Рабочая программа элективного курса "Введение в педагогику"

Разделы: Общепедагогические технологии


Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс “Введение в педагогику” предполагает активизацию у старшеклассников процесса личностного, жизненного и профессионального самоопределения. Курс составлен на основе авторских учебников по педагогике и психологии (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, И.Ф. Исаев, И.А. Зимняя, Е.Н. Шиянов, В.А. Сластенин, Н.Е. Щурковой и др.), раскрывает основные направления деятельности учителя.

Программа элективного курса имеет профильную (гуманитарную) и профориентационную направленность. На уроках и практических занятиях необходимо показать старшеклассникам не только особенность профессии, но и значимость ее для реформируемого российского общества.

Устанавливая межпредметные связи, необходимо показать, как помогают полученные гуманитарные знания школьных предметов в дальнейшем обучении и труде при выборе профессии типа “человек- человек”. Изучив данный курс, учащиеся должны сделать выводы о своей профессиональной пригодности в сфере профессий, связанных с взаимодействием между людьми. Это обеспечивается не только проведением теоретических занятий, но и диагностированием склонностей и способностей, а также практикумы и тренинги с учащимися. Для изучения этих вопросов, предварительно учащиеся могут написать эссе, рефераты, доклады для выступления на школьных конференциях. При этом школьники, выбравшие профессию педагога, приобретут опыт в работе с информацией, печатными источниками, опыт публичных выступлений.

Каждый учащийся, изучивший данный курс, должен узнать общую ситуацию (формулу) выбора профессии и определить насколько он готов работать в будущем в сфере “человек- человек”, какие знания ему будут необходимы, и какие пути достижения этой цели он наметит.

Изучение курса завершается занятием, посвященным обобщению знаний. Это занятие также должно раскрыть творческий потенциал ученика.

Программой предлагается проведение диспута, защита рефератов (проектов), написание размышлений (эссе, сочинений) с последующим выступлением.

Форма определяется учителем в зависимости от состава группы, индивидуальных личностных качеств учеников. Как результат, должен быть составлен “профессиональный портрет” учителя.

Основным элементом программы элективного курса является решение учащимися теоретических и практических психолого-педагогических задач, в процессе чего они учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности.

Основными ценностями, на осуществление которых направлена реализация настоящей программы, являются: доброта, любовь, нравственная ответственность за судьбу родного края, школы; свободное самоопределение личности в ценностном пространстве педагогической деятельности; личная ответственность обучающихся за построение собственной жизни.

Основанием для выбора обучающимися данного курса будут являться их жизненные планы, склонности и интересы к будущей педагогической деятельности.

Реализация программы курса предполагается в виде теоретических и практических занятий, ролевых игр, тренингов общения.

Итоговая зач?тная работа может быть представлена в виде группового или индивидуального проекта или написания эссе.

Курс рассчитан на 34 часа.

Цели курса:

  • формирование у учащихся положительной установки на педагогическую деятельность;
  • раскрытие возможностей педагогической деятельности для творческой самореализации личности будущего педагога.

Содержание курса направлено на решение следующих задач:

Cоздание условий для становления базовых компетенций личности, т.е. культуры жизненного (личностного и профессионального) самоопределения обучающихся; помощь обучающимся в становлении личностно-ориентированного подхода к образовательному процессу; ознакомление обучающихся с возможностями выбора собственного жизненного пути в современном мире; выявление профессиональных интересов и склонностей обучающихся; развитие интереса к педагогическому труду; осознанный выбор профиля и профессии; познакомить с историей школы.

Предполагаемые результаты освоения программы

Развитие самостоятельности мышления учащихся, приобретение новых коммуникативных качеств, повышение мотивации к самообразованию и творчеству.

Эмоциональный комфорт, открытость, новый уровень межличностных отношений.

Профессиональное самоопределение школьников, т.е. готовность к осознанному выбору профиля и ориентация в выбранной профессиональной области.

Практические навыки организации внеклассной деятельности.

Обеспечение методологической компетентности, позволяющей осуществить прогнозирование и самопроектирование “Я-концепции” личности.

Социально-педагогическое самоопределение в будущем.

Основной способ оценивания результативности обучающихся

Педагогический анализ наблюдений деятельности обучающихся.

Выполнение и защита обучающимися заданий и проектов.

Работа обучающихся на занятиях, решение ими проблемных педагогических ситуаций, оформление диагностических работ.

Итоговый творческий зач?т.

