Классный час на тему "Толерантность"

Разделы: Начальная школа


Цель: сформировать у уч-ся представление о толерантности.

Задачи:

  • формировать у детей понятие о толерантности;
  • развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий;
  • воспитывать чувство уважения друг к другу;
  • способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций.

Оборудование и наглядность:

  • карта полушарий;
  • диаграмма народов в России;
  • карточки- листья со словами ( толерантный, толерантность, доброта, добрый, добренький, добрейший);
  • листочки в клеточку;
  • иллюстрации с людьми;
  • музыкальные фонограммы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Дети входят под песню “Улыбка”, держась за руки.

II. Актуализация знаний.

1. - Под какую песню вошли в класс? (“Улыбка”).

- Что такое улыбка? (Выражение на лице, мимика).

- А когда человек улыбается? (когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый...)

- Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте. А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный.

- Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да).

- Очень часто при чтении журналов, газет можно встретиться со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в речь проникали иноязычные слова. Толерантность – латинское происхождение и означает терпение, терпимость.

2. Мы все разные.

- Ребята, на какой планете мы живем? (Земля).

- Сколько материков на Земле? (6).

- Как называется наша страна? (Россия).

- А какой народ живет в России? (Русские, ..........).

- А какие народы живут у нас, в Астраханской области?

- Ребята, посмотрите на иллюстрации. Кто изображен? (Люди).

- Похожи ли они между собой? (Нет, есть молодые, пожилые, русские и нет, с разным цветом кожи, есть дети...).

- Совершенно верно, все люди разные, живут в разных уголках нашей планеты.

- А как же появились люди на Земле? Человечество всегда пыталось выяснить свое происхождение и свое различие. Когда не было научных знаний, люди складывали легенды.

Легенда североамериканских индейцев. Боги лепили фигурки людей. Для прочности ставили в печь на обжиг. Те фигурки, которые достали из печи после обжига имели кирпично-красный цвет, это индейцы. В следующий раз боги забыли вынуть фигурки из печи, достали угольки – это негры. В третий раз боялись пережечь, вынули фигурки очень рано – бледно-розовые – европейцы. Все расселились по всему земному шару, так образовалось 15-20 тысяч разных народов. Посмотрите на диаграмму.

- Чем отличается каждый народ? (язык, культура, религия, традиции). Давайте послушаем песню о разных языках.

3. Физминутка. Проводятся упражнения под песню “ Если добрый ты” (упражнения со взаимодействием рук).

4. Составление древа (работа со словами)

- Какое слово повторялось в песне? ( добрый).

- Подберите родственные слова к слову добрый (добренький, добрейший, доброта). Доброта – хорошее чувство. А что значит хорошее чувство? ( Внимание, терпение...)

- Если человек обладает всеми этими качествами, относится к окружающим именно так, то говорят, что он толерантный. (На доске нарисованное на ватмане дерево без листьев, ребята прикрепляют таблички-листья со словами).

III. Рефлексия.

У детей листочки, карандаши красного и зеленого цветов. Детям предлагаются ситуации с 2-мя вариантами ответов. Если ребенок согласен с 1 вариантом, рисует красный кружок, если согласен со 2 вариантом – рисует синий кружок.

Ситуации (на карточках).

1) Младший брат сломал игрушку:

- ты его постараешься успокоить

- ты ударишь его

2) Ты поссорился со своей сестрой:

- находишь выход

- обижаешься и мстишь

3) Ты недоволен собой:

- людей без недостатков не бывает

- ты все сваливаешь на других

4) Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими:

- идешь гулять

- устраиваешь истерику

5) Саша плохо одет:

- это неважно

- я подсмеиваюсь над ним

- Ребятки, встаньте у кого из вас получилось больше красных кружков. Это значит, что вы толерантны. Какими качествами обладаете?

Подведение итогов. Чтение и обсуждение высказываний великих людей.

  • “Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством”. (Конфуций)
  • “Чтобы поверить в добро, надо начать его делать”. (Л.Н. Толстой)

- Так что значит быть толерантным? (Это значит бережно относиться ко всем, понимать друг друга.)

- Спасибо за работу.