Художественно-эстетическое развитие. Тема: "В мире музыки" (для детей старшего дошкольного возраста)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Активное включение детей в интегрированное художественно-эстетическое развитие,  посредством музыкальной, изобразительной, игровой, речевой деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
  • Инновационный подход в работе  по развитию чувства ритма и в распевании.
  • Приобщение к рассматриванию результатов изобразительной деятельности,  слушанию и восприятию татарской классической музыки (НРК), посредством использования ИКТ.
  • Активизация творческих проявлений, патриотических чувств, предоставления  возможности детям к самовыражению.

Обучающие задачи:

  • Учить исполнять песню со сложным ритмом, анализировать музыкальные произведения. 
  • Закреплять танцевальные движения без музыкального сопровождения и под музыку.
  • Приобщать к рассматриванию и анализу результатов изобразительной деятельности.
  • Обогащать умение выразительно передавать  игровой образ, разучивая  игры с текстом.

Развивающие задачи:

  • Развивать чистое интонирование звуков, дикции, артикуляции.
  • Создавать условия для развития чувства ритма. 
  • Активизировать  коммуникативные качества, умение действовать коллективно и индивидуально, выполнять правила игры.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать патриотические чувства, обогащая эмоциональный опыт детей.
  • Воспитывать интерес к классической музыке татарского композитора,   воспитывать чувство коллективизма, коммуникативные качества.
  • Воспитывать бережное и уважительное отношение к детскому творчеству.

Индивидуальная работа: предлагаю дифференцированную работу по организационной форме обучения (организация малых групп,  фронтальная форма, индивидуальная работа); по индивидуально-психологическим особенностям (гендерный подход); по форме оказания педагогической поддержки детям (частичный образец выполнения задания, вспомогательные вопросы, установки, создание ситуации успеха).

Используемый музыкальный репертуар:

  • «Светит месяц» русская народная мелодия;
  • «Марш»  С.З.Сайдашев;
  • «Бравые солдаты»  А.Филиппенко;
  • «Если б я был …» финская народная мелодия.

Материал  и оборудование:

  • Проектор;
  • Ноутбук;
  • Диски с музыкальными произведениями;
  • Музыкальный центр;
  • Фортепиано;
  • Музыкальная шкатулка;
  • 5 карт-схем с заданиями;
  • Напольный  стенд   с выставкой, посвящённой Великой Отечественной войне;
  • Портрет С.З. Сайдашева;
  • Карточки  к игре «Если б я был …»;
  • Карточки ноты к упражнению по развитию чувства ритма;
  • Видеозапись «Парад Победы».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Музыкальный руководитель: Исəнмесез, балалар! Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать Вас на музыкальном занятии. А какое у Вас настроение?

Дети: Хорошее, весёлое, радостное.

Музыкальный руководитель:  Я вижу это по вашим улыбкам, по тому, как горят ваши глаза, потому что вам, наверное, интересно, что будет происходить сегодня на занятии? А вы хотите совершить путешествие в страну её Величества Музыки? А поможет нам в этом волшебная музыкальная шкатулка. Приготовились, мы отправляемся! Какой же нас с вами ожидает сюрприз? (Открывают шкатулку, достают 1 карточку – танцующих детей). Музыкальная шкатулка предлагает нам с вами исполнить танцевальные движения.

(Выполняются танцевальные движения: хороводный шаг, дробный шаг, выставление носочка вперёд, пружинка, поскоки)

Музыкальный руководитель: Что дальше приготовила нам музыкальная шкатулка? (2 карточка – изображение ладошек). Музыкальная шкатулка предлагает нам с вами послушать музыку нашего музыкального зала и с помощью ваших ладошек повторить её. Разделимся на три группы – одна встанет возле окна, другая возле стульчиков, третья возле  детского столика. Я буду петь красивую песню,  подходить к любой из групп и прохлопывать музыкальный рисунок, а вы с помощью своих ладошек будете повторять. Будьте очень внимательны!

(Исполняется упражнение на развитие чувства ритма «Музыкальный зал наш»)

Музыкальный руководитель: Музыкальная шкатулка приготовила нам с вами очередной сюрприз. (3 карточка – открытка празднования Дня Победы). В этом году наша страна будет отмечать 70 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. О войне нам рассказывают книги, фильмы, воспоминания ветеранов войны. Великая Отечественная война была тяжёлой и жестокой из всех войн. В этой войне погибло много людей. Наши ребята из детского сада №7 приготовили для вас выставку своих рисунков – посмотрите. Они посвящены Великой Отечественной войне. Сегодня музыкальная шкатулка предлагает нам послушать произведение великого татарского композитора Салиха Замалетдиновича Сайдашева – нашего соотечественника, который жил и сочинял в городе Казань. В этом году ему исполняется 115 лет со дня рождения. В дни Великой Отечественной войны Салих Сайдашев не был на фронте, но вкладом композитора в Победу стала его музыка. Всенародную известность получил его марш, который мы сейчас будем слушать. Этому произведению суждена была завидная судьба, его исполняли на праздновании Дня Победы на Красной площади в Москве, марш стал своеобразной визитной карточкой Татарской Республики.

(Дети слушают «Марш» С. Сайдашева)

Музыкальный руководитель: Чтобы вы сказали про эту музыку? Какая она? Расскажите о ней (примерные варианты ответов детей: ритмичная, бодрая, патриотическая, торжественная). Совершенно верно, она именно такая. Молодцы! Какой следующий сюрприз приготовила нам музыкальная шкатулка? (4 карточка – изображение солдат). Музыкальная шкатулка приготовила для вас песню «Бравые солдаты» композитора А. Филиппенко, а прежде, чем мы будем её разучивать, нам нужно распеться. Выполним упражнение для язычка. Распоёмся на слогах: Ба-бэ-би-бо-бу».

(Разучивание песни «Бравые солдаты» музыка А. Филиппенко)

Музыкальный руководитель: Какой следующий сюрприз? (5 карточка – девочка что-то представляет). Музыкальная шкатулка приготовила для нас игру «Если б я был» финская народная мелодия. Я буду петь о тех образах, которые будет предлагать нам ведущий, вы   будете с помощью движений и мимики изображать их. Будьте внимательными, не повторяйте друг за другом.

(Игра «Если б я был» финская народная мелодия)

Музыкальный руководитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? Я очень рада. А музыкальная шкатулка у нас не простая, а волшебная, заглянем в неё ещё раз, что она нам приготовила. (Угощение).

 Литература:

1. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Программа «Ладушки» сборник конспектов музыкальных занятий «Праздник каждый день». – Санкт-Петербург.: Композитор, 2009.
2. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада»// пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
3. Комарова Т.С. «Развитие художественных способностей дошкольников»// учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы».  – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
4. Аудиоприложение к сборнику конспектов музыкальных занятий «Праздник каждый день». – Санкт-Петербург.: Композитор, 2009.
5. Интернет-ресурсы.