Урок-исследование по русскому языку "НЕ с причастиями: слитно или раздельно?"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (1,5 МБ)

Загрузить презентацию (1,7 МБ)


Класс: 7

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Образовательная цель: Познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания не с причастиями.

Развивающие цели: Развивать умения применять правило при выборе слитного и раздельного написания не с причастиями, графически объяснять условие выбора изученной орфограммы; развивать навыки орфографической зоркости; развивать связную речь, мышление учащихся; развивать умения анализировать, сравнивать языковые явления, выделять главное.

Воспитывающие цели: Способствовать повышению уровня учебной мотивации, развивать познавательный интерес к урокам русского языка.

Технические средства обучения: Презентация, презентации детских исследований, интерактивная доска, учебник, карточки, раздаточный материал.

Цели деятельности учеников

УУД:

  • Владеть приемами отбора и систематизации материала, преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, алгоритм), анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы.
  • Задавать вопросы, работать в группе. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
  • Слушать и слышать других.
  • Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Предметные УУД:

  • Видеть в словах орфограмму слитное и раздельное написание не с причастиями, писать слова с этой орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора написания.

Этапы урока (см. Презентация)

(1 слайд) Организационный момент. Приветствие.

Здравствуйте, уважаемые ученики. Сегодня мы проводим необычный урок.

Мотивация к учебной деятельности.

Необычность нашего урока заключается в том, что вы сегодня на 80% сами сформулируете тему урока, цели, объясните сами себе новое орфографическое правило и успешно его усвоите. Верите? Моя же задача помочь вам выполнить верные шаги на пути к успеху. Успех любой деятельности зависит от правильно выстроенного порядка действий.

(2 слайд) Внимание на экран: вот план урока. Ознакомьтесь с ним. Все слова понятны?

Словарная работа: мотивация (сообщение ученика о значении слова)

Вы заинтересованы в успешном освоении русского языка? А я не меньше заинтересована в вашем успехе. Тогда начнём. Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.

(3 слайд) Актуализация знаний. Самооценка.

Сначала мы проверим, готовы ли вы к занятию. Я буду озвучивать ваши умения, необходимые вам на сегодняшнем уроке. Ваша задача: поднимать правую руку, если вы согласны, если сомневаетесь – пожмите плечами, не согласны – покачать головой в разные стороны.

  • Я смогу найти причастие в предложении.
  • Я сумею от полного причастия образовать краткую форму.
  • Я смогу найти причастный оборот в предложении.

(4 cлайд) Формулировка темы и целей урока.

Прочитайте пословицу (“Без русского языка (не) сколотишь и сапога”), объясните, как вы понимаете смысл данного выражения.

(5 слайд) Я позволю себе подкорректировать пословицу, учитывая ваши ответы.

“Без (не)обходимого знания русского языка (не) сколотишь и сапога”.

Внимание: следующее задание поможет вам определить тему урока.

  • Запишите пословицу, раскройте скобки.

(Щелчок. Проверка)

  • Объясните правописание НЕ с данными словами. (С глаголами – раздельно, с прилагательным – слитно, его можно заменить синонимом, нет противопоставления с союзом А).
  • Глагол и прилагательное тесно связаны с частью речи, которую мы изучаем. Как называется эта часть речи? (причастие)
  • Сформулируйте тему урока. (Правописание НЕ с причастиями). Запишите тему в тетради.

(6 слайд)

  • Что мы узнаем?
  • Чему будем учиться на занятии.

(7 слайд) Проверка домашнего задания.

Итак, главный вопрос урока: как правильно писать НЕ с причастиями: слитно или раздельно? Ответить на этот вопрос поможет выполненное вами домашнее задание. В чём оно заключалось?

Словарная работа: анализ, анализировать, аналитик.

Давайте познакомимся с результатами ваших исследований, уважаемые аналитики.

  • Отчёт аналитиков (группа 1) Не с прилагательными и причастиями.(См. Презентация 1, Приложение 1)
  • Отчёт аналитиков (группа 2). НЕ с глаголами и причастиями. (См. Презентация 2, Приложение 2)

Спасибо вам, юные исследователи, за такой подробный анализ-отчёт. Я оцениваю вашу работу на отлично. Но любые теоретические знания нужно подкреплять практическими умениями. Переходим к закреплению правила.

(8 слайд) Первичное закрепление. Составление орфографического алгоритма “НЕ с причастиями”.

  • Приведём ваши мысли в порядок, составим алгоритм (порядок действий, рассуждений). Возьмите листы-шаблоны для алгоритма. (См. Приложение 3)
  • Скажите, при каком условии причастие всегда будет писаться с НЕ слитно? (если не употребляется без НЕ). Значит, в каком случае ученик засомневается в написании НЕ с причастием? (Когда причастие употребляется и без НЕ) С этого и начнём алгоритм. Впишите слово “употребляется”
  • Далее заполните пустые места, вписав необходимые условия. Обратите внимание на примеры (работа в группах, ученики заполняют карточки-алгоритмы, 1 ученик может эту работу выполнять на ИД)
  • Прочитайте ваш алгоритм. (представитель одной группы)

(9 слайд) Проверьте себя по экрану. Дополните, внесите необходимые исправления.

