Игровые викторины c использованием ИКТ по изобразительному искусству

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Аннотация

“Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно.
Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут.
И не только они. Таким будет и общество через 30-40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям,
которые мы у них создадим”.
Б.М. Неменский

Формирование эстетической культуры личности начинается с детства и наиболее благоприятно в младшем школьном возрасте. Красота природы, человека, вещей возбуждает в ребенке интерес, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и развивает другие психические процессы.

В основу моих презентаций положена игра – привычная и желанная форма деятельности для детей. Через игру развивается эстетическая культура, развивается любознательность, стимулируется потребность к самообразованию и к саморазвитию, развивается визуальная память, визуальное и изобразительное мышление. Данная форма объединила игру с учебно-воспитательным процессом.

Актуальность

Мы живем в эпоху технического прогресса. Педагог имеет широкие возможности по применению в своей работе ИКТ. Цифровые технологии во многом усовершенствовали работу с детьми, дали возможность использовать коллекцию цифровых образовательных ресурсов, упростили работу по созданию учебного и методического материала. Расширились возможности по проведению интересных занятий с использованием ИКТ. На занятиях изобразительным творчеством стало возможным познакомиться с целыми музеями изобразительного искусства, расположенными на другом конце земли. Упростилась работа по подготовке раздаточного материала. Если педагог умело направляет действия учащихся в их творческой работе, компьютер дает универсальные возможности  для развития личности.

Данные игры-викторины позволят повысить эффективность процесса обучения за счет сокращения суммарного времени усвоения учебного материала, а так же за счет изменения подходов к обучению.

Цель работы: Объединив ИКТ и игровые технологии, обеспечить эффективное обучение, воспитание, развитие обучающихся, принести удовольствие и удовлетворенность всем участникам воспитательного процесса.

Задачи:

  • Развить аналитические способности
  • Развить визуальное и ассоциативное мышление
  • Развить визуальную память
  • Развить визуальное и изобразительное мышление

В результате дети получат следующие знания и умения:

  • Научатся отличать понятия жанр, натюрморт, пейзаж, портрет, сказочно-былинный жанр
  • Запомнят фамилии 4-6 художников
  • Научатся определять манеру письма 2-3 понравившихся авторов.
  • Пополнят словарный запас.

Что же представляют собой игровые презентации?

Это тестовые задания разных типов на тему “Жанры изобразительного искусства”. Содержание тестов используется не для контроля знаний, а для образовательных, развивающих и воспитательных целей. Ученик может сразу проконтролировать правильность своих ответов - правильность ответа сопровождается визуальными и звуковыми сигналами. Результаты тестов педагог может учитывать при корректировке индивидуальной работы с обучающимся.

Данные тестеры можно использовать как для индивидуальной работы ученика за компьютером, так и в коллективной работе, когда дети обсуждают, спорят, ищут правильное решение. Главное, чтобы ученики, выполняя задание, комментировали свой ответ. В процессе игры педагогу необходимо комментировать, пояснять непонятные вопросы, каждый раз предлагать участнику аргументировать выбор, обосновать ответ.

Детям предложены следующие темы: натюрморт, пейзаж, портрет, сказочно-былинный жанр.

Типы и формы заданий:

Закрытого типа (Задание на установление связи между текстовой (вербальной) и образной (визуальной) информацией)

1. Отобрать фразы подходящие для описания данной картины.

Установление соответствия (Задание на развитие ассоциативного мышления):

2. Из двух картин определить картину, принадлежащую кисти данного автора.

3. Из списка художников выбрать автора данной работы.

Сортировка и классификация (Задание на развитие аналитических способностей, визуального и изобразительного мышления)

4. Определить, по какому признаку отсортированы и классифицированы данные произведения.

Исключить лишнее (Задание на развитие аналитических способностей, визуального мышления)

5. Исключить картину, которая не является произведением данного автора.

Технические характеристики презентаций

В программе PowerPoint 2007 создано 21 презентаций: вводная презентация и презентации по темам: “Натюрморт”, “Пейзаж”, “Портрет”, “Сказочно-былинный жанр”. Каждая тема состоит из задания 5-и типов. Пример: “Натюрморт. Задание 1” - цифра указывает на тип задания

Возраст: 7 -11 лет

Где использовать: на занятиях в изостудии, на внеклассных мероприятие, классных часах.

Форма: электронные презентации с триггерами и гиперссылками.

Допустимый формат: Microsoft PowerPoint 2003-2010

Количество слайдов: вводная – 5 слайдов, презентации с заданиями 1 и 5 – по 9 слайдов, презентации с заданиями 2, 3, 4 – по 12 слайдов.

