Литературная игра «Путешествие с Пушкиным»

Разделы: Внеклассная работа


Станция “Английская набережная”

1. Объясните значение слов:

  • Денди (светский франт)
  • Чайльд – Гарольд (герой поэмы Байрона)
  • Адам Смит (английский экономист)
  • Раут (торжественный вечер, прием)
  • Сплин (тоска, уныние).

2. А.С. Пушкин рассказывает о молодости матери Татьяны:

Она любила Ричардсона
Не потому, чтобы прочла,
Не потому, чтоб Грандисона
Она Ловласу предпочла...

Кто такие Ричардсон, Грандисон и Ловлас?

3. “Poor Yorick!”

Кто из героев романа произносит эти слова? Откуда взята данная цитата?

(Произносит Ленский на могиле соседа, это восклицание Гамлета из трагедии У. Шекспира).

4. Кому подражал Е.Онегин?

Онегин жил анахоретом;
В седьмом часу вставал он летом
И отправлялся налегке
К бегущей под горой реке;
Певцу Гюльнары подражая,
Сей Геллеспонт переплывал,
Потом свой кофе выпивал,
Плохой журнал перебирал,
И одевался ...

5. Почему А.С. Пушкин называет своего героя “москвич в гарольдовом плаще”?

(Е. Онегин разыгрывает из себя разочарованного героя поэмы Байрона “Странствия Чайльд – Гарольда”).

6. Найдите в портрете А.С.Пушкина работы О.А.Кипренсого “английскую” деталь одежды.

(Клетчатый шарф).

Станция “Историки”

1. Какие произведения, написанные А.С Пушкиным, отражают исторические события?( “Капитанская дочка”, “История Пугачева”, “Арап Петра Великого”, “Полтава”, “Борис Годунов”).

Назовите исторические события, которые произошли в России, мире в тот период, когда жил А.С. Пушкин? (Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, наполеоновские войны).

Кто преподавал историю в Царскосельском лицее в тот период, когда там учился А.С. Пушкин?

Как вы думаете, почему в своих произведениях А.С. Пушкин часто обращается к образу Петра Великого? Назовите эти произведения. (“Полтава”, “Арап Петра Великого”).

Каково было отношение поэта к народному бунту? Приведите примеры, подтверждающие ваш ответ.

Станция “Путешественники”

1. Указать маршрут южной ссылки А.С. Пушкина (Крым, Кавказ, Молдавия, Украина).

2. Показать на карте страны, в которых происходят действия пушкинских произведений

  • “Каменный гость” (Испания)
  • “Моцарт и Сальери” (Австрия)
  • “Пир во время чумы” (Англия).
  • “Борис Годунов” (Польша, Литва, Россия)

3. Перечислить произведения А.С. Пушкина с “географическими” названиями (“Полтава”, “Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан”, “Путешествие в Арзрум”, “Домик в Коломне”, “История села Горюхина”, “Египетские ночи”).

4. Показать на карте моря, которые в своих произведениях воспел А.С. Пушкин, указать эти произведения (Черное море, Балтийское море, “К морю”, “Медный всадник”, “Евгений Онегин”).

5. Назвать и показать на карте город, о котором пишет А.С. Пушкин:

“...полнощных стран краса и диво...
Вознесся пышно, горделиво...

Подсказка:

... громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
К богатым пристаням стремятся
В гранит оделася Нева...”
(Петербург)

“ ... как жар, крестами золотыми
горят старинные главы.
Ах, братцы! Как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!

Подсказка:

Как часто в горестной разлуке
К моей блуждающей судьбе,
..., я думал о тебе!
..., как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!”
(Москва)

“Я жил тогда в ... пыльной ...
Там долго ясны небеса,
Там хлопотливо торг обильный
Свои подъемлет паруса;
Там все Европой дышит, веет,
Все блещет югом и пестреет
Разнообразностью живой”.
(Одесса).

Станция “Старая Грамматика”

1. Объясните значение выделенных в тексте стихотворения “Пророк” слов и словосочетаний. Какие окончания вместо них употребляются сейчас? Почему А.С. Пушкин так широко использует устаревшие факты языка в этом стихотворении?

