НОД по познавательному развитию с элементами арт-терапии "Рыбы. Путешествие в водное царство"

Разделы: Работа с дошкольниками


Интеграция образовательных областей: “Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, “Физическое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”.

Задачи образовательных областей:

  • Расширять представления детей о рыбах, используя элементы арт-терапии, электронные пособия, а также задания интерактивной доски
  • Совершенствовать представления детей о внешнем виде, строении, месте обитания рыб
  • Формировать представления детей об этапах появления и последовательности развития рыб от головастика до взрослой рыбы
  • Упражнять в классификации морских, речных и аквариумных рыб
  • Упражнять в математических вычислениях в пределах 10, знании геометрических фигур, цифр
  • Обогащать словарный запас по теме “Рыбы” посредством отгадывания кроссворда
  • Совершенствовать умения согласовывать слова в предложении, формировать грамматическую правильность речи, связную речь с помощью игр: “Назови, какая рыбка”, “Кто где живет?” “Разрезные картинки” и т. Д.
  • Стимулировать активные высказывания детей, способствовать развитию навыков общения, умение сотрудничать со сверстниками в ходе коллективной творческой деятельности
  • Продолжать совершенствовать функциональные возможности рук, общую и мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию в ходе выполнения физминуток
  • Формировать художественные, творческие способности, фантазию воспитанников в процессе выполнения коллективной работы в технике “шерстяная акварель”

Методы и приемы:

  • практические: упражнения в складывании разрезных картинок, рисование в технике “шерстяная акварель”, выкладывание из геометрических фигур по схеме, рисование по точкам, решение задач, отгадывание кроссворда;
  • наглядные: демонстрация наглядных пособий, дидактические игры, электронные пособия с использованием интерактивной доски, схема “Этапы появления рыб”;
  • словесные: рассказ воспитателя, вопросы к детям, загадки.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, звукозапись “шум моря”, разрезные картинки с изображением рыб, электронная игра “Путешествие в водное царство”, индивидуальные планшеты разного цвета, материал на каждого ребенка для создания коллективной работы в технике “шерстяная акварель”, рамка с основой для картины, кроссворд “Рыбалка”, схема “Этапы развития рыб”, цветные магниты для звукового анализа, конверты с геометрическими фигурами разного цвета и схемы для выкладывания рыб, схема с нанесенными и пронумерованными точками по количеству детей, простые карандаши по количеству детей, наклейки с изображением рыб по одной на каждого ребенка.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Динамическая пауза “Пять маленьких рыбок”
Игровая Дидактическая игра “Назови, какая рыбка?”.

Электронная игра “Кто, где живет?” с использованием интерактивной доски.

Изобразительная Коллективная работа “Подводное царство” в технике “шерстяная акварель”
Познавательно-исследовательская Отгадывание кроссворда “Рыбалка”.

Решение “Задачки про Золотую рыбку”

Упражнение “Разрезные картинки”.

Знакомство со схемой “Этапы появления рыб”.

Дидактическая игра “Выложи рыбку из геометрических фигур по схеме”.

Коммуникативная Рассказ воспитателя. Беседа. Отгадывание загадок. Вопросы к детям.

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Введение в игровую ситуацию.

Педагог обращает внимание детей на звуки (шум воды, крики чаек и т.д.) Загадывает загадку:

В воде она живет,

Нет клюва, а клюет.

Дети отвечают на вопросы педагога, отгадывают загадку. Проявляют заинтересованность в дальнейшем участии в совместной деятельности.
2 Электронная игра “Назови, какая рыбка?” проводится с использованием интерактивной доски в течение 2 минут.

Педагог обращает внимание детей на интерактивную доску, где появляется золотая рыбка. Предлагает детям от имени персонажа рассказать, какие бывают рыбки.

