Урок литературного чтения «И.А.Крылов "Слон и Моська"». 3-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель: формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении; совершенствование навыка чтения басни по ролям, различать речь автора и героев басни; развитие творческих способностей детей, навыков беглого чтения.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с басней И.А. Крылова “Слон и Моська”;
  • вспомнить отличие басни от других литературных жанров;
  • формировать тип правильной читательской деятельности через проведение диалога с автором;
  • развивать творческую активность учащихся через чтение по ролям и инсценирование произведения.

(слайд № 2)

Планируемые результаты:

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Приложение.

Метапредметные:

регулятивные УУД:

  • cоставлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую осуществлять анализ и синтез;

коммуникативные УУД:

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Предметные:

  • обучающиеся будут совершенствовать умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  • совершенствуют умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
  • научатся отличать басню от стихотворения; узнают структуру басни, модель басни; научатся понимать нравственный смысл басни, характер героев;
  • научатся соотносить смысл басни, пословиц и крылатых выражений.

(слайд № 3)

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся № слайда
Орг. момент - Здравствуйте, ребята!

Организация внимания всех обучающихся.

Ромашка - на лепестках записаны из изученных на предыдущих уроках басен морали, пословицы, крылатое выражение

На обратной стороне каждого лепестка написаны буквы: Б, А, С, Н, Я.

Учитель после прочтения учащимся фразы на лепестке задает вопросы:

Где встречается это высказывание?

Включение в деловой ритм

 

Учащиеся срывают лепесток, читают фразу, объясняют смысл пословиц, крылатых выражений, доказывают к какому жанру относится фраза.

 

 

 

 

4

Актуализация знаний и постановка целей урока 1 лепесток МОРАЛЬ:

А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.

- Назовите крылатое выражение к этой басне.

- Басня “Квартет”.

- Что б музыкантом быть, так надобно уменье.

 
2 лепесток ПОСЛОВИЦА:

Дружно негрузно, а врозь - хоть брось.

- Вспомните мораль.

- Басня “Лебедь, Рак и Щука”.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука

 
3 лепесток КРЫЛАТОЕ ВЫРАЖЕНИЕ:

Мартышка к старости слаба глазами стала.

- Мораль?

- Басня “Мартышка и Очки”.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь - цены не зная ей,
Невежда про неё, свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.

 
4 лепесток ПОСЛОВИЦА

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

- Вспомните мораль.

- Басня “Стрекоза и Муравей”.

Ты всё пела? Это дело
Так поди же, попляши.

 
5 лепесток МОРАЛЬ:

Не любит узнавать никто себя в сатире.

- Назовите крылатое выражение к этой морали.

- Какое слово можно составить из этих букв?

- Басня “Зеркало и Обезьяна”.

Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

 

5 (1 клик)

- Что вы можете рассказать о таком жанре, как – басня?

- Какова особенность этого литературного жанра?

БАСНЯ

Басня - это короткий, чаще стихотворный комический рассказ или проза. Аллегорически обрисовываются человеческие поступки, социальные отношения, высмеиваются пророки людей. В качестве персонажей выступают животные, насекомые, птицы, рыбы, вещи, редко – человек. Есть мораль

(нажать на букву Я)

На этом слайде (6)1 клик

- Вспомните, что такое мораль? - Это слова автора, в которых содержится основная мысль, нравоучение. На этом слайде (6) 1 клик

затем нажать на понятие МОРАЛЬ (вернетесь на слайд 5)

- Кто автор басен, морали которых написаны на лепестках? И.А. Крылов. 1 клик (слайд 5)
- Я предлагаю вам посмотреть фрагмент из м/ф.

- Что необычного вы увидели?

- Где его водили? Зачем за слоном ходили люди?

Просмотр фрагмента к/ф.

Слона. По улицам города.

Удивились, увидев его на улице

нажать на картинку на слайде
- Переворачиваем серединку ромашки, на ней написана фраза: “Отколе ни возьмись, навстречу Моська им”.

- Как связаны между собой слово БАСНЯ, И.А.Крылов, фрагмент мультфильма и фраза на ромашке?