Таблица тематического распределения количества часов

№ п/п Тема Кол-во часов
1 Предметная сфера педагогики. Основные понятия педагогики. 1
2 История становление педагогики как науки. 3
  Образование и воспитание на Руси с древнейших времен до конца ХVII века. 1
  Образование и педагогическая мысль в России ХVIII - первой половины XIX вв. 1
  Выдающиеся представители отечественного образование и педагогической мысли второй половины XIX-начала XX века. 1
3 Современные педагогические концепции. 3
  Основные педагогические концепции и педагогические парадигмы Западной Европы, Америки, России. 1
  Деятельность великих отечественных и зарубежных педагогов, педагогов- новаторов. 1
  Тенденции развития образования в 21 веке. 1
4 Методы обучения. 8
  Традиционная классификация методов обучения. 1
  Классификация методов по назначению. 1
  Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности. 1
  Метод проблемного изложения. 1
  Сущность информационно-рецептивного метода. Репродуктивный метод. 1
  Сущность исследовательского метода обучения. 1
  Метод проектов. 1
  Группа методов по дидактическим целям. 1
5 Особенности педагогической профессии. 2
  Возникновение и становление педагогической профессии. Карьера в рамках образования. 1
  Роль педагога в учебно-воспитательном процессе школы. 1
6 Задачи и содержание воспитательной работы в современной школе. 4
  Сущность процесса воспитания. Закономерности и принципы воспитания. Общие методы и формы воспитания. 1
  Основы воспитательной работы. Теоретические основы нравственного воспитания учащихся. Теоретические основы трудового воспитания. 1
  Основы воспитательной работы с коллективом учащихся. Теоретические основы умственного воспитания. Теоретические основы эстетического воспитания. Теоретические основы физического воспитания. Теоретические основы правового и других видов воспитания. 1
  Основы работы классного руководителя (организатора воспитательной работы в школе). Содержание и формы внеклассной и внешкольной работы. Совместная воспитательная работа школы и семьи. 1
7 Портрет личности учителя и требования к ней. 3
  Основные признаки психолого-педагогической культуры педагога. 1
  Решение психолого-педагогических задач. Встреча с выпускниками школы, выбравшими профессию учителя. 1
  Права и обязанности учителя. 1
8 Педагогические способности будущего педагога. 2
  Понятие о структуре педагогических способностей. Интерес и склонность к педагогической работе. Психологические основы самовоспитания при подготовке к педагогической деятельности. 1
  Изучение рекомендаций по формированию способностей к педагогическому общению, организаторских способностей. Знакомство с профессиограммой учителя. 1
9 Возрастные этапы в развитии личности школьника, их характеристика. 3
  Возрастные этапы в развитии личности школьника, их характеристика. 1
  Особенности воспитания учащихся разных возрастов. 1
  Акселерация и социальная зрелость. 1
10 Педагогические мастерские
Посещение уроков учителей-мастеров.
1
11 Педагогические учебные заведения. 3
  Специальности педагогического профиля. 1
  Правила поступления в педагогическое учебное заведение. 1
  Права и обязанности в получении профессионального образования. 1
12 Чего мне не хватает сегодня, чтобы стать учителем? 1
  Итого. 34

Содержание программы

В содержание элективного курса “Введение в педагогику” входят темы, раскрывающие социальное значение и характер педагогического труда. Программа построена так, чтобы школьники имели представление об умениях, навыках, необходимых в работе учителя, познакомились с методикой проведения внеклассного мероприятия. Большое внимание уделяется анализу психолого-педагогических ситуаций и решению и решению педагогических задач как средствам формирования профессионально-педагогической направленности.

Тема 1. Предметная сфера педагогики. Основные понятия педагогики (1 час).

Предмет и задачи педагогики. Методология педагогики. Структура педагогической науки. Функции педагогической науки. Терминологический словарь педагогов. Основные понятия.

Тема 2. История становление педагогики как науки (3 часа).

Образование и воспитание на Руси с древнейших времен до конца ХVII века. Воспитание и образование в Киевской (Х-ХIII вв.) и Московской (ХIV - ХVII вв.) Руси. Славяно-греко-латинская академия (1687 г.). Образование и педагогическая мысль в России ХVIII - первой половины XIX вв. Цифирные и гарнизонные школы. Открытие Академии наук (1725г.). Образовательная деятельность Л.Ф. Магницкого. Выдающиеся представители отечественного образование и педагогической мысли второй половины XIX-начала XX века: К.Л. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.И. Водовозов, П.Г. Редкий, В.Я. Стоюнин, Д.И. Менделеев, Л.Н. Толстой, С.А. Рачинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров. К.Н. Вентцель, С.И. Гессен, А.С. Макаренко и др.

Входящее тестирование: выявление педагогических интересов и педагогической направленности школьников, знаний истории зарождения педагогической мысли. Рейтинг-опрос по темам: “История становления педагогики”; “Зависимость содержания и характера воспитания от образа жизни людей и социальных условий”; “Педагогические идеи в русском народном творчестве: русских народных сказках, былинах, потешках, колыбельных песнях”.

