Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лексический калейдоскоп"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Класс: 5-9

Форма: КТД

Цели:

  • Познавательные: познакомить учащихся (обзорно) с личностью В.И.Даля; учащихся 5-6 классов познакомить с многообразием лексического состава русского языка; закрепить знания по лексике учащихся 7-10 классов.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес к изучению лексики как особого раздела русского языка; обогащать, активизировать словарный запас школьников; расширять их лингвистический кругозор; развивать навыки связной устной речи; творческие способности учащихся.
  • Воспитательные: способствовать осознанию школьниками эстетической ценности русского языка; формировать уважительное отношение к родному языку, гордость за него  (воспитание патриотизма); воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию; развивать психологические качества школьников: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний.

Оборудование: проектор, компьютерная презентация

Ход мероприятия

1 слайд.

Учитель:

Так много слов скопилось на земле!..
Но в собственность ни деньгами, ни властью
Ни купишь слова, не запрёшь в столе:
Оно мирское достоянье, к счастью!

Щелчок

И сотни раз различные уста
Одно и то же произносят слово,
И на устах у каждого из ста
Оно значенье изменяет снова.

Учитель: Ребята, вы заметили, что изменилось во фразе на экране? Мы сегодня попытаемся ответить на этот вопрос. Но что такое слова? Для многих людей слова – это и есть язык. Если много слов, язык богатый и хороший, мало – совсем наоборот.

Ученик: А много ли слов в русском языке?

Учитель: А это – как считать. Кому и двухсот хватит на целую жизнь, а другим нужно больше. Если сосчитать все слова нашего языка, их окажется около миллиона.

2 слайд.

Ученик: Это большое богатство, но отчасти мы его растеряли. Слишком поздно стали записывать слова, составлять словари. В первом печатном словаре 1596 года было всего 1061 слово.

3 слайд.

В конце XVIII века был составлен “Словарь Академии Российской” - в нем 42 257 слов.

4 слайд.

Учитель: И лишь в 1863 году вышел в свет “Толковый словарь живого великорусского языка” в 4-х томах. Этот словарь огромен. Он содержит более 200 тысяч слов. Даже если их просто выписать столбиком, понадобится 450 школьных тетрадей в линейку.

Ученик: Но ведь автор еще и объяснял каждое слово, подыскивал другие, близкие ему по смыслу, приводил примеры из жизни. А заметки к словам— это же настоящие маленькие рассказы о быте народа и его труде, о ремеслах, о народных обычаях и поверьях. Они объясняют, в каких избах жили русские люди в старину, какие печи топили, на каких телегах ездили, чем поле пахали, как рыбу удили и как эту рыбу называли, какие щи хлебали, из чего кашу варили, чему учили детишек...

Учитель: Вся жизнь русского человека того времени отразилась в словаре, будто в волшебном зеркале.

5 слайд.

Но вот об его авторе известно куда как меньше. Вот можете поверить, что автор словаря был моряком, был еще и умелым резчиком по дереву, а также делал миниатюрные изделия из стекла?

Ученик: Известно также, что этот человек был замечательным хирургом, участвовал в двух войнах и спас жизнь великому множеству раненых. Он был отважным солдатом.

Учитель: Или вот, например: все знают, что поэт Александр Сергеевич Пушкин был ранен на дуэли. Но совсем немногим известно, что умер он на руках у этого доктора, который как мог старался облегчить страдания своего умирающего друга...

Ученик: А ведь еще была многолетняя служба в министерстве внутренних дел, где талантливый и исполнительный служащий очень быстро стал незаменимым помощником самого министра.

6 слайд. Учитель: На составление словаря этот человек потратил почти 50 лет своей жизни...

Ученик: Но кто он? И как ему в голову пришла эта идея – собирать слова?

Учитель: Чтобы понять это, давайте мысленно перенесемся в девятнадцатый век и попробуем выяснить все по порядку.

7 слайд.

Сценка.

Учитель: Морозным вечером в марте 1819 года по дороге из Петербурга в Москву на паре почтовых лошадей ехал молодой флотский офицер. Всего несколько дней назад он закончил обучение в морском корпусе и получил звание мичмана. Служить его отправили на Черноморский флот. Путь предстоял неблизкий, а только что полученная казенная шинель грела плохо. Молодой мичман зябко жался. Ямщик в утешение продрогшему до костей моряку указал на пасмурневшее небо — верный признак перемены к теплу.

— Замолаживает, барин!

И хотя сказано это было по-русски, мичман не понял, о чем идет речь.

— Как это “замолаживает”?

- Пасмурнеет, к теплу.

