Урок открытия новых знаний «Гидростатическое давление». 7-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Технологическая карта урока

Класс 7 класс
УМК Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников. Физика. 7 класс.
Тема урока Гидростатическое давление
Цели урока Образовательная:
  Получить учащихся знающих следующие суждения:

- жидкость, налитая в сосуд, своим весом создает гидростатическое давление.

- на одном и том же уровне гидростатическое давление одинаково по всем направлениям;

- гидростатическое давление не зависит от площади дна и формы сосуда, а определяется только высотой столба налитой жидкости и ее плотностью;

- с глубиной гидростатическое давление увеличивается;

- гидростатическое давление равно произведению плотности жидкости, ускорения свободного падения и глубины, на которой рассматривается давление.

  Развивающая:
  Подготовить учащихся, владеющих следующими видами деятельности:

1. Распознавать и воспроизводить обозначение гидростатического давления, наименование единицы гидростатического давления.

2. Находить значение гидростатического давления в конкретной ситуации на основе уравнения связи.

  Воспитательная:
  Подготовить учащихся убедившихся в том, что научные знания:

а) Расширяют общеобразовательный кругозор.

б) Способствуют формированию научной картины мира, критического мышления, инициативы, деловитости, внимательности, трудолюбия, уверенности в себе.

Концепция урока: Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Технология Проблемный диалог
Средства обучения: 1. Раздаточный материал: карточки-задания, фломастеры, магниты, листы бумаги.

2. Оборудование:

  • набор сосудов разной формы и объема, манометры, прозрачные трубки, линейки, сосуды с водой и жидкостью другой плотности (масло, сгущенное молоко или сироп), модель “Картезианский водолаз”, сосуды с тремя отверстиями.
  • Компьютер, видеопроектор, экран.
  • Презентация к уроку.
Формы работы на уроке 1.Групповая
2.Парная
3.Индивидуальная
4.Фронтальная
Планируемые результаты На уровне запоминания:

- называть физические величины, их условные обозначения и единицы: давление, объем, плотность, сила, масса;

- воспроизводить формулу давления жидкости на дно и стенки сосуда.

  На уровне понимания:

- объяснять процесс передачи давления жидкостями на основе их внутреннего строения,

- объяснять независимость давления жидкости на одном и том же уровне от направления;

- выводить формулу давления жидкости на дно и стенки сосуда.

  На уровне применения:

- уметь измерять давление жидкости на дно и стенки сосуда;

- применять закон Паскаля к объяснению явлений, связанных с передачей давления жидкостями,

- применять формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда.

УУД Личностные:

- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- осознание смысла своей деятельности на всех этапах урока; активизация волевых усилий в процессе урока;

- проявление уважения к интеллектуальному труду и к физической науке, как элементу человеческой культуры.

  Регулятивные:

- умение слушать в соответствии с целевой установкой;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

  Коммуникативные:

- умение слышать и слушать, планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.

  Познавательные:

- умение работать с источником информации, оборудованием, строить высказывания, предъявлять результат.

Ход урока

  Организационный момент Примечание
Учитель

Слайд-1

Добрый день ребята! Займите свои места. Сегодня мы с вами отправимся в детский виртуальный дайвинг-клуб “Морской Ёжик”.  
Учитель

Слайд-2

Знаете ли вы, что означает в переводе с английского языка, слово фридайвинг?

В случае затруднения обратитесь к справочно-информационному материалу №1(приложение №1)

Фридайвинг (от англ. free — свободно и англ. dive — нырять) — подводное плавание на задержке дыхания (апноэ). Эта самая ранняя форма подводного плавания.
Ученик Возможный ответ: Фридайвинг – это вид подводного плавания (ныряния) на задержке дыхания.  
Учитель У ныряния на задержке дыхания история в несколько тысячелетий. Например, ловцы жемчуга должны были уметь надолго задерживать дыхание и погружаться без специального снаряжения на глубину до 30 метров. Сегодня фридайвинг – это не просто вид подводного плавания, а экстремальный вид спорта. Здесь необходимо думать. Конечно, не так интенсивно, как в шахматах, но и поговорка “Сила есть – ума не надо” тоже не работает. Дайвер должен четко представлять, что происходит с его организмом под водой.  
  Изучение нового материала  
  Постановка проблемы №1  
Учитель

Слайд-2

А приходилось ли нырять вам? Что вы испытывали при нырянии в воду?

