Сценарий урока литературы "Запечатлённое слово". 8-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Урок с использованием электронного учебника


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (58,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Введение

На уроках литературы используются технологии проблемно развивающего обучения, развития критического мышления, творческой мастерской, инициирующие поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности обучающихся.

Урок литературы чаще всего является уроком открытия нового знания. Особенность работы с художественным текстом, со словесным видом искусства, с эталонами красоты, мысли, чувства, нравственности ставит под сомнение возможность ведения урока по стандартной структуре, которая предполагает следующие этапы:

  1. Этап мотивации к учебной деятельности, основная цель которого – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности в системе координат хочу-надо-могу.
  2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии, основная цель которого – активизация мыслительных операций сравнения, обобщения, аналогии, классификации.
  3. Этап выявления места и причины затруднений, основная цель которого – осознание недостаточности знания для решения предложенной задачи.
  4. Этап построения проекта выхода из затруднения, основная цель которого – постановка целей и выбор способа их реализации.
  5. Этап реализации построенного проекта, основная цель которого – формирование умений применять новый способ действия, выдвигать и обосновывать гипотезы, использовать модели, схемы.
  6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, основная цель которого – усвоение нового способа действия фронтально, в группах, в парах.
  7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, основная цель которого – исполнительская рефлексия.
  8. Этап включения в систему знаний и повторения, основная цель которого – закрепление изученного, понимание возможности применения нового знания.
  9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке, основная цель которого – самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности, определение задания для самоподготовки.

Учебная деятельность на уроке литературы связана с работой аналитической (действующей по законам логики) и ассоциативной (разрывающей логические связи) мысли. Эта работа требует от обучающегося интегрированного знания (знания из разных наук, включая философию, психологию, искусствоведение) и жизненного личностного опыта. Учебная деятельность на уроке литературы связана не только с работой мысли, но и с работой чувства. Постоянство эмоционального переживания – лучший тренер ученического ума и сердца. Этап мотивации к учебной деятельности (индуктор) на уроке литературы не может быть однократным. Будить чувство, вызывать поток уже имеющихся знаний, ассоциаций, воспоминаний, вопросов необходимо в течение всего учебного занятия для того, чтобы помочь обучающимся находить ещё один повод для детального изучения произведения, придумывать и продумывать способы решения учебной задачи, учиться у писателя творческим формам представления “продукта” своей учебной деятельности.

Интерпретация прочитанного не может быть эталонной, не может быть “под копирку”, так как интерпретация, во-первых, свободна в выборе способа объяснения и представления оценки произведения, во-вторых, всегда личностна. Поэтому этап работы с самопроверкой по эталону на уроке открытия нового знания о произведении (нового этического, эстетического, философского знания) как этап ограничения творческой свободы противоречит дидактическим принципам вариативности, творчества, психологической комфортности.

Способность ставить вопросы, аргументированно рассуждать, быть красноречивым, убедительным развивается во взаимодействии с одноклассниками. Такое социальное мышление формирует дискуссия как основной приём речевого взаимодействия. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи на уроке открытия нового (интерпретационного) знания о художественном мире произведения не может быть каким-то отдельным этапом урока. Проговаривание во внешней речи (в дискуссии) - форма учебной деятельности на уроке. Коррекция монолога, речевой самоконтроль – постоянные виды деятельности учителя и обучающихся на литературном занятии.

Сценарий урока

Предмет: литература, краеведение

Класс: 8

Тема: “Запечатлённое слово”.

Тип урока: открытие нового знания (открытие нового интерпретационного знания).

Развивающая цель: развитие творческой мысли.

Обучающая цель: понимание философской роли иносказания.

Воспитывающая цель: понимание ценности личностного опыта.

Деятельностные цели: умение преобразовывать информацию, формулировать проблемы, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера.

Содержательные цели: обучение работе с художественной деталью, правилам отбора литературного материала для последующего его комментирования; предоставление возможности для творческой самореализации обучающихся, развитие навыков самооценки.

Метапредметная тема: интуиция и знание.

