Гражданско-партриотическое воспитание школьников на примере истории Победы в Великой Отечественной войне

Разделы: Патриотическое воспитание


Вступление

“Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с Отечеством...
Любить свою Родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому”.
В.Г.Белинский

Каждый год наша страна отмечает очередной праздник Победы, но время, фронтовые раны и болезни неумолимы. Из каждых 100 победителей в живых осталось сегодня лишь двое. И эта печальная статистика заставляет нас, всех тех, кто родился после победы, с особым почетом, заботой и вниманием относиться к каждому ветерану Великой Отечественной войны. Каждый год в эти дни объявляется минута молчания, трижды звучат залпы военного салюта, и все мы в эту минуту думаем о своем, а по сути — об одном и том же: мысленно вспоминаем своих дедов и прадедов, которые на полях сражений отдали жизни ради победы, ради нашей жизни и нашего будущего.

Память о предках — не только исторических, но и непосредственных представителях наших семей — составляет главное богатство нашей души. Ведь для того, чтобы мы сейчас жили и были такими, какие мы есть, многие поколения людей создавали наше общество, делали жизнь такой, какой увидели ее мы. Да и в нас самих — прямое продолжение нравственных, культурных, исторических ценностей дедов и прадедов. Память об ушедших священна: “Под каждой могильной плитой — мировая история”, — как говорил Г.Гейне. Героизм воинов Второй мировой войны... Мы не может знать всех поименно, но разве в имени дело? То, что свершили эти люди, не нуждается в комментариях. 

Даже не зная имен, мы вспоминаем о них добрым словом, и не случайно самое большое количество цветов — свидетельство памяти народной и преклонения — именно у Могилы Неизвестного солдата.

И горит Вечный огонь, подтверждая: “Имя твое — неизвестно, подвиг твой — бессмертен!”. Все они воевали не за собственное благополучие, воевали за свободу Родины, боролись за независимость народа. Потому и бессмертны они. Ведь человек жив до тех пор, пока о нем помнят.  Вряд ли найдется человек, чье сердце не сжималось бы при звуках этой известной песни. Ни одного человека, человека, имеющего чуткое сердце и живую душу, не может оставить равнодушным этот великий день — День Победы. В нашей жизни много праздников — светлых, веселых, торжественных, волнующих, великих, но ни один из них не может сравниться с праздником Победы в Великой Отечественной войне. Давно был этот счастливый и волнующий день в истории нашей страны, выдающийся день для всех наших соотечественников. Уже 70 лет прошло с того героического времени. Мы и сейчас можем представить себе, как много значил этот день для наших дедов и прадедов, и нас не могут оставить равнодушными взволнованные рассказы очевидцев тех событий — тех немногих, кто дожил до наших дней.

Много лет прошло со дня великой Победы советских войск над немецко-фашистскими захватчиками, но и сейчас день 9 Мая отмечается с почетом и гордостью, сопровождается торжественными митингами и парадами. Считаю, что забывать о важности этого дня нельзя!

Поэтому ведущими целями и задачами в рамках праздника Победы и дальнейшего изучения истории страны мне видятся:

  • формирование у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества, ее Вооруженных Сил;
  • изучение роли Победы в Великой Отечественной войне, ее значения и влияния на формирование национального самосознания российских граждан;
  • создание условий для более глубокого ознакомления детей и подростков с основными этапами и событиями Великой Отечественной войны;
  • 1941-1945 годов, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
  • воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны;
  • повышение интереса к военной истории.

Основная ответственность в этом ложится на плечи государства и всего общества. Очень мало осталось ветеранов войны, непосредственных участников событий. Возраст и здоровье не позволяют им часто встречаться с детьми, самим рассказать о войне. Поэтому мы, старшее поколение, обязаны это сделать.

В немалой степени этому способствует и единый урок мужества в рамках месячника ко Дню Победы, который будет содействовать развитию национальной культуры, культуры народов России, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию, формированию у школьников важнейших качеств личности: гражданской позиции, нравственности, чувства долга и личной ответственности за порученное дело. Поэтому в образовательном процессе, согласно “Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г.”, на первый план выходит воспитательная работа, в которой ожидаемыми результатами будут:

  • повышение интереса учащихся к героическому прошлому Отечества;
  • сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти героев Отечества;
  • сохранение и развитие чувства гордости за великие исторические события, за историческое прошлое своей Родины;
  • воспитание у молодого поколения чувства любви к Отечеству, уважения к государственной символике России, области, района;
  • привитие уважения к своей малой Родине, землякам.

