Электронные образовательные ресурсы при обучении построению диаграмм и графиков в школьном курсе информатики

Разделы: Информатика, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Электронные образовательные ресурсы являются средством обучения и выступают инструментом повышения его качества. В характере деятельности участников учебного процесса в условиях современной информационной образовательной среды, построенной на основе электронных образовательных ресурсов, происходят изменения в направлении увеличения доли самостоятельной, исследовательской, творческой и продуктивной работы обучающихся. Разработка собственных ЭОР позволяет организовывать экспериментально-исследовательскую деятельность – как индивидуальную, так и групповую, коллективную с реальными объектами изучения, их моделями и отображениями. Это обеспечивает широкое внедрение исследовательского метода обучения, подводящего учащегося к самостоятельному "открытию" изучаемой закономерности, развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей.

Актуальность работы с ЭОР при обучении построению диаграмм и графиков в школьном курсе информатики объясняется тем, что специфическая особенность темы школьного курса информатики по визуализации числовых данных заключается в направленности учащихся к последующему использованию построения диаграмм и графиков в практической деятельности, выработки у них универсальных умений и навыков. Это накладывает отпечаток на выбор имеющихся электронных образовательных ресурсов и разработку собственных, их применение, как активных и интерактивных методов обучения, направленных на формирование профессиональных компетенций при самостоятельном решении учащихся поставленных задач.

При объяснении материала можно воспользоваться демонстрацией к лекции или использовать его, как интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся “Демонстрационная таблица с диаграммами”, а также воспользоваться ссылкой Интерактивный урок на построение диаграмм и графиков http://teachpro.ru/Tutorial?CourseID=b8de82b1-1da8-4f4f-8f0e-d112b63738e6&Name=wrd101001 . При выборе практических упражнений можно использовать задания, разработанные другими авторами на сайте www.Learningapps.org - это сервис для создания интерактивных учебно-методических пособий по разным предметам. Необходимо предварительно проверить качество и соответствие ЭОР целям и задачам урока. Можно предложить обучающимся следующие упражнения http://learningapps.org/892067 - типы диаграмм, http://learningapps.org/892086 - объекты диаграммы, http://learningapps.org/1325723 - графики и диаграммы [3].

При этом самостоятельная работа с электронным ресурсом будет более эффективной, если она завершится обсуждением изученных вопросов в парах, в малых группах или фронтально. Можно предложить изучению в парах интерактивного справочника по ИКТ для самостоятельной работы учащихся “Создание диаграмм MS Excel. Учащиеся при этом могут оформить ответы на поставленные на стадии вызова проблемные вопросы в графическом виде (кластеры, схемы, таблицы) или в текстовой форме (тезисы, эссе, разметка текста). Хорошо, если выполнение подобных заданий будет предусмотрено в используемом электронном ресурсе, графическую и текстовую форму проблемных вопросов можно выполнить на компьютере с помощью текстового и графического редакторов.

На стадии рефлексии необходимо произвести целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изучения материала, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и его повторную проблематизацию. На данном этапе целесообразна реализация педагогических приемов инновационных технологий, таких как анализ изменений первоначального представления о теме урока, личностная рефлексия. Возможно также применение электронных образовательных ресурсов для обобщения изученного материала, это может быть составление плана, резюме, подготовки опорного конспекта в текстовом редакторе для их последующего использования с указанными педагогическими приемами. Методические аспекты построению графиков и диаграмм при изучении школьного курса информатики имеют развивающее значение для самостоятельного представления участниками образовательного процесса в наглядной форме зависимостей и тенденций, отраженных в числовых данных. Изучив данную тему и научившись строить графики и диаграммы в MS Exсel, Open Office Calc учителю необходимо проверить уровень пройденного материала как обучающиеся научились сравнивать какие-либо величины, выделять и оформлять аналитические, статистические, числовые данные [2].

Организованный таким образом урок, с одной стороны, благодаря использованию электронных образовательных ресурсов, приобретает направленность на развитие интеллекта учащегося, на самостоятельное извлечение и представление знаний, на формирование умений и навыков работы с информацией. С другой стороны, включение электронных образовательных ресурсов в современные интерактивные образовательные технологии, позволяет существенно расширить спектр интеллектуальных приемов и организационных форм используемых в процессе обучения. Это сочетание делает процесс усвоения знаний и формирования умений более эффективным и как следствие, способствует повышению уровня образовательных результатов учащихся.

Очевидно, что использование электронных образовательных ресурсов расширяет возможности образовательного процесса, но при этом они остаются лишь инструментом, орудием решения задач, и их применение не должно превращаться в самоцель. Нельзя забывать, что повсеместное и бессистемное применение ЭОР может обернуться такими проблемами, как:

  • возможность информационного перенасыщения учебного процесса, способствующего понижению восприятия и усвоения;
  • увеличение время подготовки педагогов к учебному процессу;
  • необходимость приобретения техники, соответствующей требованиям новейших ЭОР;
  • проблемой авторского права [1].

Внедрение в учебный процесс ЭОР будет способствовать решению задачи достижения качественно новых образовательных результатов лишь при условии грамотного их использования, которое предполагает правильное сочетание электронных образовательных ресурсов с традиционными или инновационными средствами обучения.

Подводя итоги, можно сказать, что повышение качества подготовки выпускников образовательных учреждений обусловлено сегодня комплексным применением электронных образовательных ресурсов в сочетании с инновационными формами и методами обучения. Грамотное применение электронных образовательных ресурсов, предполагающее соответствующую корректировку всех компонентов методической системы обучения, поможет сформировать целостную образовательную траекторию, что в немалой степени будет способствовать достижению целей современного образования.

Практическая значимость заключается в том, что электронные образовательные ресурсы при обучении построению диаграмм и графиков, представленные в виде презентации, могут быть использованы в учебном процессе в основной школе и во внеурочной деятельности с целью повышения образовательных результатов учащихся за счет эффективного встраивания ЭОР в образовательный процесс.

Список литературы.

  1. Исупова Н. И. Методические особенности применения электронных образовательных ресурсов. // Сборник научных трудов Sworld. 2012. Т. 23. № 4. С. 92-95.
  2. Ковригина Е.В. Создание и редактирование электронных таблиц в среде OpenOffice.org: учебное пособие [Электронный ресурс]. – 2008. – С.44-49 –URL: http://window.edu.ru/resource/386/58386 (дата обращения 10.11.2015)
  3. Сервис для создания интерактивных учебно-методических пособий по разным предметам http://Learningapps.org [Электронный ресурс]. - URL: (дата обращения 11.12.2015).