Практическое задание: школьники получают задание для аргументации “за” и “против”, перед ними стоит задача проанализировать высказывания великих педагогов и высказать свое мнение: “Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях” (Я. Корчак);

“Вам не удается никогда создать мудрецов, если вы не создадите сначала шалунов” (Ж.Ж. Руссо); “Утверждая право отдельной личности добровольно состоять в коллективе, коллектив требует от этой личности, пока она состоит в нем, беспрекословного подчинения” (А.С. Макаренко); “Детей нельзя истязать неразумной любовью; закон должен взять их по защиту” (Я. Корчак).

Задания для самостоятельной работы: Написать эссе на тему “Мой идеал учителя”. Провести опрос “Ценности моих родителей”.

Тема 3. Современные педагогические концепции (3 часа).

Основные педагогические концепции и педагогические парадигмы Западной Европы, Америки, России. Модели образования в современном мире. Современное мировое образовательное пространство, его структура и варианты развития. Мировые образовательные программы. Современные педагоги новаторы и новаторские школы конца века. Тенденции развития образования в 21 веке.

Тема 4. Методы обучения (8 часов).

Традиционная классификация методов обучения. Классификация методов по назначению. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности. Метод проблемного изложения. Сущность информационно-рецептивного метода. Репродуктивный метод. Сущность исследовательского метода обучения. Группа методов по дидактическим целям.

Тема 5. Особенности педагогической профессии (2 часа).

Профессия и специальность педагога. Профессии типа “Человек – Человек”. Возникновение и становление педагогической профессии. Содержание педагогического труда. Условия труда учителя. Творческий характер учительской деятельности. Компоненты профессиональной деятельности учителя-предметника. Карьера в рамках образования: тест “В педагоги я пойду – стану карьеристом…”.

Практическое задание: Предложить ответы на вопросы: 1. Профессия учителя – талант или квалификация. 2. М.И. Калинину принадлежат слова: “Учителем надо родиться”. А.С.Макаренко утверждал: “Успех педагогического дела решает не талант учителя, а мастерство, основанное на умении, на квалификации”, т.е. учителем можно стать? Каково ваше мнение? Аргументируйте его.

Задание для самостоятельной работы: Организовать встречу с ветеранами педагогического труда, работниками школы. (Собрать материал и подготовить сообщение о педагогической деятельности своего представителя).

Тема 6. Задачи и содержание воспитательной работы в современной школе (4 часа).

Сущность процесса воспитания. Закономерности и принципы воспитания. Общие методы и формы воспитания.

Основы воспитательной работы. Теоретические основы нравственного воспитания учащихся. Теоретические основы трудового воспитания.

Основы воспитательной работы с коллективом учащихся. Теоретические основы умственного воспитания. Теоретические основы эстетического воспитания. Теоретические основы физического воспитания. Теоретические основы правового и других видов воспитания.

Основы работы классного руководителя (организатора воспитательной работы в школе). Содержание и формы внеклассной и внешкольной работы. Совместная воспитательная работа школы и семьи.

Тема 7. Портрет личности учителя и требования к ней (3 часа).

Основные признаки психолого-педагогической культуры педагога: психолого-педагогическая грамотность, уровень педагогического мастерства, степень развития педагогических способностей, нравственно-профессиональная воспитанность. Требования, предъявляемые к учителю, работающему в учебных заведениях. Этические и психологические установки педагога: отношение к обучающимся, отношение к организации коллективной деятельности, отношение к самому себе.

Практическое задание: Решение педагогических задач. (Например, слово “такт” – мера или чувство меры? Вспомните слова К.Д. Ушинского: “В школе должна царствовать серь?зность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма… носитель этих качеств учитель”. Как вы думаете? Достоинства педагога могут превратиться в недостатки? Встреча с выпускниками школы, выбравшими профессию учителя.

Задание для самостоятельной работы: Написать эссе “Каким должен быть современный учитель?” или “Имидж современного педагога”.

Тема 8. Педагогические способности будущего педагога (2 часа).

Понятие о структуре педагогических способностей. Интерес и склонность к педагогической работе – условие развития педагогических способностей. Трудолюбие как фактор, способствующий развитию способностей.

Психологические основы самовоспитания при подготовке к педагогической деятельности. Методы оптимизации эмоционального состояния педагога: дыхательные упражнения, техники самовнушения и аутотренинга.

Практические задания: Изучение рекомендаций по формированию способностей к педагогическому общению, организаторских способностей. Освоение одной из методик регулирования эмоций. Знакомство с профессиограммой учителя.

Тема 9. Возрастные особенности и возрастные периоды развития личности (3 часа).

Возрастные этапы в развитии личности школьника, их характеристика. Особенности воспитания учащихся разных возрастов. Акселерация и социальная зрелость.