Дети подбирают прилагательные к слову “рыбка” (золотая, игривая, юркая, морская, речная, хищная, быстрая, разноцветная, яркая). Произносят слова в микрофон. Чем больше слов скажут дети, тем дальше проплывет рыбка на экране. Выражают свои мысли. Согласовывают существительные с прилагательными.
3 Упражнение “Выложи рыбку из геометрических фигур по схеме”

Предлагает выложить на цветном планшете рыбку из геометрических фигур по схеме и назвать геометрические фигуры, которые им понадобились. Для детей малоактивных предложить планшет красного цвета, для гиперактивных - синего цвета.

У каждого ребенка планшет определенного цвета. Дети выкладывают на цветном планшете по схеме рыбку из геометрических фигур. Называют геометрические фигуры, которые им понадобились для выкладывания. Отвечают на вопрос: без чего не бывает рыбы (без головы, хвоста, туловища, плавников и т.д.). Называют геометрические фигуры.

Умеют работать по схеме.

Называют части тела у рыбы.

4 Электронная игра “Кто, где живет?” с использование интерактивной доски (2 минуты). Педагог задает детям вопросы: какая рыба живет в реке? в море? в аквариуме? При правильном ответе рыба перемещается в водоем. Затем педагог спрашивает, как называется рыба, которая живет в реке? в море? в аквариуме? Дети поочередно выходят к интерактивной доске, слушают вопрос, представляют свой вариант ответа. Самостоятельно нажимают на правильной ответ на интерактивной доске. Рассматривают рыбу, отвечают на вопросы, отстаивают свою точку зрения. Классифицируют рыбу (речная, морская, аквариумная рыба). Употребляют слова обозначающие признак.
5 Педагог предлагает детям выполнить коллективную работу “Подводное царство” в технике “шерстяная акварель”. Придумывают сюжет композиции Выкладывают коллективную картину из цветной овечий шерсти в технике “шерстяная акварель”
6 Кроссворд “Рыбалка”

Педагог предлагает детям отгадать кроссворд и прочитать ключевое слово.

Задания:

1. Блещет в речке чистой спинкой серебристой.

2. Чем рыбак ловит рыбу?

3. Сидят рыбаки, стерегут поплавки, рыбак Корней поймал трех окуней. Как называется рыба, которую поймал рыбак Корней?

4. Плавниками трепеща
Я хожу вокруг леща.
Лещ проворен и умен,
Из игры выходит он!

Название какой рыбы прозвучало в стихах?

5. Опасней всех она в реке
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом такая злюка.
Конечно это ....

Отгадывают кроссворд. Выполняют звуковой анализ слова АКУЛА.
7 Рассказ педагога по схеме “Этапы появления рыб” (вначале рыба откладывает икринки, затем появляются головастики, малек и далее взрослая рыба) Дети рассматривают схему, слушают новую информацию Дополняют рассказ воспитателя.

Задают вопросы

8 Динамическая пауза:

Пять маленьких рыбок ныряли в реке.
Лежало большое бревно на песке.
Первая рыбка сказала: нырять здесь легко!
Вторая сказала: ведь здесь глубоко!
Третья сказала: мне хочется спать.
Четвертая стала чуть-чуть замерзать.
Пятая крикнула: здесь крокодил!
Плывите скорее, чтоб не проглотил!

Проговаривают текст Выполняют упражнения в соответствии с текстом стихотворения
9 Педагог предлагает собрать разрезные картинки с изображением рыб, прочитать их название. Обобщает ответы детей. Собирают разрезные картинки. Отвечают на вопросы. Читают названия рыб.
10 “Задачка про Золотую рыбку”

Педагог предлагает детям решить видеозадачку с использованием интерактивной доски (2 минуты).

Дети решают математическую задачу.

Отвечают на вопросы педагога.

Считают в пределах 10. Выполняют арифметические вычисления.
11 Рефлексия деятельности. Педагог предлагает детям оценить, как прошла совместная деятельность. Если понравилось, было интересно то дети выбирают желтый смайлик если нет – серый. Предлагает дошкольникам объяснить свой выбор. Дети делятся впечатлениями о наиболее интересных заданиях, в выполнении которых они участвовали. Называют правила взаимодействия в команде.

Рефлексируют свою деятельность.