Урок русского языка на тему «Слова, которые отвечают на вопросы "Что делает? Что делал? Что сделал?"». 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  • знакомить учащихся со словами, отвечающими на вопросы что делал? что делает? что сделает?;
  • развивать умения находить в тексте слова, отвечающие на вопрос что делать?

Задачи:

  • Образовательные:
    • выделять в тексте слова, называющие действия предмета;
    • использовать термин «глагол»;
    • наблюдать и устанавливать могут ли глаголы отвечать на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? и т. д.;
    • обогащать активный словарь учащихся.
  • Развивающие:
    • формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источником; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждений; навыки моделирования;
    • формирование регулятивных УУД: умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.
  • Воспитательные:
    • формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
    • умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Планируемые результаты:

  • Предметные: ученик научится распознавать глаголы в тексте, правильно записывать глаголы, словарные слова.
  • Метапредметные: ученик, учится организовать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
  • Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.

Оборудование: учебник русского языка Р.Н.Бунеева,  Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной 2 класс; раздаточный материал: карточки с заданиями для работы в парах, картинки с животными.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

На доске записаны слова  собака, рычит, каркает, ворона,  серая, пестрая, мычит, корова
– Прочитайте слова. Что вы можете о них сказать? На сколько групп их можно разделить? Почему?(Среди этих слов есть слова-предметы, слова-признаки, словарные слова, еще группа–рычит, каркает, мычит) Что мы знаем о последней группе слов?(затрудняются ответить)
– Значит, мы еще не все знаем о словах, из которых состоит наша речь. С этой группой слов нам еще предстоит познакомиться. Вернемся к словам на доске. Что с ними можно сделать?( можно построить предложения)
Дети строят предложения: Черная собака рычит.  Серая ворона каркает.   Пестрая корова мычит.
– Задайте вопрос к слову рычит собака что делает?( рычит)
– На какой вопрос отвечают  слова каркает и мычит? (что делает?)

Игра «Покажи слово»

Учитель вызывает ученика, шепчет ему на ухо глагол, который он должен показать действиями. Например: Рисуй! Прыгай! Читай! Пиши! И т.д.

Ученики наблюдают и отгадывают

Миша что делает?   рисует
Ваня что делает?    прыгает

Что называют(обозначают слова), отвечающие на вопросчто делает?
Эти слова обозначают действия.

3. Постановка учебной задачи

– Вы уже догадались какой будет тема нашего урока?( слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал?)
– Чтобы использовать в речи новые слова, чему нам сначала надо научиться?(задавать вопросы к словам, находить эти слова в тексте)

4. Первичное закрепление

5. Физминутка

Работа в парах

Ответьте: что делают этими предметами? Кто как голос подает? Что делает? Кто как передвигается? Что делают?
Ножом
Сверлом
Ручкой
Молотком
Пилой
Феном
Трактором
Вилкой
режут






Собака
Кошка
Кузнечик
Скворец
Корова
Лошадь
Утка
Кукушка
лает






Стрекозы, бабочки…
Рыбы, киты
Крокодилы, ящерицы…
Зайцы…

6. Работа по учебнику

Чтение правила на стр.64.

Упражнение 82. Дети читают текст , ставят вопросы к выделенным словам, записывают их в тетради вместе с вопросами. Самопроверка.

7. Итог урока. Рефлексия

– Какова тема нашего сегодняшнего урока? (слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал?)
Как называют это слова в русском языке?(глаголы)
Что они обозначают?(действия предмета)

Оцените свою работу по следующему плану: ( у каждого ученика на парте план)

Сегодня на уроке:

1. Я научился…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я понял, что…
5. У меня получилось…
6. Меня удивило…
7. Мне захотелось…
8. Я выполнял задания…