Царство Грибы. 6-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (48,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: выяснить, почему грибы выделены в отдельное царство.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с характерными признаками грибов, показать черты сходства и отличия грибов от растений; раскрыть значение терминов: мицелий, грибница, гифы, микориза; рассмотреть строение, питание и размножение грибов; познакомить учащихся со значением грибов в природе и жизни человека.
  • Развивающие: формировать навыки сравнения изучаемых организмов, умение делать выводы;
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока

Организационный момент: приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.

Повторение:

Слайд № 2

  • Какие организмы вы изучали на прошлом уроке?
  • Какова роль бактерий в природе и жизни человека?
  • Почему бактерии выделены в отдельное царство?

Актуализация знаний

Слайд № 6

  • Скажите, на какие царства можно разделить изображённые организмы?
  • Ответ: на четыре царства: растения, бактерии, животные, грибы.
  • Почему грибы выделены в отдельную группу?

Слайд № 7

Тема нашего урока “Царство Грибы”, цель нашего урока - изучить особенности строения и жизнедеятельности грибов и выяснить, почему грибы выделены в отдельное царство.

Изучение новой темы

Слайд № 8

Учитель: грибов в природе существует огромное множество. Это одна из наибольших и разнообразнейших групп живых организмов. Наука, изучающая грибы, называется - микологией (от греч. "микос" - гриб, "логос" - учение).

К грибам относят более 100 тыс. видов, имеющих разнообразное строение и образ жизни. Грибы распространены практически во всех географических зонах: их можно встретить в лесу и на полях, в почве и воде, в организме животных, растений и даже человека.

Какие грибы вы знаете?

Перед вами древесный гриб - трутовик, плесневый - пеницилл, паразитический- спорынья и лесной белый гриб. Все это грибы, т.к. в их строении есть общие черты. Что же это за черты?

Слайд № 9 “Строение шляпочного гриба”

В повседневной жизни мы называем грибами их плодовые тела. У большинства грибов их плодовое тело образовано шляпкой и ножкой. Отсюда их название – шляпочные грибы.

Шляпка – гиперссылка: слайд № 11

В ножке все нити одинаковы, а в шляпке образуют два слоя – верхний, покрытый кожицей, нижний образует пластинки или трубочки.

Например, белый гриб, подберезовик – это трубчатые грибы. Грузди, лисички, сыроежки – пластинчатые.

Если в том месте, где рос гриб (плодовое тело) слегка раскопать почву, можно обнаружить тонкие ветвящиеся белые нити – грибницу. Клетки грибницы называются гифы, они чаще двухядерные.

Грибница – гиперссылка: слайд № 10 - видеоролик “Грибница”

Почему при сборе грибов нельзя повреждать грибницу?

Ответ: грибница – главная часть гриба, которой развиваются плодовые тела.

Как взять гриб, не повреждая грибницы?

Ответ: у гриба необходимо срезать ножку у основания.

Если вы хотите в следующий раз, придя в известное вам место, снова увидеть там богатый урожай грибов, никогда не выдергивайте их из почвы, а аккуратно срезайте ножку у основания.

Записать: Грибница (мицелий)- длинные ветвящиеся нити (гифы), образующие тело гриба.

Слайд № 9 “Строение шляпочного гриба”

Задание: зарисуйте в тетради схему строения шляпочного гриба, подпишите его части.

Слайд № 12 “Размножение грибов”

Учитель: в трубочках и пластинках образуются особые клетки - споры, с помощью которых размножаются грибы. Созревшие споры высыпаются, затем их разносит ветер, а также в этом участвуют насекомые, слизни, белки и другие животные. Споры не перевариваются в пищеварительных органах этих животных и, попав с пометом во влажную почву, прорастают в нити грибницы. Грибница растет медленно и, накопив запасы питательных веществ, образует плодовые тела. У большинства грибов это происходит только после слияния специализированных половых клеток, берущих начало от разных спор.

Следовательно, грибы размножаются двумя путями: бесполым и половым.

Слайд № 13 “Питание грибов”

Учитель: грибам для питания необходимы готовые органические вещества.

Грибы - сапрофиты - поселяются на мертвых остатках растений и животных, на продуктах питания, разлагают опавшие листья, древесину.

Грибы - паразиты - живут и питаются за счет живых организмов.

Слайд № 14 “Симбиоз”

Вспомните, при изучении бактерий мы говорили о симбиозе бактерий и бобовых растений.

Что такое симбиоз?

Ответ: тесная связь двух организмов, полезная обоим.

Учитель: Между определенными видами грибов и деревьями устанавливается полезная тесная связь. Нити грибницы плотно оплетают корень дерева, образуя грибокорень -микоризу. Грибница дает дереву воду с растворенными в ней минеральными веществами, а от дерева в свою очередь получает органические вещества.

Микориза – гиперссылка: Слайд № 15 -видеоролик “ Симбиоз”

Записать: грибокорень – микориза.