Гражданско-патриотическое воспитание школьников

1. Актуальность гражданско-патриотического воспитания

Праздник Победы - это праздник весны,
День пораженья жестокой войны,
День пораженья насилья и зла,
День воскрешенья любви и добра.
Т.Маршалова

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование, реализуемое через учебные курсы, а особенно внеклассную работу. Такое образование должно способствовать формированию у учащихся системы гражданских ценностей, развивать критичность их мышления и широту кругозора, способствовать тому, чтобы учащиеся признавали равноправие и равноценность различных точек зрения, были способны защищать своё Отечество и принимать ответственность за свои слова и поступки. Воспитание гражданина, живущего в демократическом государстве - главная цель гражданского образования. Такой гражданин должен обладать определёнными знаниями (о правах человека, о государстве, о выборах и так далее), умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми), привить такие ценности как: уважение к правам других, толерантность, готовность к компромиссу, а также желанием участвовать в общественно политической жизни.

В немалой степени этому способствовали события на Украине и непосредственно в Крыму. Ещё до того, как Крым присоединился к России, ребята живо интересовались вариантами развития событий, обсуждали происходящие события, дали им свою оценку(см. приложение). Эффективность гражданского воспитания учащихся определяется готовностью и подготовленностью ребят к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности. Патриотическое воспитание учащихся в школе также, является одним из главных составляющих воспитательного процесса образовательного учреждения. Государственная политика по данному направлению сегодня расставляет всё больше и больше акцентов.

Патриотическое воспитание - это формирование у граждан, наших ребят, высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание, безусловно, направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. События последнего времени подтвердили, что экономические проблемы, социальная дифференциация общества, утрата моральных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства населения страны. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, некая агрессивность, неуважительное отношение к родному государству, окружающим.

Социально-экономические процессы последнего десятилетия и последовавшая за ними девальвация духовных ценностей оказали, к сожалению, негативное влияние на общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных проблем от уровня уже сложившейся гражданской и патриотической позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. В связи с этим, составной частью поколения образовательного процесса становится национально-патриотическое воспитание подрастающего поколении. Следовательно, важнейшая цель гражданско-патриотического воспитания – учить миру. А это значит: 

  • помочь детям увидеть, что можно изменить мир: группу, семью, школу, микрорайон, страну, прекрасную и богатую нашу планету - к лучшему; 
  • вовлекать детей и подростков в поиск путей и средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни для всех; 
  • поддерживать молодых и старых в их работе для лучшей жизни всех: близких, более широкого круга людей, человечества в целом, природы; 
  • помогать осознанию того, что плохо, а что хорошо, что содействует добру, а что нет;
  • помочь молодым и старым видеть угрозу добру, а затем каждому человеку, группе - научиться содействовать необходимым переменам. 
  • подготовить наших подростков к защите Отечества, к службе в вооружённых силах.

Эти задачи решаются совместными усилиями дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждениями дополнительного образования, семьи и других общественных организаций.

Сегодня воспитательная работа организуется и проводится на единой основе с учётом профиля образовательного учреждения, назначения и воспитательных возможностей каждого учебного заведения, возрастных особенностей, реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и подростков, и, безусловно, тесной взаимосвязи военно-патриотических и других мероприятий с учебно-воспитательным процессом и оборонно-массовой работой. Патриотическое, а в отношении мальчиков и военно-патриотическое, воспитание начинается с семьи, поскольку в семье закладываются все виды социального воспитания ребёнка. Опыт, традиции, уклад жизни семьи формируют и развивают нравственные и волевые качества, знания, умения и навыки детей, начиная с первых лет жизни. С началом обучения детей в школе, семья, тесно сотрудничая с образовательным учреждением, обогащает все эти элементы воспитания. Родители, педагоги своими советами и непосредственным участием в педагогическом процессе способствуют воспитанию молодого человека патриотом и защитником Отечества. Приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса сегодня становится национально-патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, которое призвано формировать в детях чувство любви к своей малой Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждать чувство гордости за свой народ.