Дети формируют тему и цель урока. 1 клик (слайд 5)

 

Нажать на портрет И.А. Крылова

Работа с текстом - Название нашей басни “Слон и Моська”. Предположите, о чём эта басня.

- Кто главные герои басни?

- Моська – это кличка или порода собак? Где можно посмотреть толкование слов?

- Найдите толкование слова МОСЬКА.

- Что могло произойти с главными героями?

- Давайте прочитаем басню. Оправдались ли наши предположения, о чём басня?

 

 

Моська, Слон.

В толковом словаре.

Работа с толковым словарём С.И. Ожегова.

 
- Почему Слон и Моська написаны с заглавной буквы?

Найдите в тексте фразы, слова, которые редко можем услышать в нашей речи.

- Это герои басни.  
Отколе ни возьмись; толпы зевак; Шавка; духу придаёт, попасть в большие забияки; срамиться; возиться; в диковинку.

- Ребята, как вы думаете, почему слоны были в диковинку?

- Как вы уже говорили, что родина слонов Африка и Индия, то раньше редких животных водили по разным городам и показывали их.

- Найдите строки, где говорится о поведении Моськи, когда она увидела Слона.

Дети находят слова и выражения, объясняют смысл, соотносят своё мнение с толковым словарём. Слайд 8
- Какую часть речи использовал И.А.Крылов? Прочитайте эти слова. Часть речи – глагол.  
- Почему одни глаголы, без существительных или прилагательных?

- Прочитайте и передайте голосом так, чтоб было понятно поведение Моськи.

Быстрые движения.

 

Лаять, рваться, визжать, метаться.

 
- Найдите строки и прочитайте, как Шавка стыдит соседку.

- Почему она стала срамить Моську?

- Моська уже хрипит, а он всё идёт себе вперёд. Слон красиво поступает? Всем большим надо никого не примечать?

- Что Моська отвечала, когда Шавка её стыдила?

- Что хотела Моська, чтоб про неё говорили собаки? Найдите эти строки.

- Сильная, потому что лает?

   
Физкультминутка Презентация физминутки   Нажать на слоненка
Продолжение работы по теме урока - Почему И.А.Крылов подобрал к этой басне именно этих героев?    
Работа в группе - Обсудите в группах. Как баснописец относится к Моське и Слону.

- Найдите диалог Моськи и Шавки

1 группа - Моська

2 группа - Шавка

3 группа – авторы

  Слайд 9 (1 клик)
Выразительное чтение басни - Чтение по ролям в группе.

- Послушайте, как читает эту басню профессиональный актер.

Читает басню:

*Игорь Ильинский

   

 

 

Нажать на фамилию артиста

- Что понравилось, когда слушали басню?

 

- Какие строки стали крылатым выражением?

- Что вы можете сказать о морали басни?

Обучающиеся слушают аудиозапись басни.

Передаёт голосом и интонацией характер и поведение Моськи.

 

- Знать, она сильна, что лает на Слона.

 
Инсценировка басни

 

Рефлексия

- Поиграем в театр. Попробуйте изобразить Слона и Моську, читая басню.

- Нарисуйте смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

   

 

Слайд 10

Подведение итогов - В чём сила басни?

- Что высмеивают, обличают басни Крылова?

- Почему басни И.А.Крылова актуальны в наше время?

- Рассмотрите книги с баснями Крылова. Обратите внимание, что в одних случаях художники изображают животных, в других людей. Почему это возможно?

 

- Лесть, ложь, глупость, лень, безнравственность, невежество, хвастовство.

 

Выставка книг с баснями И.А. Крылова

 

- Это связано с иносказаниями.

 

 

Оценка результатов деятельности - Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?

- Кто из ребят помог вам лично, всему классу,  группе сделать открытие?

- Кто сегодня лучше научился читать?

- О чём бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока?

   
Домашнее задание Выучить басню наизусть.

Дать развёрнутые вопросы на ответы:

- О чём И.А. Крылов рассказал в басне “Слон и Моська”?

- Нужно ли в жизни лицемерие?

  Слайд 10 (1 клик)