Урок обучения грамоте по теме "Звуки [б], [б‘]. Буква Бб" УМК "Перспектива". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Урок с использованием электронного учебника


Целевые установки урока:

  • формирование умения различать звуки  [б] и [б];
  • знакомство с буквой Бб, формирование умения читать её в словах в составе предложений, текстов;
  • укрепление интереса к чтению через расширение круга знакомых книг;
  • наблюдение за разницей в произношении и написании слов, оканчивающихся на согласный звук.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Здравствуйте, садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.

2. Мотивация к учебной деятельности

Слайд №1.

– Мы продолжаем путешествие по удивительной стране «АБВГДЙКА», будем учиться...
– А что значит учиться?  Делаю сам; Что я не знаю?; Сам найду способ!
– Как мы будем строить свой урок?. Мы должны будем сначала понять, чего не знаем, а потом постараемся сами открыть новое знание.
– У нашего друга Смайлика прекрасное настроение,  он вновь пришёл к нам на урок получать новые знания. Покажите какое у вас настроение, улыбнитесь друг другу. Замечательно, вперёд за знаниями.

3. Актуализация знаний.

– С чего начнём работу? (С повторения).
– Какая бывает речь?
– Из чего состоит наша речь?
– Назовите признаки предложения?
– Вы сказали, предложение состоит из слов, что скажете о слове?
– А какие бывают звуки?  Чем они отличаются?.
– Сегодня мы познакомимся с новым звуком,  а каким вы определите сами.

4. Постановка проблемы, определение темы урока

Слайд №2

Наши друзья Аня с Ваней попросили меня принести на урок книгу.
– Посмотрите на неё.
– Кто сумеет прочитать название книги? 
– Фамилию автора книги?
– Кому читали эту книгу?
– Кто главный герой этой книги? (Деревянный человечек Буратино.)
– Как он появился на свет? (Его сделал из полена папа Карло).
– Почему же книга называется «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (Все приключения Буратино были связаны с золотым ключиком, которым открывается дверь в замечательный кукольный театр.)
– Сегодня мы станем участниками некоторых приключений Буратино. Тем ребятам, которым знакома эта книга, будет интересно вспомнить её содержание, а тем, кто услышит о приключениях  Буратино впервые обязательно захочет прочитать эту книгу. Но для этого мы должны узнать новую букву.
– А поможет нам в этом? Кто? Конечно, же Буратино. Давайте ещё раз все вместе по слогам произнесём  это имя.
– Кто догадался, какой звук нас интересует в имени Буратино? Верно, это звук [б].                            
– Кто поможет определить тему сегодняшнего урока?
– Сегодня мы познакомимся с новым звуком и научимся обозначать его буквой.
– Давайте вместе произнесём звук [б]  и дадим ему характеристику. (Дети хором произносят звук).
– Какой это звук: гласный или согласный? (Звук б согласный, звонкий.)
– Какой он в слове Буратино? (Твёрдый.)
– А как вы думаете может он быть мягким?.
– Давайте понаблюдаем: произнесите вместе со мной твёрдый звук б .
– Вспомните звукоподражательное  слово, в котором повторяется звук б.  (Барабан).
– Теперь произнесите мягкий звук. (бь,бь,бь..).
– Как стали звучать удары барабана? (Мягче, слабее.)
– Раньше ударами барабана зрителей приглашали на театрализованное представление.
– Давайте посмотрим, как звук Б обозначается буквой.

Слайд №3. Печатная и письменная буквы Бб

Слайд №4  Работа в учебнике.

– Давайте откроем Азбуку и посмотрим на что похожа буква  Б
– Откройте Азбуку на стр. 4.
– Буква, которая обозначает звуки б и бь, тоже напоминает барабан.
– Что ещё напоминает букву б? (Перевёрнутый золотой ключик.)

Слайд №5. Золотой ключик.

– Какая буква – большая или маленькая нужна Буратино? (Большая, так как с неё начинается его имя.)
– Где ещё нам пригодится заглавная буква Б?.

 Чтение слогов с буквой Б.

– Давайте, прочитаем  слоги со звуком Б.
– Прочитайте слоги, где согласный звук мягкий.
– Кто подарил Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортила).
– Рассмотрите Тортилу на рисунке и прочитайте, что она говорит. (Дети читают слоги).
– Это она бормочет на своём черепашьем языке.
– Где живёт Тортила?
– Прочитайте под рисунком.

Работа в паре.  Жужжащее чтение.