Тема 10. Педагогические мастерские: посещение уроков учителей мастеров и обсуждение увиденного (1 час)

Возможные задания обучающимся для наблюдения при посещении урока:

1. Оценить, в какой степени педагог, ведущий учебное занятие, умеет (владеет навыком):

1.1. Управлять своим психофизическим состоянием.

1.2. Слышать настроение в классе.

1.3. Распределять внимание при работе с обучающимися на уроке.

1.4. Выразительностью своего отношения к происходящему.

1.5. Выразительностью речи и т.п.

2. Попробовать:

2.1. Определить, в ч?м состоят главные особенности общения данного учителя с классом.

2.2. Составить схему (модель) взаимоотношений, которая, на взгляд посещающего, наиболее точно отражает взаимоотношения в коллективе класса, в котором проходит урок (обсуждение полученных результатов лучше проводить в присутствии учителя, на уроке которого присутствовали школьники, классного руководителя этого класса).

3. Выделить учеников, которые находятся, по мнению посещающего, в состоянии конфликта с преподавателем, предположить возможные причины его возникновения, выявить инициатора.

2.4. Выделить ребят, которые, по вашему мнению, относятся к наиболее популярным среди своих одноклассников и “отвергаемых”, т.е. тех, которые сами хотели бы иметь друзей в классе, но с ними никто не хочет иметь дело, а также тех, кто не проявляет никакой инициативы для общения с другими. Затем (при анализе, рефлексии увиденного) можно проанализировать, во-первых, почему тот или иной ученик был отнес?н в ту или иную группу, во-вторых, каковы причины того, что он оказался в этой группе, охарактеризовать эмоциональную атмосферу в классе. Назвать тех учеников, которым преподаваемый учителем предмет нравится (не нравится), и пояснить почему.

3. Опираясь на имеющиеся знания о педагогическом взаимодействии, попробовать описать его характер на данном уроке.

Пояснения: Предложенные примерные вопросы разбиты на три группы. В первой группе собраны вопросы, относящиеся к профессиональной оснащ?нности педагога, во второй – характеризующие взаимоотношения в классе. Третье задание – обобщающее. Ученику предлагается описать характер педагогического взаимодействия на основе тех знаний по педагогике и психологии, которые он имеет. Часы, выделенные на занятие этого вида, могут быть использованы несколькими способами. Например, посещение уроков может быть организовано после прохождения какой-либо темы и полученный материал может быть использован на последующих занятиях. Полученный материал станет основой для проведения итогового диспута.

Тема 11. Педагогические учебные заведения (3 часа).

Система подготовки педагогических кадров в России. Типы педагогических учебных заведений. Специальности педагогического профиля. Правила поступления в педагогическое учебное заведение. Права и обязанности в получении профессионального образования.

Тема 12. Семинар-диспут “Чего мне не хватает сегодня, чтобы стать учителем?” (1 ч.)

Задание:

1. Подготовить эссе на тему: “Портрет учителя – героя нашего времени”.

2. Составить схему (модель) взаимоотношений классного руководителя и учеников (обсуждение полученных результатов лучше проводить в присутствии учителя и учеников).

3. Заполните таблицу:

Педагогические способности, которые следует в себе развить Характеристика педагогических способностей
   

Требования к подготовке учащихся по предмету

Школьники должны иметь представление:

о роли и сущности педагогической деятельности и педагогической профессии; о современных тенденциях в образовании; о деятельности великих отечественных и зарубежных педагогов, педагогов- новаторов; о педагогических учебных заведениях; о культуре общения на основе педагогической деятельности.

Школьники должны знать:

специальности педагогического профиля; свои права и обязанности в получении профессионального образования; правила поступления в педагогическое учебное заведение; основное содержание правовых документов.

Школьники должны уметь:

осуществлять самосовершенствование с позиций требований, предъявляемых к учителю; использовать личностный фактор в организации умственного труда; владеть основами педагогического воздействия; анализировать проблемные педагогические ситуации, делать правильный выбор в общении; работать с материалами педагогической литературы.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

1. Балакирева Э.В. “Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль” / Учебно-методическое пособие для учителей. – С-П.: КАРО, 2005.

2. Белова С.В. Элективные курсы гуманитарной направленности для различных профилей обучения: учеб.-метод. пособие. – М.: Глобус, 2007.

3. Болдина Е., Ащеулова К. “Педагогические ситуации”. – М.: Школьная пресса, 2000. тивные курсы в школе”. – М.: Новая школа, 2004.

4. Научно-практический журнал “Завуч” № 5, 2000.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Изд-во центр “Академия”, 2002.

6. Шмидт В.Р. “Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. 8–11 класс”. – М.: ТЦ Сфера, 2005.