УМК Литература. 8 класс, часть 2. В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин.- М.: Просвещение, 2014

  • И. Бунин “Гаснет вечер, даль синеет...” Форзац учебника
  • А. А. Пластов “Юность” Форзац учебника
  • Краткий словарь литературоведческих терминов, стр.357-363
  • К. С. Петров-Водкин “Хлыновск”, фрагмент

Презентация “Запечатлённое слово. Хлыновск К. С. Петрова-Водкина”. (Результат проекта “Власть слова”. Проектный продукт выполнен ученицей 10 класса моу сош № 1 г. Хвалынска Саратовской области Королёвой Маргаритой. Руководитель проекта – Хатькова С. А., учитель русского языка и литературы моу сош   №1 г. Хвалынска.).

Как вы думаете: власть образа – это миф? Продолжите высказывания: 1) Если власть образа существует, то.... 2) Если нет власти у образа, то...

Презентация 1. Работа со слайдом 1. Перед вами фотография природы Хвалынска. Как, работая с этим снимком, доказать: каждый из нас с вами индивидуален? Как, работая с этим снимком, можно объяснить, почему людям трудно понимать друг друга? Проведём письменный эксперимент. Выполните простейшие задания. Ответьте на вопросы: 1) Что вы видите на снимке (самое, на ваш взгляд, главное, центральное, ключевое)? 1 предложение. 2) Опишите мир, выбранный фотографом. 5-6 предложений.

Озвучьте свои наблюдения. Сформулируйте итоги эксперимента.

Индивидуальные особенности мышления заставляют людей по-разному видеть и осмысливать один и тот же факт, что усложняет общение. “Призвание” человека быть поэтом, или художником, или музыкантом, или философом, или врачом, или инженером, или... проявляется в восприятии им мира. В классе определились группы поэтов, художников, философов, инженеров.

Подумайте: какие способы восприятия мира, его визуальных образов вы использовали при выполнении задания? Наблюдение, детализация, обобщение, классификация, сравнение, ассоциация.

Какие способы восприятия визуальных образов свойственны, с вашей точки зрения, поэтам, какие - художникам, какие - философам, какие - инженерам? Почему?

Откройте форзац учебника. Перед вами стихотворение И. Бунина “Гаснет вечер, даль синеет..” и иллюстрация к стихотворению (картина художника А. Пластова “Юность”). Точна ли параллель слова и его иллюстрации? В чём её точность и неточность? Приведите аргументы “за” выбранную художником параллель и “против” выбранной им параллели.

Выберите из списка способов восприятия визуального образа те способы, которые чаще других используются при работе с поэтическим словом. Как вы думаете, проявится ли индивидуальность человека при осмыслении им слова, высказывания, текста? Предполагайте и аргументируйте.

Работа со слайдами 2, 3, 4. Проведём письменный эксперимент. На экране (не спеша, с остановками) будут появляться высказывания, предложения. Задание: продолжать “начатое высказывание”, или “начатое предложение”, или фрагмент текста в жанре зарисовки или в жанре эссе. В каждом “примере” от 1 до 5 предложений.

Озвучьте полученные миниатюры. Сформулируйте итоги эксперимента. Индивидуальные особенности мышления, связанные с конкретным опытом человека, с объёмом накопленных им впечатлений, заставляют человека по-своему “переводить” слово, выражение, предложение, текст. “Перевод” текста основан на ассоциации слова, его образа, на сравнении ассоциаций.

Для работы вам был предложен художественный текст. Текст повести. Угадывается ли в тексте профессия (образование) автора? Ваши предположения и текстовые аргументы.

Как вы думаете, природа какой страны описана в данном эпизоде? Предполагайте и аргументируйте.

Работа с Презентацией 2 “Запечатлённое слово. Хлыновск К. С. Петрова-Водкина”. Посмотрим презентацию. Если вас что-то удивит, оформите свои чувства и мысли (наблюдения) с помощью вопросов.

Озвучьте вопросы. Выберите из услышанных вопросов самый непредсказуемый (самый проницательный) и ответьте на него.