2. Эффективность патриотического воспитания школьников на примере истории Победы

В нашей школе, в преддверии праздника 70-летия Победы, прошли акции: “Лента Победы”, “Герои-земляки”, “Война в сводках Совинформбюро”, “Вехи войны”, “Плакат Победы” (см. приложение). Такого интереса, такого душевного и патриотического подъёма я давно не видел у ребят. Инициатива и самостоятельность откровенно поразили. Невольно задумался, а может не всё так плохо в нашей стране, как нам некоторые пытаются преподнести? Поэтому считаю, что поставленные в начале мероприятия цели и задачи выполнены, а накопленный опыт нужно развивать более активно.

Эффективность военно-патриотического воспитания определяется, прежде всего, деловым сотрудничеством всех взрослых, учреждений и организаций, участвующих в воспитательном процессе, то есть взаимодействием школьной и внешкольной воспитательных сред для нравственного и гражданского формирования личности. 

В условиях усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания юных граждан, формирования у них гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к историческому прошлому России, бережного отношения к традициям своего народа, обращение к государственной символике является особенно важным. Активное воспитательное влияние государственной символики обусловливает её особую роль в системе символов. Способность государственной символики влиять на сознание человека посредством художественного образа, передавать заключённое в ней обобщённое содержание в доступной и яркой, привлекательной для учащихся форме, создаёт особые возможности использования обращения к гербу, флагу и гимну страны в воспитании школьников. Нравственные и политические идеи, выраженные в государственной символике, составляют тот потенциал, который при активном включении в учебно-воспитательный процесс помогает пробуждать у учащихся чувство гордости за свою Родину.  Только любовь, полное осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее и душевное сопереживание достижениям и каким-либо недостаткам всех проводимых государством реформ могут выявить в наших детях и подростках те душевные качества, которые и определят его как личность, причём уже как состоявшуюся личность и как гражданина с большой буквы.

3. Краеведческая и творческая деятельность в воспитательном процессе

Меня, как историка, волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование у учащихся гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и “малой родины”. Цель моей краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.

В настоящее время в школе сложилась система краеведческой работы. В нее вошли собственно краеведческий компонент “История Богородского уезда”, краеведческий компонент на уроках истории и обществознания и краеведческий компонент во внеклассной работе. Курс “История Богородского уезда” знакомит учащихся с историей основания, социально – экономическим развитием, с жизнью края в разные периоды, с выдающимися людьми, а также с культурой, традициями, обычаями, бытом, духовной жизнью края. Содержание курса позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса. Воспитание уважения к его прошлому и настоящему. Данный курс я дополняю “Историей города Электросталь”. Главная задача курса – развитие у учащихся интереса к истории родного города, воспитание любви и уважения к своим корням. Для учащихся организована работа краеведческого кружка. Основные направления его деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей города. Источниками изучения истории родного города для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, собственных изысканий, дома, улицы, люди родного города, краеведческая литература.

Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние три года ребята выполнили исследовательские работы: “Странички из истории города Электросталь”, “Подвиг тружеников тыла на территории Электростали”, “Солдаты Отечества”.

“История Отечества” как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне.

При изучении темы “Великая Отечественная война Советского Союза” ребята делают сообщения о героях- электростальцах, которые участвовали во всех сражениях войны. Особый интерес у учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива.

Вывод

Много жизней унесла война, и поэтому к радости людей неизбежно примешивается горечь утрат. Выдающиеся герои великих исторических событий, участники переломных моментов истории — наши деды и прадеды. Их время было временем сражений. Они боролись за наше счастье, за то, чтобы мы сейчас жили в мире и спокойствии. И потому каждый год 9 Мая наша страна, прославляя героев, выражает им свою благодарность и преклонение. На парадах красивым торжественным строем проходят представители воинских частей, звучат крики “ура!”. Перед восхищенными взглядами собравшихся демонстрируется вся мощь державы: лучшая военная техника, машины, ракеты, танки, образцы оружия. Долг каждого человека — сберечь память об этом выдающемся дне — Дне Победы. Пусть те немногие участники Великой Отечественной войны, которые дожили до наших дней, видят, знают, что их дело, их подвиги, гибель их товарищей были не напрасны, что память о них не угасла, и отблески тех боевых лет будут освещать путь новых поколений. А День Победы всегда будет оставаться великим днем, единственным праздником, который встречают с радостным замиранием сердца и одновременно — со слезами на глазах.

Список литературы

1. Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Москва. 2006.

2. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. . // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7.

3. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2012. №4.

4. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. Инструктивное письмо министерства образования РФ №13-51-08 от 15.01.2003 г. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2012. №4.

5. Развитие содержания понятий “гражданственность” и “гражданское воспитание” в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2006. №9.