Слайд № 16 “Сравнение грибов с растениями”

Что общего у растений и грибов?

Ответ: неподвижность, неограниченный рост, питание путём всасывания воды и минеральных солей, имеется клеточная стенка.

Чем отличаются грибы от растений?

Ответ: отсутствие хлорофилла и способности к фотосинтезу.

Слайд № 17 - видеоролик “Отличия грибов от растений”

Слайд № 18

Что общего у животных и грибов?

Ответ: они питаются готовыми органическими веществами, наличие в клеточной стенке хитина.

Почему грибы все же выделены в самостоятельное царство?

Слайд№ 19 “Признаки грибов”

  • основу тела гриба составляет грибница.
  • грибница состоит из тонких нитей – гифов.

Слайд№ 20 “Роль грибов в природ”

Разрушая органические остатки, грибы участвуют в круговороте веществ и образовании плодородного слоя почвы.

Грибы - пища и лекарство многих животных.

Грибы участвуют в образовании микоризы, увеличивая поглотительную способность корней растений.

Слайд№ 21 “Роль грибов в жизни человека”

Грибы необходимы для изготовления теста, сыра, пива и вина.

Слайд№ 22

Грибы: пеницилл, спорынья и препараты из них широко применяются в медицине..

Слайд№ 23

Человек с древних времен использует грибы в пищу. Блюда из съедобных грибов традиционно входят в национальные кухни многих народов мира.

Многие грибы ядовиты, ими можно тяжело отравиться. Например, мухомор, бледная поганка, желчный гриб, ложные опята. Не опознав гриб, лучше не срезайте его - относитесь к грибам с осторожностью.

Закрепление изученного материала:

Слайд № 24 с устным заданием: найдите третий лишний гриб, объясните свой выбор:

подосиновик, белый гриб, сыроежка

Ответ: сыроежка - лишний, пластинчатый гриб.

Слайд № 25 с устным заданием: найдите третий лишний гриб, объясните свой выбор:

белый гриб, трутовик, груздь

Ответ: трутовик - лишний, по способу питания он паразит.

Слайд № 26 с устным заданием - загадкой:

“Шапочка красная, белые пуговки, работа напрасная”.

Ответ: мухомор.

Слайд № 27

Самостоятельная работа. Решите, верно или неверно то или иное суждение.

Выпишите номера верных суждений.

  1. Грибы принадлежат к самостоятельному царству.
  2. Сыроежка относится к трубчатым грибам.
  3. Грибы способны к фотосинтезу.
  4. Грибы имеют грибницу (мицелий), состоящую из нитей-гифов.
  5. В клеточных стенках грибов, имеется органическое вещество - хитин.
  6. Белый гриб – паразит деревьев.
  7. Грибы размножаются спорами.
  8. Мицелий - это симбиоз корней дерева и грибницы гриба.
  9. Подосиновик относится к пластинчатым грибам.
  10. Плесени – это грибы.

Ответ: 1,4,5,7,8,10.

6. Рефлексия.

  • Что для вас было сложным на сегодняшнем уроке?
  • Что вам особенно понравилось на уроке по этой теме?

7. Подведение итогов и комментирование оценок.

Список источников.

  1. http://www.shishlena.ru/5-klass-prirodovedenie/urok-onlayn-tsarstvo-gribi - урок онлайн. Царство Грибы
  2. http://rudocs.exdat.com/docs/index-75537.html - план-конспект урока
  3. http://images.yandex.ru/yandsearch?icolor=white&text=медведь&img_url=i
    mg-fotki.yandex.ru/get/5801/dimonych-eleonora.65/0_4b805_262b3dce_XL&pos=2&rpt=simage
    – фото медведь
  4. http://images.yandex.ru/yandsearch?icolor=white&text=дерево&img_url=i
    mg-fotki.yandex.ru/get/5507/cadi-1986.4ae/0_7e751_41757565_XL&pos=0&rpt=simage-
    фото дерево
  5. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=грибы%20паразиты&img_url=i
    bud.ua/userfiles/image/arhitektura%20i%20dizain/Obrezka_rasteniy/Obrezka-rasteniy-7.jpg&pos=2&rpt=simage
    – гриб трутовик
  6. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=грибы%20паразиты&img_url=
    900igr.net/datai/biologija/Griby/0032-045-Griby-parazity-Sporynja-purpurnaja.png&pos=10&rpt=simage
    – спорынья
  7. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=груздь&img_url=
    www.pilz-baden.ch/galerie/piperatus.jpg&pos=25&rpt=simage
    – груздь
  8. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=мухомор&img_url=i
    mg0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/867/73867586_2642543_549418c1.jpg&pos=7&rpt=simage-
    мухомор
  9. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=ложный%20опенок&img_url=
    lisichki.net/wp-content/uploads/2010/06/17.jpg&pos=0&rpt=simage-
    ложный опенок
  10. http://www.youtube.com/watch?v=oVLeUqrzW-o – фильм “интересные факты о грибах”