Тренинговое занятие для младших школьников «Толерантная и интолерантная личность»

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Актуальность воспитания толерантности обусловлена такими социальными проблемами, как негативное отношение к людям, повышенная агрессивность, межнациональная конфликтность, которые характерны и для детей младшего школьного возраста.

Школа как социальный институт оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребёнка. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и готовность к толерантному поведению. Для воспитания толерантной личности необходимо включать детей в тренинговые занятия, направленные на формирование гуманных отношений между людьми независимо от их национальности.

Цели:

  • Практическая – стимулирование самоанализа детьми своего отношения к окружающим, формирование установок толерантности.
  • Образовательная – ознакомление с понятием толерантности как способности жить в мире друг с другом.
  • Развивающая – развитие словесно-логического мышления.
  • Воспитательная – воспитание толерантности, регулирование гуманных межличностных отношений в классном коллективе.

Задачи:

  • Ввести определение понятий “толерантность”, “толерантная” и “интолерантная личность”.
  • Изучить доминирование познавательного или игрового мотивов в эмоциональной сфере.
  • Способствовать осознанию себя, своих положительных и отрицательных качеств характера.
  • Создать условия для сопоставления образа себя с тем, как его видят окружающие.

Методическое оснащение: презентация.

Сценарий

1. Ритуал приветствия.

2. Введение в тему и теоретическая информация.

Ведущий говорит о том, что в 1995 году 185 государств, включая и Россию, приняли Декларацию принципов толерантности, и объясняет, что толерантность означает уважительное, терпимое отношение, снисхождение к человеку другой национальности, способность принимать кого-то непохожего на нас, считаться с мнением других. [2]

3. Разминка.

Упражнение “Обобщение” [3, стр.320]

(на развитие мыслительных процессов анализа и обобщения)

Предлагается назвать одним словом.

  • Сентябрь, октябрь, ноябрь. (Осенние месяцы).
  • Собака, кошка, корова, коза. (Домашние животные).
  • Леопард, кабан, лев, лось. (Дикие животные).

Как по-другому назвать лося? (Сохатый, т.е. рогатый, имеющий ветвистые рога).

Упражнение “Четвёртый лишний” Рубинштейна С.Л. [3, стр.321]

(на развитие мыслительных процессов анализа, отвлечения, классификации способом выделения существенных признаков)

Предлагается исключить лишнее слово.

  • Тигр, собака, свинья, щука.
  • Храбрый, злой, смелый, отважный.
  • Заяц, медведь, ворона, лиса.
  • Час, минута, осень, секунда.
  • Баран, козёл, лошадь, медведь.

Авторская модификация упражнения “Смысловой ряд” [4, стр.251]

Лось – сохатый, а медведь - ..? Косолапый, т.е. ступающий пятками врозь, а носками внутрь. В разговорном языке употребляется также определение “неуклюжий”.

4. Изучение уровня сформированности толерантности, определение доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере детей.

Предлагается прослушать или посмотреть инсценировку рассказа и дать ему название. Читается 1 часть текста. [1]

КАК БЫЛ НАКАЗАН МЕДВЕДЬ

Раньше медведь никому житья не давал. Большой и сильный, он то громко рявкнет, не на шутку напугает кого-нибудь, то нечаянно, неуклюжий, придавит насмерть маленьких зверюшек и птиц, то сломает деревья и разорит гнёзда, сделанные обитателями леса с превеликим трудом и упорством. Многих обижал и не давал им покоя.

Попытались как-то звери унять хозяина тайги. Ну, куда там, и слушать их не стал. “Не учите меня, - ответил он, - я сам знаю... Что хочу, то и делаю...”

Стояла середина ноября. Холодная осень сняла с деревьев пожелтевшие листья и шумом холодного ветра призывала всех готовиться к зиме. Впереди – нелёгкая пора года.

И вот звери задумались:

- Как быть дальше с медведем? Если он так же будет вести себя, то добра от него не жди, будет худо.