Учитель: И тут происходит нечто странное: трясущийся от холода мичман выхватывает из кармана записную книжку и окоченевшими от мороза руками пишет:

“Замолаживать — иначе пасмурнеть — в Новгородской губернии значит заволакиваться тучами, говоря о небе, клониться к ненастью...”

8 слайд.

Учитель: Как вы, наверное, уже догадались, этим мичманом был совсем еще молодой Владимир Даль. А несколько написанных на стылом ветру строчек в записной книжке положили начало “Толковому словарю живого великорусского языка”. Далю было тогда всего семнадцать лет. С тех пор при каждом удобном случае книжка пополнялась новыми заметками. Владимир Иванович записывал туда областные слова, особенные обороты народной речи, пословицы, поговорки, прибаутки. Через несколько лет  записная книжка выросла в несколько толстых тетрадей, исписанных мелким красивым почерком.

Ученик: Вот так появился на свет “Склад запасов ... живого русского языка”. В толковом словаре не просто собраны слова, в нем раскрыты смысл и значение каждого из многих сотен тысяч слов. Можно подумать, что работал над словарем целый научно-исследовательский институт.

Учитель: Но собрал все слова, которые есть в “Словаре”, и объяснил один человек - Владимир Иванович Даль.

9 слайд. Страница первая. Лексическая...

Я уверена, что словарный запас этого человека был очень богат. Интересно, а как обстоят дела у вас, ребята? Предлагаю провести лексическую разминку. Продолжите предложение.

Счастье – это...

Любить – это значит...

Комплименты девочкам (говорят мальчики), комплименты мальчикам (говорят девочки).

10 слайд.

Страница вторая. Мудрая... Рейтинг пословиц

“Без пословицы речь не молвится”.

11 слайд. (Звучит композиция ярмарка)

Сценка.

(Даль встаёт, ходит по сцене с блокнотом и записывает слова)

Учитель: Шумит, поет, торгуется ярмарка. Ходит по ярмарке Владимир Иванович Даль. Дома вынимает из кармана чай, кисейный платочек или колечко бирюзовое; а главное – каждый вечер приносит он домой несметные сокровища, единственные, за которые не берут на ярмарке денег – только подбирай. Дома он раскладывает слова по полочкам в своих хранилищах; каждую пословицу переписывает...

12 слайд.

Ученик: В 1862 году вышла книга В.И.Даля “Пословицы и поговорки русского народа”, в которой собрано 30130 пословиц на 180 тем. Даль был исследователем. А какими исследователями смогли стать ученики 6-х классов? Сейчас узнаем.

13 слайд.

Шестиклассник 1. Нам, наследникам Даля, стало интересно, какие пословицы знают наши ребята и взрослые. Для этого мы провели опрос. И вот, что вышло.

Шестиклассник 2:

1 место – “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”, 2 место – “От пустой головы рукам покоя нет”, “не имей сто рублей, а имей сто друзей”, “Слово не воробей, вылетит-не поймаешь”, Делу – время, потехе – час”, Сто раз отмерь – один отрежь”.

Шестиклассник 1.

3 место – “Любишь кататься – люби и саночки возить”, “Сделал дело – гуляй смело”.

14 слайд.

Шестиклассник 2: А вот что интересно, в 8 А классе ребята живут по принципу “Волка ноги кормят”, и в этом же классе “Работа не волк, в лес не убежит”.

15 слайд.

Шестиклассник 1. Некоторые ребята, а именно выпускники, сами придумывали свои пословицы, видимо имеют горький житейский опыт. Внимание на экран. Объясните смысл этих шедевров. “Жизнь не мёд”, “нечего языком болтать, лучше словом написать”, “не соврёшь – не проживёшь”, “Дают – бери, бьют – беги”, “Слово может ранить и как бумеранг вернётся обратно”, “Выше нас только птицы”.

16 слайд.

Шестиклассник 2: Взрослые, кстати, солидарны с ребятами. У педагогов лидирует пословица “Без труда не вытащишь рыбку из пруда”. А вот и настоящие шедевры: “На языке мёд, под языком лёд”, “Доброе слово – дверь в душу”, “Язык до Киева доведёт”, “Здоровье дороже денег”.

Шестиклассник 1. Вывод:

Вместе: “Больше дела-меньше слов”.

17 слайд.

Ученик: Прав был В.И.Даль: “Без пословицы речь не молвится”.

18 слайд Страница третья. Народная...

19 слайд. (Сценка)

Владимир Иванович был знаком с Пушкиным. Однажды поэт заглянул к Далю, когда тот жил в Петербурге.

