Технология педагогической мастерской в условиях реализации ФГОС

Разделы: Общепедагогические технологии


В соответствии с ФГОС каждый урок должен эффективно обеспечивать предметные и метапредметные результаты обучения, формировать УУД. Урок, разработанный в соответствии с технологией “педагогическая мастерская”, “творческая мастерская” дает возможность для реализации творческих замыслов педагога и учащихся в самом широком толковании этого процесса: от создания новой идеи до материального продукта. Именно поэтому процесс на таких занятиях воспринимается не как урок, а как кусочек реальной жизни, в котором происходит “проживание”, а при определенных условиях появляется возможность перехода от бытовых тем к обсуждению вечных духовных ценностей.

Технология “педагогических мастерских” в школе является эффективным средством повышения познавательной активности учащихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, способствует формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний учениками, позволяет учителю развить самостоятельную исследовательскую деятельность школьников.

Для учащихся 6 класса мною была разработана рабочая программа учебного курса “Изобразительно-выразительные средства художественной речи”. Большинство занятий по данному курсу проходят в рамках творческой мастерской.

Планируя проведение мастерской, стараюсь предусмотреть множество заданий-“подсказок”, выполнение которых предполагает обращение не только к художественным текстам, но и к учебникам нефилологической направленности.

Язык современных учебников очень сложный, в этом я убедилась, полистав учебники для учащихся 6 класса. Зачастую научные определения ребенок просто зазубривает. Но если каждый учитель - предметник будет на своих уроках вместе с учащимися заниматься словесным рисованием, обращать внимание на ассоциации, на то, из какого языка к нам пришел термин (проводить этимологический анализ слов), как оно написано (заглавная или строчная буква), использовать мнемонические приемы запоминания, учить работать со справочной литературой, то к каждому придет понимание того, что язык – универсальный инструмент работы в разных предметных областях и сферах жизни. Такая работа будет способствовать овладению учащимися рациональными способами интеллектуально-речевой деятельности, формированию УУД.

Каждый учащийся получает на занятии контрольный лист-копилку и в течение урока фиксирует важные моменты, к которым сможет вернуться при выполнении домашнего задания. Также дома каждый ученик поставит себе оценку за работу на уроке и представит фамилии одноклассников, которые, по его мнению, эффективно работали.

Темы занятий не предлагаются учащимся в готовом виде (требование ФГОС), они могут быть не закончены (метафоричную концовку темы предстоит, например, придумать дома, или вывести в течение урока, или скорректировать в ходе работы).

В мастерской пытаюсь создать условия для самостоятельного выдвижения учащимися гипотезы, работа над которой происходит как в индивидуальной, так и в парной, групповой и коллективной формах.

При проведении творческих мастерских на первый план выходят

- равенство всех участников, включая педагогов;

- важность не столько результата творчества, сколько самого процесса;

- отсутствие отметки (оценка есть и должна быть, я всегда помню о том, что мои ученики будут сдавать обязательный экзамен по РЯ)

Темы занятий по УК “Изобразительно-выразительные средства художественной речи” – ступень к интересным проектам. Например: “Метафора в химических терминах”, “Изобразительно-выразительные средства и учебник биологии”.

Работа над такими проектами приведет к пониманию того, что доступность учебно-научного текста - категория субъективная, она связана с владением учеником терминологией и речевыми оборотами, характерными для научного стиля. А в основе научных терминов часто лежат изобразительно-выразительные средства, характерные для художественной речи, а не научной: “химические недотроги”, “царство Бактерий”, “реки – артерии Земли”. Одно из важнейших условий при создании мастерской – проблемность, может, парадоксальность материала (изобразительно-выразительные средства в научном тексте). На таких занятиях учащиеся переживают открытие, потрясение, недоумение.

Педагогическая мастерская - это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует личностному росту учителя и ученика, дарит радость сотворчества.