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
исполнись волею моей,
и, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей”.

2. Выделите в приводимых далее отрывках устаревшие факты морфологии. Укажите соответствующие формы, существующие в современном русском языке:

...пишите оды, господа,
как их писали в стары годы,
как было встарь заведено...

на крик испуганный ея
ребят дворовая семья
сбежалась шумно...

только версты полосаты
попадаются одне...

3. Укажите форму повелительного наклонения от глагола “видеть”, существующую в современном русском языке. Знаете ли вы, какой она была в старославянском языке? В каком известном стихотворении А. С. Пушкина она встречается?

4. В русском языке есть слова, в корнях которых наблюдается чередование сочетаний оро//ра, оло//ла, ере//ре: ворота — вратарь, голова — главарь, берег — прибрежный. Что вы знаете об этом явлении языка? Приведите отрывки из текстов А. С. Пушкина, где встречались подобные слова.

5. Выделите в приводимых далее отрывках устаревшие факты морфологии. Укажите соответствующие формы, существующие в современном русском языке.

“Пишите оды, господа,
как их писали в мощны годы,
как было встарь заведено...”

“На крик испуганный ея
ребят дворовая семья
сбежалась шумно”.

“Только версты полосаты
Попадаются одне...”. 

6. Укажите форму повелительного наклонения от глагола “видеть”, существующую в современном русском языке. Знаете ли вы, какой она была в старославянском языке? В каком известном стихотворении А.С. Пушкина она встречается?

7. В русском языке есть слова, в корнях которых наблюдается чередование сочетаний оро//ра, оло/ла, ере//ре: ворота – вратарь, голова – главарь, берег – прибрежный. Что вы знаете об этом явлении языка? Приведите отрывки из текстов А.С. Пушкина, где встречались подобные слова.

Станция “Выра”

1. Сегодня вы путешествуете по станциям. Путешествие всегда связано с какими-либо видами транспорта. А на чем путешествовали герои Пушкина? Объясните названия видов транспорта.

Евгений Онегин:

“Летя в пыли на почтовых

На почтовых – на казенных лошадях, которые сменялись на каждой станции, и потому путешествовали гораздо быстрее, чем на собственных лошадях.

Татьяна Ларина

(поездка Лариных в Москву)
“К несчастью Ларина тащилась
боясь прогонов дорогих
не на почтовых, на своих ...”

Что такое прогон?

Прогоны – плата за пользование лошадьми, т.е. казенными лошадьми.

Кто еще из героев Пушкина ехал на перекладных и платил прогоны за две лошади? (находился в мелком чине).

(Рассказчик из “Станционного смотрителя”, когда в первый раз ехал на станцию).

Вспомните, на чем съехались соседи на именины Татьяны?

Кто сможет объяснить названия этих видов транспорта?

(Соседи съехались на возках, в кибитках, бричках и санях).

Возок – зимняя повозка, крытые сани с дверцами и окошками, закрытые спереди.

Кибитка – сани, крытые, на высоких легких дугах, открытые спереди.

Бричка – легкий четырехконный экипаж.

Сани – с деревянным, довольно узким (на два седока) кузовом и тонкими металлическими полозьями с высокой спинкой).

2. Путешествуя, мы всегда обращаем внимание на интерьер, быт какого-либо жилища. В своих произведениях А.С. Пушкин уделял много внимания этим вещам.

Если вы внимательно читали “Станционного смотрителя”, то вспомните, что меняется на станции при трех приездах рассказчика. Расположите карточки в хронологическом порядке, начиная с первого приезда.

А) “... смиренная, но опрятная обитель. Картинки на стене изображали историю блудного сына ... Все это доныне сохранилось в моей памяти, так же как и горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою, и прочие предметы. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный серый сюртук с тремя медалями на помятых лентах.”

Б) “Вошед в комнату, я тотчас увидел картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних метах; но на окнах уже не было цветов, и все кругом показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под тулупом; мой приезд разбудил его, он привстал ... Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел!”

В) “Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика. В сени вышла толстая баба и на вопросы мои отвечала, что старый смотритель с год как помер, и что в доме его поселился пивовар, а что она жена пивовара.”