20 слайд. Интересовался словами с “прозрачным” смыслом. Увидел слово “выползина”.

- Это еще что такое?- спросил Пушкин.

Пришлось объяснять:

-Выползиной называют шкурку, которую сбрасывает с себя змея.

На Пушкине в тот день был новый черный сюртук. Он, смеясь, сказал своему другу:

- Какова выползина! Ну, из этой выползины я еще не скоро выползу. В этой выползине я еще такое напишу!..

Учитель: А ведь речь идёт о диалектных словах, употребляемых жителями той или иной местности. А мы в какой области живём? В Псковской. Вот о таких уникальных родных псковских словечках и расскажут нам настоящие скобари – ученики 7а класса.

21 слайд.

Сценка “На деревню к дедушке”.

(Голос петуха)

Бабушка: Дочуш, милая... Как хорошо, что ты к нам приехала. А то вся исхудавши, молочка не пивши, маслица не евши, по ночам не спавши, всё гулявши и гулявши...

Внучка: Да ладно, бабушка, я в порядке.

Дед: Ну коли в порядке, давай бери латку, покорми кота, одень дьянки, да выйди на двор, помоги бабушке обрядиться... А я с подполу баркана достану, да схожу до ближайшего заулка, потом на реку, посмотрю, что с лавиной, не подтопило ли...

Внучка: Что-то не понимаю, тебя дедушка...

Дед: Чего ж непонятно-то, одень испотки, дойди до хлева, да прибраться бабке помоги... А потом в байню пойдём, вот только шайки подготовлю. А помывши можно и спать ложиться. Что опять не поняла? Вот стрекавой бы тебя, да ладно...

Семиклассник 1: Как вы думаете, поняла ли внучка деда? Почему? Какие слова ей были непонятны?

Семиклассник 2: Мы тоже сначала не поняли... Потом выяснили – это диалектные слова, которые употребляются жителями Псковской области, в основном в сельской местности. А вот и их современные литературные заменители: латка – миска, дьянки, испотки – рукавицы, двор, хлев – место для домашнего скота, обрядиться, прибраться – накормить и напоить скот.

Семиклассник 1: А дед собрался достать из подпола – подвала баркана – моркови, сходить посмотреть на лавину – подвесной мост, потом в байню – в баню, шайки – тазы подготовить.

Семиклассник 2: А уж стрекава – то крапива. Всё это мы узнали из бесед с нашими преподавателями.

22 слайд.

Семиклассник 1: Есть ещё словарь Псковских говоров.

Все: Мы вот почитавши и вам рассказавши, а уж вы, надеемся, всё понявши.

23 слайд Страница четвёртая. Исконно русская...

Ученик: Для всего в русском языке есть множество хороших слов... Так считал русский писатель К.Г.Паустовский. В.И.Даль также был предан исконно русскому слову. На сцене настоящими патриоты русского языка, ученики 7 в класса.

24 слайд. (Звучит русская народная мелодия. Выходят трое семиклассников в русских национальных костюмах, с хлебом и солью)

Семиклассник 1: Да вот они русские родные слова наши: хлеб, соль, гости дорогие!

Семиклассник 2: Русское угощение, русские наряды, русские песни!

Семиклассник 3: В исконно русских словах отразилась жизнь и быт наших предков. Смотрите: это названия предметов домашнего обихода (горшок, самовар, корзина).

Семиклассник 1: А ещё названия домашних животных (петух, утка, лошадь, щенок).

Семиклассник 2: И эта красота наша русская (сарафан, лента, лапти, кушак, носок, часы).

Семиклассник 3: А есть и красивые слова, наши: бабочка и ангел. Наши предки верили, что бабочка – это вместилище души предков женского пола. Так что нам, девушкам, можно быть слегка несерьёзными. Предки позволяют.

25 слайд.

Семиклассник 1: Об этом и многом другом можно узнать и в словаре Даля, а также в Интернете через уникальный викисловарь.

Все: Будьте здоровы!

26 слайд. Страница пятая. Иностранная...

Учитель: Наш русский язык, как и русские люди, отличается гостеприимством и радушием. Он с удовольствием принимает в свой словарный состав заграничных гостей. А некоторым иностранным словам так нравится жить среди русских слов, что мы уже их считаем своими.

Ученик: Наблюдали за жизнью зарубежных пришельцев в нашем языке ученики 8ав классов.

27 слайд. (Звучит иностранная мелодия)

Восьмиклассник 1: Ты хотел бы отправиться в путешествие по разным странам мира?

Восьмиклассник 2: А кто ж не хочет? Ещё бы! Да вот одна проблема: с английским у меня не всё в порядке...