Хронометраж: от 10 до 20 минут

Сопроводительный текст (другие материалы): нет

Необходимое оборудование: для индивидуальной работы – компьютер, для коллективной работы – интерактивная доска или мультимедийный проектор, ноутбук, экран

Предварительная подготовка: не требуется

Результаты

В результате предварительного анкетирования учащихся 2-4х классов (25 человек) было выявлено следующее:

  • Учащиеся практически не знают определения понятия “жанр изобразительного искусства”.
  • С трудом разделяют понятия натюрморт, пейзаж, портрет (30%).
  • С трудом вспоминают фамилии художников (называют 1-2 фамилии, в основном Шишкин и Васнецов).

Промежуточная проверка дала положительный результат. При повторном тестировании выяснилось:

  • Понятие жанр объяснили 50%
  • Понятия натюрморт, пейзаж, портрет отличают 85%
  • Могут без труда назвать 3-4 фамилии художников 70%

На основании полученных данных можно сделать вывод – уровень образованности учащихся резко повысился.

Наметились положительные тенденции:

  • На переменах дети просят поиграть с ними в викторину. (“Давайте поиграем в ваши викторины”).
  • Дети стали задавать больше вопросов о жизни и творчестве художников.
  • Рассказывают, что они сами узнали интересного об изобразительном искусстве.
  • Появилось желание участвовать в устных журналах о творчестве художников и готовить классные часы для своих одноклассников.
  • Появился стимул к саморазвитию.

Методические рекомендации.

  • Возрастные особенности

В вводной презентации указано, какие презентации и для какого возраста рекомендованы.

  • Где и когда можно применять.

Данные презентации можно использовать как для индивидуальных занятий, так и для коллективной игры.

  • При первичном применении педагогу необходимо пояснять и рассказывать обучающимся все о художниках, их творчестве, особенностях письма, об историческом периоде, объяснять непонятные слова (для пополнения словарного запаса) и многое другое. В дальнейшем дети могут сами делиться информацией, рассказывать друг другу то, что знают.

Технические требования

Перед работой с презентациями на другом компьютере необходимо проверить все настройки. Прежде всего - рекомендую хранить все презентации в одной папке.

Все презентации связаны с вводной презентацией гиперссылками. В вводной презентации переходы к игровым осуществляются через таблицу заданий. Каждая игровая презентации в конце игры возвращает в таблицу вводной презентации. Необходимо проверить все настройки гиперссылок при работе на другом компьютере. Если нет возможности настроить переходы между презентациями, можно не использовать вводную таблицу и каждую презентацию использовать отдельно.

Если возникнут затруднения, пишите на почту gachenka@mail/ru, тема письма - “игровые презентации”

Список использованной литературы

  1. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: ощущения, восприятие / Под ред. А.В.Запорожца и др.-М., 1982.-С. 7-31.
  2. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева H.A. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968. - 333 с.
  3. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. -М., 1964.-303 с.
  4. Беленкова И. В. Информационные технологии – инструмент развития визуального мышления учащихся. - URL: http://letopisi.ru/index.php/Развитие_визуального_мышления_учащихся Дата обращения: 5.01. 2012
  5. Ванслова, Е. Раздвигаем границы эстетического образования [Текст]/ Е. Ванслова // Искусство. - 2008. - №2. - С. 28 - 29.
  6. Гаджиева, Х. Наглядные пособия в системе художественно-эстетического образования и воспитания учащихся [Текст] / Х. Гаджиева // Искусство в школе. - № 1. – 2007. – С. 78 – 80.
  7. Заболотный В.П. Философские проблемы информатизации//Проблемы информатизации. 1999. № 1.
  8. Ильина, Е. Воспитание искусством [Текст] / Е. Ильина // Искусство в школе. - 2009. - № 1. - С.13 - 15.
  9. Ильинская, И.П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника [Текст] / И.П. Ильинская // Начальная школа. – 2009. - № 1.- С. 20 - 25.
  10. Какушкин М. Т. Изобразительное искусство. - URL: http://www.timofeyich.ru/index.php Дата обращения: 27.12.2011
  11. Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей [Текст] / Сост. Т.А. Барышева, В.А. Щекалов. – Д.: Феникс, 2004. – 416 с.
  12. Лукьянов, Б. Г. В мире эстетики [Текст] / Б. Г. Лукьянов. - М.: Просвещение, 1983. - 192 с.
  13. Маслова, Л. Педагогика искусства: Теория и практика [Текст] / Л. Маслова. - Новосибирск: НИПК и ПРО, 1997. - 136 с.
  14. Нурутдинова, А. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства на уроках художественного цикла и во внеучебной деятельности [Текст] / А. Нурутдинова // Искусство в школе. - № 1. – 2007. – С. 64 – 66.