Введение в образовательную программу театрального кружка "Театр и дети"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи.

  • Воспитательные:
    • формировать представление детей о театре, как о виде искусства, его назначении;
    • способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений;
    • воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дру­желюбие;
    • воспитывать навыки доброжелательного, внима­тельного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услы­шанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда;
    • через элементы театрализации дать возможность детям выразить свои чувства, эмоции, фантазии;
    • воспитывать любовь к театру.
  • Развивающие:
    • развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
    • развивать навыки произвольного поведения: внимательнос­ти, терпеливости, усердия.
    • развивать у детей социальные умения и навыки поведения;
    • содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;
    • создавать условия для активного включения детей в рече­вую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, свя­занную с  сюжетом сказки.
  • Задачи музыкального развития:
    • содействовать совершенствованию психических процессов: вни­мания, воображения, памяти, в том числе музыкальной памяти и образного мышления;
    • развивать понимание музыкального языка  на основе фольклора;
    • развивать двигательную активность через движения музыкальных образов в небольших музыкальных инсценировках.

Методические приёмы:

  • игровой
  • наглядный.
  • словесный( художественное слово: стихи, чистоговорки), хороводная игра.
  • ИКТ.

Словарная работа: чудеса, волшебство, театр.

Материал: костюм для Театральной Феи,  шапочки для зверей. Презентация к занятию. Ноутбук, дом, сундучок, зеркала, сказочные ворота, ширма, сказочная поляна,  выставка книг и дидактических игр, виды театров (настольный, пальчиковый, теневой).

Список использованной литературы.

  1. Произведения русских народных сказок.
  2. Интернет-ресурсы.
  3. Варавина Л.А. В гостях у Бабушки-Загадушки: Сценарии развлекательных мероприятий в детском саду. М.АРКТИ, 2008.
  4. Минина Т.А. Музыкальный театр в детском саду.УЦ «Перспектива» Москва 2013.
  5. Сорокина Н. Куклы и дети. Кукольный театр и театрализованные игры для детей от 3 до 5 лет. Москва. Обруч, 2012.

Цель занятия: познакомить детей с деятельностью театрального объединения «Театр и дети».

Задачи:

  • формировать представление детей о театре, как о виде искусства, его назначении;
  • в игровой форме познакомить детей с основными разделами образовательной программы театрального кружка «Театр и дети»;
  • содействовать раскрытию творческих способностей каждого ребёнка;
  • инсценировать русскую народную сказку «Теремок», используя умения и навыки, приобретённые на занятии.

Время проведения занятия: 25 минут.

Возраст детей: старшая группа.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал под музыку.

Педагог: Здравствуйте, мои юные друзья и уважаемые гости. Ребята, мы с вами пришли в театральную студию нашего детского сада. Сегодня я хочу рассказать вам о своём театральном кружке «Театр и дети». Я – Театральная Фея.  Приглашаю вас в сказочное путешествие в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить животные. Сегодня нас с вами ждёт удивительная встреча – встреча с загадочным и прекрасным миром театра.
Педагог:   Хотите отправиться в эту волшебную, сказочную страну. Сегодня нас ждёт много интересного, я познакомлю вас со своим любимым делом, но для этого мне нужны помощники. Вы согласны быть моими помощниками?
Дети: Да!
Педагог: Сначала нам с вами нужно познакомиться. Давайте поиграем в игру «Познакомимся» (игра необычная, а волшебная у меня в руках колокольчик. Мы будем звенеть колокольчиком и произносить своё имя).
Педагог: Ребята, у меня есть один секрет, я хочу с вами поделиться, я не Театральная Фея, а педагог театрального кружка «Театр и дети», а зовут меня – Ольга Шамильевна.
– А тебя? (передают друг другу колокольчик).
Педагог: Вот мы познакомились. Тогда в путь, в сказочную  волшебную страну.
Педагог: На нашем пути встретятся интересные задания, с которыми мы с вами  справимся. Волшебство начинается!
Педагог: Ребята, волшебство и чудеса происходят в сказках. А вы любите сказки?
Дети: Да!
Педагог: Назовите, какие вы знаете сказки?
Дети:
Педагог: А где можно увидеть сказки?
Дети: Сказки можно увидеть в театре.
Педагог: 

Театр волшебная страна!
Сколько чудес нам дарит она,
Праздник, улыбки, песни и смех
В этой стране ожидает нас всех!

Педагог: Ребята, а кто знает, что такое театр?
Дети: (отвечают)
Педагог: Правильно, театр – это удивительный дом. Где показывают спектакли, сказки, где танцуют и поют, рассказывают стихи, артисты играют разные роли.
Педагог: Взрослые и дети ходят в театр, чтобы посмотреть спектакль, сказку, послушать музыку, отдохнуть.
Педагог: Ребята, давайте познакомимся с правилами поведения в театре.
Главное правило – это соблюдение тишины во время спектакля.
Важное  правило – приходить вовремя.
Очень важно, во время спектакля не разговаривать.
Педагог: Предлагаю вам стать артистами.
Педагог: У меня есть волшебная палочка и сейчас я всех вас превращу в артистов. Закройте все глаза, я произнесу волшебные слова.