Восьмиклассник 1: А поверишь, если скажу, что и с английским, и с немецким, и с французским, и даже с арабским у тебя всё в порядке?

Восьмиклассник 2: Да, видимо, учёба тебя притомила, четверть длинная...О чём ты говоришь?

Восьмиклассник 1: Да я об иностранных словах в нашем языке.

Восьмиклассник 2: Например...

28 слайд.

Восьмиклассник 1: Спим мы на кровати, как древние греки, сидим на диванах, как персы. 11

Восьмиклассник 2: Ты ещё скажи, что и едим мы всё нерусское.

29 слайд.

Восьмиклассник 1: А вот тебе меню из столовой. Завтрак: чай китайский, кофе французский, какао испанский с индийским сахаром, бутерброд немецкий.

30 слайд. Обед: суп и пюре с котлетой по-французски.

Восьмиклассник 2: Подожди, а картошка хоть русская?

Восьмиклассник 1: Картошка русская, а вот картофель немецкий.

Восьмиклассник 2: Да ладно?!

31 слайд.

Восьмиклассник 1: И это не всё. Одет ты тоже во всё заграничное. Костюмчик и галстук французский, туфли немецкие. Настоящий щёголь!

Восьмиклассник 2: Ну хоть носки-то родные.

32 слайд. (выходит третий восьмиклассник)

Восьмиклассник 1: Да. А вот ещё паренёк модный: джинсы из Лондона, кроссовки из Парижа, бандана из Индии.

33 слайд.

Восьмиклассник 2: А девчонки? У них точно вся география на лице помещается?

Восьмиклассник 1: А вот и нет. Они у нас настоящие француженки, видишь?

34 слайд. И ещё учимся мы не просто в школе, а в интернате...

Восьмиклассник 2: Я в курсе...

Восьмиклассник 1: Слово школа греческого происхождения, а интернат –латинского.

Восьмиклассник 2: Ааа, поэтому и ходить на занятия мы должны в форме, чтоб языкам соответствовать? А ты сообразительный...

Восьмиклассник 1: Да и ты тоже, просто слова иностранные прижились в нашем языке и порой узнать их мы не можем. Теперь веришь, что говоря по-русски, мы говорим на иностранных языках?

35 слайд.

Восьмиклассник 2: Верю. Но откуда ты всё знаешь?

Восьмиклассник 1: Есть словарь иностранных слов, читай, удивляйся. Но за границу лучше ехать с хорошим английским!

Восьмиклассник 2: Ну а в конце, давай по-русски:

Вместе: Спасибо за внимание!

36 слайд. Физкультминутка “Слово наоборот”

5ав тихие, спокойные (шумные)
6ав недружные (дружные)
7а глупые (умные)
7в грустные, печальные (весёлые)
8ав слабые, хиленькие (сильные)
9а грубые, невоспитанные (вежливые)
119в ленивые (трудолюбивые)
10а хвастливые (скромные)
Педагоги злые (добрые)

37 слайд.

Страница шестая. Разговорная...

38 слайд.

Ученик: В 1829 году начинается русско-турецкая война, и всех студентов медиков призывают в армию. Даль досрочно защищает диссертацию, и отправляется к месту службы. Он лечит раненых, борется с холерой и чумой и ... собирает слова.

39 слайд.

Учитель: Скоро слов стало так много, что для их перевозки понадобился верблюд. Однажды во время турецкого налета верблюда угнали. Даль был в отчаянии.

Ученик: К счастью, через две недели казаки привели отбитого у турок верблюда. Упакованные тюки с записями мирно покоились на мохнатых горбах. Туркам не понадобились труды Даля.

Учитель: Язык, на котором мы говорим – живой, как жизнь. Это слова детского писателя Корнея Чуковского. Но жить он будет, пока мы, носители языка, будем давать ему эту жизнь, произносить слова, мыслить. Согласен?

Ученик: Ну типа того...

Учитель:  В смысле?

Ученик:  Ну как бы да...

Учитель: Выражайся яснее.

Ученик: Короче...

Учитель: Всё, короче некуда. Ребята, понимаете ли вы его? А я вот догадалась, сейчас наши старшеклассники, расскажут нам о таком явлении в живой речи как речевая паразитология.

40 слайд.

Старшеклассник 1: Наша обычная речь – это неподготовленная речь. Мы одновременно говорим и думаем. Человек не всегда успевает сформулировать свою мысль, ему приходится останавливаться, чтобы подумать или подыскать подходящее слово.

