместе с вами. Давайте сделаем вывод: жизнь часто сводит вместе людей, которые по-разному начинали свой жизненный путь.

Слайд “Жизненные цели” (презентация)
9 5 мин Обсуждение игры.

Подведение итогов.

Ведущий. А теперь оцените свою работу. Как соотносятся ваши записи? Есть ли согласованность жизненных устремлений? Может быть, есть какие-то несогласования, несоответствие различных жизненных этапов? Участники делятся полученными результатами.

Наша игра завершена. Какими мыслями, чувствами, состоянием хочется поделиться?

 

Список литературы

  1. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками под общ.ред. Битяновой М.Р. – СПб.: Питер, 2004.
  2. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинги социальных навыков. – Ярославль, 2003.
  3. Энтони Р. Преодолеть невозможное. – СПб.: Питер Пресс, 1997.