Раз, два, три – повернись
И в артиста превратись.

Педагог: откройте глаза, теперь вы все артисты. Приглашаю вас в удивительный мир театра! А вот и ворота  волшебной  страны «Театр». (У входа в сказочную страну дети находят конверт с посланием).

Игра «Театральный сундучок».

Педагог: Ребята, посмотрите какой красивый сундучок.
Ребята, ворота откроются только  тогда, если вы отгадаете все загадки и вспомните сказочных героев.

(Театральная Фея читает загадки про сказочных героев).

1. Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался … (Колобок)

2. У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)

3.  Лисичка дом себе нашла,
Мышка добрая была,
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов. (Теремок)

4. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несёт её домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Название этой сказки … (Маша и Медведь)

5. Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя).

Педагог: Молодцы с заданием справились, вот ворота нам и окрылись!
Ребята, продолжаем наше путешествие. Мы пришли в королевство зеркал, а вот и сама Королева-зеркальце.

– Свет ты, зеркальце, скажи
Нам всю правду расскажи
Что ребятам надо сделать
Чтобы дальше нам идти. 

Зеркальце (раздаётся голос)

Подойдите к зеркалам
И на них взгляните
Вам задания я дам
Выполнить спешите.

– Удивитесь, как Незнайка (мимикой – удивления)
– Загрустите, как Пьеро (мимика – грусть)
– Улыбнитесь, как Мальвина (мимика – улыбка)

Педагог: с заданием королевы мы справились. Продолжаем путь дальше.

Педагог: Ребята, мы с вами пришли на волшебную поляну (сели все на коврик).

Педагог: Ребята, у артистов должна быть хорошая дикция и хороший голос. Мы проговорим чистоговорки  разной интонацией.

Са-са-са – в сказке были чудеса (подниму палочку вверх – говорим громко, палочку опускаю – говорим спокойно, если палочка внизу – говорим тихо).
Ал-ал-ал – сказку дедушка читал.

2-е задание:

– Чтобы голос наш был громким, мы должны развивать своё дыхание.
Делаем упражнение «Задуй  свечу»: возьмите по одной волшебной свечке и посмотрите, как надо выполнить упражнение. (Вдыхаем носом воздух и через рот выдыхаем, щёки не надуваем, рот трубочкой, стараемся затушить свечу).

Педагог: отдохнули, продолжаем своё путешествие (стоит домик)

Это что ещё за домик
На пути у нас стоит?
Подойдём к нему поближе.
Кто живёт в нём, поглядим. (Заглядывают в домик, лежат шапочки зверей).

– А здесь  в  сундучке лежат шапочки.

Маски, шапочки живут.
В гости всех нас они ждут.
Мы сейчас наденем их.
И расскажем всё про них.

Педагог: Ребята, возьмите шапочки зверей, надеваем и превращаемся в героев сказки.

Педагог спрашивает у детей:

– Ты какую роль играешь? (Зайца)
– Заяц какой?  (Трусливый, быстрый)
– А кого ты будешь играть? (Медведя)
– Медведь какой? (Большой, смелый)
– А тебе какая роль досталась? (Лисы)
– Лиса какая? (Красивая, хитрая, умная)
– А ты какую роль играешь? (Лягушку)
– Лягушка какая? (Весёлая, зелёная)
– А ты какую роль играешь? (Волка)
– А какой у тебя волк? (Голодный, злой, сильный)
– А тебе какая  роль досталась? (Мышки)
– Мышка какая? (Маленькая, тихая, осторожная)

Педагог: Ребята, скажите из какой сказки наши герои?

Дети: Сказка «Теремок».

Педагог: Ребята, а теперь давайте попробуем сказать главную фразу нашей сказки «Кто, кто в теремочке живёт»

– как мышка
– как лягушка
– как заяц
– как лиса
– как волк
– как медведь.

Педагог: Ребята, вы заметили, что каждый герой произносил одну и ту же фразу сказки с разной интонацией, с разным выражением.

Педагог: А сейчас, мы покажем, как настоящие актёры играют свою роль и нам поможет музыка. Вы под музыку показываете движения своего героя.

(Дети под музыку выполняют движения).

Педагог: А сейчас поиграем в игру «Теремок» под песню «Песенка друзей».

Педагог: Молодцы ребята, вы все справились с заданием. Вы были настоящими артистами.

Педагог: Звенит колокольчик нам пора возвращаться  в детский сад.

Педагог: Подведение итога:

– Ребята, вам понравилось в моей сказочной стране?
– Мне тоже очень понравилось, как вы играли.
– Я для вас приготовила сюрприз – сундучок. В сундучке лежат медальоны разного цвета:
–У кого хорошее настроение – возьмите медальон красного цвета, а кто уходит с плохим настроением возьмите – медальон синего цвета.

Педагог: Все взяли медальоны красного цвета. Кому понравился наш театр, жду на следующем занятии.

– Всем спасибо. До свидания.