В случае затруднения обратитесь к справочно-информационному материалу №2 (приложение №1)

Баротравма – состояние, при котором происходит повреждение органов вследствие разницы давления между внешней средой и внутренними полостями, например: ушными каналам, околоносовыми пазухами, легкими и даже дырками в зубах.
Ученик Возможный ответ: При нырянии в воду мы испытываем заложенность в ушах, заложенность носа, боль в области лба, груди.  
Учитель

Слайд-2

Какие у вас есть гипотезы (предположения) для объяснения такого состояния у неопытных дайверов?

В случае затруднения обратитесь к справочно-информационному материалу №3 (приложение №1)

На жидкости, как и на все тела на Земле, действует сила тяжести. Поэтому, каждый слой жидкости, налитой в сосуд, своим весом создает давление, которое по закону Паскаля передается по всем направлениям. Следовательно, внутри жидкости существует давление.
Ученик Возможный ответ: В жидкости существует давление. При нырянии в воду давление снаружи на барабанную перепонку оказывается сильнее, чем давление воздуха изнутри. В итоге она прогибается внутрь, что ведет к возникновению болевых ощущений.  
Учитель

Слайд-2

Какова будет тема урока?  
Ученик Возможный ответ: Давление в жидкости (Гидростатическое давление)  
Учитель

Слайд-3

Давление в дайвинге – серьезная тема, требующая теоретического изучения еще на суше. Каковы ваши ожидания? (версии)

Какие у вас есть предположения (версии), от чего зависит давление в жидкости на дно и стенки сосуда?

 
Ученик

Слайд-3

Возможные ответы: а) от глубины, б) от площади дна, в) от формы сосуда, г) от массы жидкости, д) от объема жидкости  
  Решение проблемы №1  
Учитель Ваши гипотезы требуют проверки. Для проверки выдвинутых гипотез распределитесь в группы по четыре человека.

Используя оборудование и карточки-задания (приложение №2), проверьте ваши предположения. Сделайте выводы.

Карточки-задания.

Группа №1. Исследуйте зависимость давления от глубины. Представьте полученный результат в виде графика зависимости давления от глубины.

Группа №2. Установите, зависит ли давление от плотности жидкости? Если зависит, то как? Представьте полученный результат в удобном для вас виде.

Группа №3. Установите, зависит ли давление от формы сосуда? Если зависит, то как? Представьте полученный результат в удобном для вас виде.

Группа №4. Установите, зависит ли давление от массы (объема) жидкости? Если зависит, то как? Представьте полученный результат в удобном для вас виде.

Группа №5. Установите, зависит ли давление от площади дна сосуда? Если зависит, то как? Представьте полученный результат в удобном для вас виде.

Ученики Распределяются на группы. Выполняют задания, используя предложенное оборудование и карточки-задания. Представляют свой результат на листах, прикрепляя их на доске. Делают выводы.

Группа №1. Давление в жидкости растет пропорционально с глубиной.

Группа №2. Давление на дно больше в жидкости с большей плотностью.

Группа №3. Давление жидкости на дно не зависит от формы сосуда.

Группа №4. Давление на дно не зависит от массы (объема) жидкости.

Группа №5. Давление в жидкости не зависит от площади дна сосуда.

 
Учитель

Слайд-3

Подведем первые итоги:

Давление жидкости на дно сосуда пропорционально плотности жидкости и высоте столба жидкости, оно не зависит от формы сосуда, площади дна и массы налитой жидкости.

 
  Постановка проблемы №2  
Учитель

Слайд-4

Известно, что самым глубоким природным сосудом является Марианская впадина. Самая глубокая точка Марианской впадины — “Бездна Челленджера”. Глубина этой бездны составляет 11023м. Какое давление оказывает вода на дно этого природного сосуда?Какие у вас есть версии?  
Ученики Выдвигают версии.  
  Решение проблемы №2  
Учитель

Слайд-5

Для проверки ваших версий решите экспериментальную задачу. Для выполнения задания распределитесь в пары.

Используя оборудование и карточки-задания (приложение №3), рассчитайте давление жидкости на дно сосуда. Результаты представьте на листах, прикрепив их на доске.

В случае затруднения обратитесь к справочно-информационному материалу №4 (приложение №1)

Карточка – задание №2

Экспериментальное задание:

Рассчитайте давление жидкости на дно сосуда.

