Слагаемые профессиональной готовности учителя в соответствии с требованиями ФГОС

Разделы: Общепедагогические технологии


Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама.

Джованни Руффини, итальянский писатель XIX века.

Профессиональный педагог — это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.

В соответствии с требованиями ФГОСТ педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Развивая личность ребенка на основе богатства человеческой культуры, учитель работает на будущее.

Педагог – профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Это люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом – это только первое слагаемое профессионализма.

Вторым слагаемым является такое качество, как современный имидж.

В соответствии с требованиями ФГОСТ предполагается не только обмен информацией, приятные манеры, но и «терапевтический эффект воздействия».

Современному учителю, вступая в контакт с людьми, необходимо учитывать: взгляд, зоны общения, умение вести разговор, создавая приятную и доброжелательную атмосферу.

Если педагог позволяет себе вести разговор с учеником на повышенных тонах, то это можно отнести к непротокольному поведению, что не прибавляет хорошей репутации педагогу.

В школе две главные фигуры – учитель и ученик, и их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становится важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника.

В школе все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации.

Слагаемые профессиональной готовности педагога напрямую связаны с качеством обучения. И обучение будет более эффективным, если оно несёт личностно- ориентированную направленность.

Такими слагаемыми профессионального мастерства учителя, являются:

1. Личностно-ориентированный подход.
2. Создание ситуации успеха.
3. Активная личностная позиция учителя совместно с учащимся.
4. Создание ученику возможности дальнейшего роста.
5. Постановка конкретных целей и задач.
6. Вовлечение родителей в учебный процесс.
7. Использование заданий на опережение.
8. Развитие интеллекта ребенка, формирование его мыслительной деятельности.
9. Обучение через диалог.
10. Обучение через интерес.
11. Психологическое единство с классом.
12. Более четкие критерии оценивания. Не все должно быть оценено отметкой.
13. Мотивация познавательной деятельности.
14. Дифференциация заданий.
15.Разнообразие форм организации учебного процесса.
16.Использование психолого-педагогических характеристик учащихся
17.Умение учиться вместе с учениками.

Одним из слагаемых педагогического мастерства является общение.

Общение – важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности. Речевое общение является одним из основных средств воспитания и развития школьников, становясь в деятельности учителя педагогическим общением. Оно осуществляется в профессионально значимых формах взаимодействия с учащимися. Общение воспитателя и школьников обусловлено их социальными ролями: учитель воспитывает, учит, развивает, ученик учится, воспитывается.
Педагогическое общение – это профессиональное общение. Учитель общается с учащимися на уроке и вне школы, всё это создаёт благоприятный психологический климат. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний школьников, ибо у них снижается желание и умение думать самостоятельно. В конечном счете – рождается устойчивое негативное отношение к учителю, а потому и к предмету.
Общение учителя с учениками главным должны быть основанные на уважении и требовательности. Педагогическое мастерство рассматривается, как искусство влиять на воспитанника, заставляя его переживать и осознавать необходимость определенного поведения.
Педагогическое общение как социально-психологический процесс характеризуется такими функциями: познание личности, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение. Одной из форм взаимодействия является беседа. Она является средством согласования действий, распределения ролей.

Современная педагогика считает необходимым для педагога:

  • актерское мастерство (педагог с деревянным лицом, на котором всегда одно и тоже выражение, вряд ли будет пользоваться успехом у детей);
  • хорошо поставленный голос (совсем необязательно громкий, но способный выражать оттенки чувств);
  • чувство юмора;
  • умение одеваться (не ярко и богато, а со вкусом и аккуратно, имея свой стиль).

Наличие педагогических способностей к общению с детьми предполагает:

1. Способность правильно понимать ребенка, видеть происходящее его глазами.
2. Способность видеть в нем равноправную личность.
3. Готовность критически оценивать себя и признавать критику в свой адрес со стороны ребят.
4. Умение не обманывать, не хитрить, всегда и везде говорить правду.
5. Умение оказывать влияние на детей
6. Умение владеть словом.

Педагог – профессионал обязательно должен выбрать свою роль, чтобы не казаться детям скучным и серым. Одни выбирают роль «энергичного», другие – «хладнокровного», третьи – «волевого», четвертые – «добродушного».

Здесь важны два момента:

1. Нужно выбрать себе роль «к лицу», т.е. такую, которая вам подходит, а не станет «пиджаком с чужого плеча»;
2. Выбрав одну определенную роль, нужно придерживаться ее постоянно.

Не бойтесь, если дети придумали вам прозвище – значит, вы им интересны: про «серых» педагогов они вообще никогда не говорят. Не скупитесь на улыбку! Не смущайтесь отрабатывать мимику и жесты.

Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими.

Ральф Эмерсон, американский философ XIX века.