Чтение текста прерывается. Ведущий спрашивает: “Каким вам представился медведь? Что он делал? Как бы вы поступили на месте зверей?” Дети предлагают разные варианты, как правило, уничтожить, убить и т.п.

Ведущий, анализируя ответы детей, сообщает, что так поступают только интолерантные личности – нетерпимо относящиеся к окружающим. Интолерантность может начинаться с невежливости, раздражительности, а закончиться уничтожением. Толерантный человек – это личность, которая относится к другим доброжелательно. [2]

Далее ведущий спрашивает, хотели бы дети дослушать сказку до конца и узнать, как поступили звери?.. Толерантные дети с познавательным интересом обычно предпочитают узнать продолжение сказки. Читается 2 часть текста.

Со всей тайги дружно собрались на свой суглан* звери, птицы, заполнили поляну, сели на деревья, камни, пни, и было их видимо-невидимо. Собрались решать:

Белка: “Что делать с грубияном?”

Зайчиха: “Как перевоспитать медведя?”

Сорока: “Надо объяснить медведю, в чём он виноват”.

Лисица: “Давайте устроим суд над ним”.

- Давайте, давайте скажем ему. А кто будет судьёй, кто станет выносить приговор? (Звери шепчутся, кивают головой). Судьёй избрали сохатого.

- Сохатый будет судить! Он хозяин тайги, он сильный, справедливый!

Устроили суд над медведем. Много обид высказали большие и маленькие звери:

Белка: “Медведь ломает деревья и отнимает у бельчат орешки”.

Зайчиха: “Медведь пугает и кричит на зайчат”.

Сорока: “Медведь разоряет гнёзда, хватает меня за хвост”.

Лисица: “Медведь обижает меня, обзывает рыжей плутовкой и портит мой пушистый хвост”.

Все вместе: “Мешает нам готовиться к зиме, всё ломает и топчет”.

Каждый из них говорил, и стоял такой шум, что, казалось, поднялся ураган небывалый. Медведь такого в жизни не видел – он сжался, стал каким-то маленьким и жалким. Вынесли приговор.

Сохатый: “Наказать медведя, чтобы он был в заточении всю зиму”.

С тех пор косолапый зимой не ходит по тайге, а ложится в спячку в наказание за свою грубость. И намного он присмирел. Звери сказали:

- Надо жить мирно!


*Суглан – собрание.

5. Отработка навыков толерантного поведения.

Групповое обсуждение текста

- За что устроили звери суд медведю?

- Встречали ли вы в жизни человека с такими качествами?

- Как звери наказали медведя?

- Как вы считаете, правильно ли сделали звери, что наказали медведя?

- Зачем они это сделали?

- Какое название вы дали бы этому рассказу?

6. Домашнее задание. Расскажите своим родителям о том, почему медведь зимой спит.

7. Отработка навыков толерантности в игре.

Игра “Наоборот” Бондаренко А. [4, стр.278]

(на расширение кругозора и сообразительности, развитие скорости мышления)

Предлагается назвать слово с противоположным значением.

плохой - .., злой - ..,
слабый - .., трусливый - ..,
грустный - .., нетерпеливый - ..,
медленный - .., интолерантный - ...

Ведущий спрашивает, как всё это назвать одним словом? (Качества человека).

Авторская игра “Комплимент”

(на развитие межличностных отношений)

Ведущий предлагает определить, кто в нашем классе весёлый?.. добрый?.. скромный?.. смелый?.. сильный?.. вежливый?.. терпеливый?.. толерантный?..

8. Рефлексия прошедшего занятия.

9/ Ритуал прощания.

Список использованной литературы.

  1. Байкала-озера сказки. – Иркутск, 1988. – С.35.
  2. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль, 2003. – 192 с.
  3. Савенков А.И. Ваш ребёнок талантлив. – Ярославль, 2002. – 325 с.
  4. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога. – Ростов н/Д, 2005. – 320 с.