Оборудование: сосуд с водой, линейка

Ученики Выполняют задание. Представляют результаты.

Гидростатическое давление жидкости на дно сосуда равно произведению плотности жидкости, ускорения свободного падения и глубины, на которой рассматривается давление

 
Учитель

Слайд -5

Подведем итоги:

Давление, производимое жидкостью на дно сосуда пропорционально высоте столба жидкости, плотности и... коэффициенту g. Какое значение коэффициента g вы использовали? Что означает этот коэффициент?

 
Ученик Возможный ответ: Коэффициент g = 10 Н/кг. Численно равен силе тяжести, действующей на тело массой 1 кг вблизи поверхности Земли.  
Учитель

Слайд-5

Справедливо ли утверждение, что формула для расчета давления жидкости на дно сосуда справедливо только для Земли? Можно ли использовать эту формулу на других планетах?  
Ученики Выдвигают версии.

Возможный ответ: Утверждение не справедливо. Формула может быть использована для расчета давления жидкости на дно сосуда и на других планетах. Сила тяжести, действующая на тело массой 1 кг, вблизи других планет различна и может быть определена по справочнику.

 
  Постановка учебной проблемы №3  
Учитель

Слайд-6

Производит ли давление жидкость на стенки сосуда? Давит ли жидкость вверх? Какие есть версии?  
Ученики Выдвигают версии  
Учитель

Слайд -6

Для проверки ваших предположений распределитесь в группы по четыре человека.

Используя карточки – задания (приложение №4) и предложенное оборудование, установите, оказывает ли жидкость давление вверх и на стенки сосуда. Сделайте выводы.

 
Ученики Распределяются по группам. Выполняют задания. Делают выводы. Группы №1-3 выполняют задание “Картезианский водолаз”

Группы №4-5 выполняют задание “Струйки воды”

Учитель

Слайд-7

Подведем итоги:

(работа с информацией на доске):

а) Давление в жидкости подчиняется закону Паскаля: “давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку жидкости или газа одинаково по всем направлениям".

б) Формула для расчета давления на дно справедлива и для расчета давления на стенки сосуда.

в) Давление в жидкости зависит от высоты столба жидкости и ее плотности.

г) Давление в жидкости не зависит от формы сосуда и площади его дна.

д) На одном и том же уровне давление внутри жидкости одинаково по всем направлениям.

Получают раздаточный материал и вклеивают его в поле рабочей тетради (приложение №5)

 
  Применение полученных знаний (Закрепление новых знаний)  
Учитель Для того чтобы совершить погружение, начинающему дайверу необходимо получить допуск.Для получения допуска вам в группах предстоит:

а) выполнить задания на карточках (приложение №6) и защитить их;

б) разработать инструкцию для начинающего дайвера из трех пунктов, представить полученный результат.

В случае затруднения обратитесь к справочно-информационному материалу №5 (приложение №7)

 
Ученики

Слайды

8-13

а) Выполняют в группах предложенные на карточках задания и обосновывают свои решения всем группам с помощью презентации. В случае ошибочного ответа другие группы корректируют ошибочные ответы.

б) Разрабатывают инструкцию из трех пунктов для начинающего дайвера с последующим обсуждением.

 
  Контроль  
Учитель Теперь мы знаем, почему изучению давления в дайвинге уделяется особое внимание. Проверьте свои собственные знания по изученной теме. Для этого выполните задание в рабочей карте ученика (приложение №8)  
Ученики Выполняют задание  
Учитель

Слайд-14

Проверьте правильность выполнения задания. Оцените результат и сдайте свою работу.  
Ученики Выполняют самоконтроль, оценивают свою работу в соответствии с критериями и сдают работу учителю.  
Учитель

Слайд-15

Запишите домашнее задание:

а) У:§20(1,4,5) (прочитать, ответить на вопросы 1-2,4-5 стр. 154)

б) З: параграфы 21 № 21.13, 21.14, 21.15, 21.16
(письменно)

Творческое задание: разработать портфолио физической величины “Гидростатическое давление” (напишите сказку, эссе, составьте кроссворд, сиквейн, ребусы, подберите пословицы и поговорки, выполните иллюстрации к теме...). Надеюсь что знания, открытые вами на уроке, помогут вам в увлекательном путешествии по подводному миру. Урок окончен.

 
Ученики Записывают домашнее задание.