Старшеклассник 2: Вот тут и приходят на помощь всевозможные э-э-э, мэ-э-э, ну, это и так далее. Они являются своего рода сигналами: я здесь, я на связи, сейчас уже скажу, ждите ответа.

Старшеклассник 1: В действительности, различные слова-паразиты употребляют совершенно разные люди. Например, человеку, который злоупотребляет словечком “это”, вообще каждое слово дается с трудом – он тугодум. Напротив, выражение “так сказать” часто встречается в речи людей, которые за словом в карман не лезут, говорят очень быстро.

41 слайд.

Старшеклассник 2: Особая история со словом как бы. Оно приобрело популярность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи. Но всё чаще как бы заменяетя на типа.

Старшеклассник 1: Мы понаблюдали за речью наших школьников. Да простит нас Владимир Иванович Даль. Красна изба углами, а речь учеников лишними словами. Мы произносить их не будем. Вот они на экране. Эти слова уже вошли в привычку.

Старшеклассник 2: Вот поэтому учителя часто говорят: “Дети, вы вообще русские?”

Старшеклассник 1: А с педагогами особая история. Всю прошлую неделю они были под нашим пристальным наблюдением. Наши взрослые – настоящие словесные виртуозы!

Старшеклассник 2: Да простит их Владимир Иванович Даль. Видна птица по перьям, а человек по речам. Вот некоторые примеры.

Узнавайте своих учителей и воспитателей!

42 слайд.

Старшеклассник 1: Напоминаю, у нас урок! Призываю всех к порядку! Будете разбираться с администрацией!

1143 слайд.

Старшеклассник 2: Абсолютно точно! Точно абсолютно!

44 слайд.

Старшеклассник 1: Не слышу правильного ответа! В общем здесь это зависит от того и т.д. и т.п.

45 слайд.

Старшеклассник 2: Русский язык на пять знаю только я и Господь Бог! Есть тут такой момент! Ну вообще беда! Я что, всю жизнь буду ждать, пока вы на урок соберётесь!

46 слайд.

Старшеклассник 1: Вы у меня дочирикаетесь!

Старшеклассник 2: Вот какая печалька приключилась...

47 слайд.

Старшеклассник 1: Ля-ляммм, ля-ляммм...

48 слайд.

Старшеклассник 2: Поверьте в мечту! Цигель-цигель, ай-лю-лю...

Старшеклассник 1: Я здесь, я здесь, а вы где? Чудненько-чудненько...

49 слайд.

Старшеклассник 2: А вы сейчас скажете... Я вам отвечу...

50 слайд.

Старшеклассник 1: В речи учителей и воспитателей эти устойчивые выражения помогают нам лучше их понять.

Старшеклассник 2: А если серьёзно, берегите свою речь, не засоряйте её словесным мусором!

 51 слайд

Страница шестая. Заключительная

Ученик: На родине Даля в городе Луганске в его честь названа улица. Здесь открыт музей писателя.

52 слайд. Восточно-украинский Национальный Университет в городе Луганске носит имя В.И.Даля.

53 слайд. Похоронен Даль на Ваганьковском кладбище в Москве.

Учитель:

То ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит, подобно древу,
Из веток и корней.

Щелчок

Незыблема его первооснова
На много тысяч лет.
Выходит так, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся как звенья,
И так растет строка.
И можно различать сердцебиенье родного языка.

Ученик: Нет в мире слова без значенья. Это мысль автора Словаря живого великорусского языка, который принёс ему бессмертие. Они звучат, как наказ нам, живущим, беречь и уважать свою речь.

54 слайд. Клятва носителей русского языка, достойных наследников Даля.

Пока есть жизнь – нет конца словам.
И делу, начатому Далем, нет конца.

Щелчок

115ав Мы обещаем правильно произносить слова.
6ав Мы обещаем слушать грамотную речь.
7а Мы обещаем писать без ошибок.
7в Мы обещаем не выражаться плохими словами.
8ав Мы обещаем отвечать за сказанное слово.
9а Мы обещаем употреблять в речи больше хороших добрых слов
9в Мы обещаем пополнять свой словарный запас.
10а Мы обещаем быть примером грамотной речи.

Литература.

1. Булатов М., Порудоминский В. Собирал человек слова.: Повесть о В.И. Дале. – М.: Детская литература, 1969.

2. Порудоминский В. Даль. – М.: Молодая гвардия, 1971.

3. Порудоминский В. Повесть о “Толковом словаре”. – М.: Книга, 1981.

4. Порудоминский В. Про Владимира Ивановича Даля и его словарь.: Рассказы. – М.: Детская литература, 1979.

5. Даль В. Толковый словарь великорусского языка. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1955.