Вот теперь можно переходить к практической части, но прежде отдохнём с пользой.

(10 слайд) Зрительная гимнастика.

(проводит подготовленный ученик)

  • Закройте глаза, откройте, не поворачивая голову, посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, закройте глаза, подумайте о причастиях, откройте глаза.

Физкультминутка.

Вспомним причастия и частицу НЕ. Руки поставьте на пояс. Я буду называть причастия с НЕ. Если НЕ пишется слитно, поднимаете руки перед собой; если – раздельно, поднимаете к плечам.

Словосочетания для разминки: неуслышанный разговор; решение не принято; не построенный, а разрушенный дом; незаправленная постель; ещё не поклееные в комнате обои.

(11 слайд) Практические испытания.

Объяснительный диктант.

Задание: Записать словосочетания, объяснить выбор написания НЕ с причастиями.

(работа в тетрадях и у доски, ученики вслух комментируют написание НЕ с причастиями, графически обозначают условия выбора слитного или раздельного написания)

Неисследованная2 местность, ненавидящий дождь прохожий, не расцветший, а увядший росток, урок не окончен, не скошенная на поле трава, непроанализированный2 материал статьи, совсем не подогретый сестрой обед, недоумевающий взгляд, оценка не выставлена, не завершённое, а начатое дело.

(12 слайд) Практические испытания.

Работа с текстом.

Задание 1: прочитайте текст, определите проблему, поднятую автором в тексте, основную мысль текста. (См. Приложение 4)

ТЕКСТ

Некоторые предприятия сливают (не) очищенные химические отходы в чистые водоемы. Рыба (не) живущая в грязной воде погибает. Но даже выживая, она ни копченой, ни жареной (не) пригодна для еды.

(Не)понимающие ситуацию или (не)желающие понять проблему директора заводов только пожимают плечами. А в это время (не) выдерживающая загрязнения природа гибнет. В наше время уже нельзя пить (не)кипяченую воду. (Не)загрязняйте водоемы!

Задание 2: раскройте скобки, посоветуйтесь друг с другом, слитное написание – соединительная линия, раздельное – выделить частицу в прямоугольник. Объясните ваш выбор, пользуясь алгоритмом.

(13 слайд) Рефлексия. Самооценка “Итоги”

Теперь мы проверим, как вы оцениваете свои знания и умения, полученные на занятии. Я озвучиваю их. Ваша задача: поднимать правую руку, если вы согласны, если сомневаетесь – пожмите плечами, не согласны – покачать головой в разные стороны.

  1. Я знаю, когда НЕ с причастиями пишется слитно, а когда раздельно.
  2. Я смогу правильно написать НЕ с причастием.
  3. Мне нужно закрепить мои умения писать НЕ с причастиями.

(14 слайд) Домашнее задание “Важный выбор”

Правило в учебнике, алгоритм (обязательно для всех).

Из упр.133-135 выбрать разные случаи написания причастий с НЕ, составить объяснительный диктант (15 примеров-словосочетаний) (на выбор)

Подготовить сообщение о словарных словах: претензия, претендовать (инд.).

Упр 136.(на выбор)

(15 слайд) Карточка-таблица “Итоговый контроль”

Я вам предлагаю подвести первые итоги по теме. Выполняем задание на карточках “Итоговый контроль”. (См. Приложение 5)

(16 слайд) А теперь проверьте себя.

(17 слайд) Совет от Виртуального Умника

На уроке работали не только вы, я, но и наши друзья, герои презентации, Виртуальные Умники. У них почти всегда всё получается. Почему? У них есть свои секреты успеха.

  • Есть вопрос?
  • Подумай, предложи своё решение.
  • Посоветуйся с одноклассниками, с учителем…
  • Решение найдётся!
  • Всё получится!
  • Успехов вам, ребята, в выполнении домашнего задания! Спасибо за работу на уроке!

Список литературы

  1. Г.А.Богданова Уроки русского языка в 7 классе. – М.: “Просвещение”, 2006г.
  2. Сборник диктантов. 5-9 классы/ Сост.В.Н.Горшкова. – М.: ВАКО, 2013г.
  3. yandex.ru/images (изображения Виртуального Умника для презентации)
  4. http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/02/20/urok-pravopisanie-ne-s-prichastiyami
  5. http://infourok.ru/videourok-na-temu-slitnoe-i-razdelnoe-napisanie-ne-s-prichastiyami-535012.html