Как вы думаете, какова была идея автора этой презентации? Сформулируйте её, докажите свою точку зрения, используя материал презентации.

Продолжите высказывания: 1) если бы автор презентации выбрал параллель слово писателя-художника о хвалынской природе – фотографии природы Хвалынска, то.....2) если бы автор презентации выбрал параллель слово писателя-художника о хвалынской природе – картины художника, изображающие природу, мир Хвалынска, то.... 3) если бы автор презентации выбрал параллель слово писателя-художника о хвалынской природе – фотографии природы Хвалынска - картины художника, изображающие природу, мир Хвалынска, то...

Объясните ассоциации автора презентации: ритмика самозащиты – образ Богородицы; пульсирующая в грудной ямке кровь – “взлетающий” в своём прыжке красный конь, спасающий всадника от города, от дна Земли, от подножия гор, от “земледвижения”, от погони Земли.

Работа вновь со слайдами 2, 3, 4 Презентации 1. Проведём эксперимент.

Прочитаем с помощью пантомимы (не спеша, с остановками) ещё раз текст К. Петрова-Водкина. Для художника важны пространство, свет, тени. Для артиста, работающего в жанре пантонимы, важны позы. “Читаем”, “прислушиваемся” к своим ощущениям.

“Переведите” язык жеста на язык слова. Как вы поняли (что “подсказало” вам тело), какое определение жизни вообще и жизни человека в частности дано К. Петровым-Водкиным?

Выберите, с вашей точки зрения, более точную формулировку вопроса, на который в тексте дан ответ: 1) Что такое малая родина, родной край? 2) Какую роль в становлении человека она играет? Выберите вопрос и дайте на него развёрнутый ответ.

Является ли в тексте ключевым образом образ непрерывного движения - вращения? Найдите способы доказать вашу точку зрения. Отметьте в классе того, чьё доказательство оказалось самым убедительным?

Откройте краткий словарь литературоведческих терминов, стр.357-363. Используя материал учебника, составьте список тех литературоведческих терминов, которые помогали нам сегодня в работе над текстами или могли бы нам помочь в этой работе. На какие группы (по какому критерию) можно распределить отобранные вами термины?

Обладает ли властью слово?

Проведём эксперимент. (Дополнительное (возможное) задание для класса, в котором есть ученики достаточно свободно вледеющие иностранным языком. В данном классе есть ученик, для которого русский и польский языки являются родными языками, так как у ребёнка есть русские и и польские корни и дома принято общаться на двух языках (с родителями, с бабушками, дедушками). Переведём текст К. Петрова-Водкина на польский (на английский) язык. С какими трудностями перевода столкнёмся? Выразительность языка художественного произведения усложнит перевод-экспромт. Ассоциативность образного слова заставит переводчика потрудиться при дублировании авторской речи.)

Власть визуального образа. Власть поэтического слова. Графически определите на плоскости место каждой (каждого). Покажите, какие способы восприятия соединяют их (являются общими для них), какие способы восприятия отличают их, являются их “собственностью”. Объясните свой выбор.

Просмотрите свои работы на сегодняшнем уроке. Отметьте значком = задания, которые, с вашей точки зрения, являются заданиями “на соответствие вашему возрасту”.

Отметьте значком задания, которые, с вашей точки зрения, являются заданиями “на опережение вашего возраста”.

Отметьте значком + те задания, выполнить которые вам помогла интуиция.

Выберите, с вашей точки зрения, самое сложное задание, с которым вы сегодня справились. Оцените свою работу на уроке по качеству выполнения этого задания.

Запишите, какое задание для работы на сегодняшнем уроке вы бы предложили сами. Сформулируйте его цель (цели).

Домашнее задание. Подготовьте презентацию “Запечатлённое слово. И. Бунин. “Гаснет вечер, даль синеет...”: чтение стихотворения + иллюстративный ряд + музыкальное сопровождение. Работу можно выполнить индивидуально или “командно”. Распределите в группе роли: поиск иллюстраций, выбор музыкального сопровождения, выразительное чтение стихотворения, техническое исполнение, представление результата аудитории.