Чтение слов Черепахи.

– Какие слова бормотала Тортила?
– Попробуем разобраться в них.

Слайд №6. Рассыпанные слоги.

– К сожалению, черепаха уже старенькая, поэтому, наверное, перепутала слоги в словах.
– Давайте переставим слоги, так чтобы получились слова.

Работа у доски. Составление слов.

– Давайте прочитаем, какие слова получились.

Чтение слов 1 столбика. Что скажете? Значение всех слов понятно?

– Прочитаем слова 2 столбика.
– Какие появились мысли?

Тарарам – шум, гам, грохот, переполох, суматоха.
Бегемот – большое, неуклюжее животное, в болотах  жарких стран.
Билет – документ, который приобретается за денежные средства.
Балет – театрализованное представление, сопровождающееся музыкой, танцами.

– Какое слово лишнее? Аргументируйте свой ответ, почему.

Физкультминутка

– Тортила  хотела рассказать историю про золотой ключик, но не сумела.
– Что предлагают нам Аня и Ваня? (Посмотреть кукольный спектакль  про Буратино.)
– Что является пропуском на этот спектакль? (Билет).
– А  чтобы получить билет на представление, мы должны дать характеристику слову билет, выполнить звукобуквенный анализ этого слова.
– Кто желает это сделать у доски.

Слайд №7. Работа с моделью слова: билет.

Звукобуквенный анализ слова (билет.) у доски.

– Итак, мы получили с вами билет и вместе с Буратино отправляемся в театр.

Работа с учебником. Слайд №8.

Подготовка к чтению текста « В театре».

– Прочитайте глазками название текста.
– Как Буратино оказался в театре?
– Кто помнит содержание сказки? (Папа Карло купил Буратино Азбуку и отправил его в школу. Но Буратино, услышав звуки барабана, захотел посмотреть представление, продал Азбуку и купил билет в театр.)

Работа над текстом

– Прочитайте, Какими словами встретили Буратино куклы?. Какие вы здесь предложения увидели? Как их надо прочитать?
– Итак, Буратино в театре… Приняли все позу слушателя.

Чтение учителем отрывка сцены, которая происходила в театре. Стр.19-24.

– Как произошла встреча Буратино с Карабасом-Барабасом?
– Прочитайте имена героев сказки.
– Продолжите, кого из героев сказки здесь нет. (Джузеппе, кот Базилио, Мальвина, Пьеро, летучая мышь, крыса Шушера.)
– Кто оказался другом Буратино?

Слайд №9  Иллюстрация к сказке.

Физкультминутка

– А сейчас послушайте краткий пересказ сказки.

Пересказ сказки.

– Благодаря изучению какой буквы вы смогли познакомиться с  Буратино?
– Какие звуки  обозначает буква Б?
– Давайте дадим характеристику звуку.
– Сегодня Буратино вновь у нас в гостях и он для вас приготовил задания.

Закрепление изученного.

Выполнение заданий с электронного приложения.

1. Найди слова со звуками Б и Бь.  

– Что скажете?
– Как назвать одним словом? (Животные)
– На какие группы их можно разделить? (Домашние и дикие)
– Посмотрите на слова, в которых есть звук б и бь.
– Что скажете? Какое слово лишнее? Почему?

2. Буратино подготовил для вас загадку.

– Отгадай загадку и составь схему слова отгадки.
– Кто желает прочитать загадку?

Чтение загадки у доски.

– Звук ч всегда мягкий.
– А бычок какое животное?

3. Работа над текстом.

– Прочитать текст и подобрать  картинку.

Чтение текста хором.

– Найдите в тексте слова с буквой  Бб, назовите их.

Рефлексия. С какой буквой мы познакомились?

Слайд с буквой Бб. на диске.

– Какие звуки она обозначает? Характеристика звука.(дети дают характеристику звуку)
– Буратино помог нам не только познакомиться с новым звуком и буквой, но и предложил вам ещё раз прочитать книгу «Золотой ключик, или приключения Буратино.
– За хорошую работу на уроке он приготовил вам подарки.
– Вложите их сразу в  Азбуку, эти закладки помогут вам узнать новые звуки и буквы и помогут быстро научиться читать.

Слайд №10. Смайлик. У Смайлика хорошее настроение, он улыбается, а у вас?  Встаньте те, у кого такое же настроение,  поблагодарите за работу на уроке друг друга и  Смайлика, подарите всем свои красивые улыбки. Спасибо за урок!

14.12.2015