Химические элементы

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Курс химии построен, исходя из укрупненной дидактической единицы - “химический элемент”, который может существовать в виде атома, образовывать простое вещество и входить в состав сложного. Поэтому после темы “Химические элементы” изучаются строение атома, соединения и свойства веществ.

Химический язык для большинства обучающихся является еще одним иностранным языком, так как у детей возникают проблемы в названии, произношении, написании химических элементов.

Одним из проверенных способов формирования у школьников познавательных интересов является игра. Каждая игра помогает решить определённые дидактические задачи. Превращая процесс обучения в игру, труд детей становится радостным и творческим.

Представленный урок “Химические элементы” - урок контроля, оценки и коррекции знаний, который дает возможность определить уровень овладения знаниями обучающимися, корректировать знания и умения обучающихся 8 класса. Урок сопровождается презентацией с выполнением обучающимися определенных заданий

Технологическая карта урока контроля, оценкии коррекции знаний обучающихся 8 класса

Этапы урока Время, мин. Приёмы и методы Содержание деятельности
Организация начала урока 1 Словесный Подготовка обучающихся к началу урока. Приветствие, проверка присутствующих и готовности обучающихся
Мотивация учебной деятельности 1 Словесный Сообщение темы урока (Слайд1). Эпиграф к уроку.

Совместное целеполагание.

Проверка знания фактического материала и умения раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях 11 Объяснительно-иллюстративный метод “Картинная галерея” (Слайд 2).

“Крестики-нолики” (Слайды3-6).

Проверка основных понятий и умения самостоятельно объяснять их сущность 6 Объяснительно-иллюстративный метод

Тесты (Слайды 9-12):

“Напоминание”,

“Выборочный”

“Кроссворд”

(Слайды7-8).

Самостоятельная индивидуаль-ная деятельность обучающихся

Первичный объем знаний и их обобщение 2 Тест (Слайды 13-14): “Сличение”. Самостоятельная индивидуаль-ная деятельность обучающихся
Применение знаний в стандартных и измененных уроках 15 Репродуктивный метод 1. Сообщения обучающихся о химических элементах

2. Викторина (Слайды 15-17) “Знаете ли вы, химические элементы”.

Сбор выполненных заданий, проверка, анализ, оценка 6 Химический диктант (Слайд 18-19) Самостоятельная индивидуальная деятельность обучающихся, взаимопроверка
Информация о домашнем задании 1 “Выбери задание сам” (Слайд 20) Самостоятельная индивидуаль-ная деятельность обучающихся
Подведение итогов урока. Рефлексия

2

“Продолжите предложения...”

(Слайд 21)

Самостоятельная индивидуальная деятельность обучающихся

Цель:

  • Образовательная: определить уровень знаний, корректировать знания, умения, навыки
  • Развивающая: совершенствование умственных способностей, развитие критичности и гибкости мыслительных операций, стимулирование познавательной активности обучающихся, развитие интереса к предмету.
  • Воспитательная: формирование трудолюбия; осуществление нравственного, эстетического воспитания, воспитание любви к предмету.

Тип урока: урок контроля, оценки и коррекции знаний обучающихся

Форма урока: игра

Форма работы: коллективная, самостоятельная.

Образовательные технологии: информационно-коммуникационная, игрового обучения, использование тестов, интерактивного обучения, личностно-ориентированная.

Общедидактические методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

Средства обучения:

  • дидактический материал;
  • ПСХЭ Д.И.Менделеева;
  • мультимедиопроектор;
  • презентация к уроку “Химические элементы”

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь.

Сегодня заключительный урок по теме “Химические элементы” (далее по тексту – ХЭ). (Слайд1).

ЭПИГРАФ УРОКА:

“Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах.
Всё – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой.
Входи в него, вдыхай, руками трогай”. (С. Щипачёв)

Совместное целеполагание.

Как вы думайте, что вы должны знать о химических элементах, чтобы грамотно писать и говорить на химическом языке?

Устные ответы детей.

Из всего сказанного следует, что вы должны повторить, закрепить знания, умения и навыки по теме “Химические элементы”

Цель на урок все для себя определили. Желаю вам удачи!

2. Актуализация знаний

2.1. Игра “Картинная галерея”. (Слайд 2).

Представьте, что вы находитесь в картинной галерее, но вместо картин с пейзажами висят картины со знаками ХЭ.

Ваша задача - рассказать о ХЭ, указать название, произношение и определить металл или неметалл данный химический элемент. Остальные внимательно слушают, если что-то не так в рассказе, поднимают руку.

Желающих отвечать прошу выйти к доске.

Устные ответы детей.

Спасибо за увлекательную экскурсию!

2.2.  Игра ''Крестики-нолики''. (Слайды 3 – 6)

Мы повторили химические элементы, которые вы должны знать в курсе средней школы. А сейчас проведем игру “Крестики-нолики”.

Ваша задача - показать указкой в любом направлении по горизонтали, вертикали или диагонали три стоящих подряд ХЭ - металла, или три стоящих подряд ХЭ - неметалла, назвать их. Дать определение с точки зрения атомного строения ХЭ, перечислить физические свойства данной группе элементов.

Устные ответы детей.

Спасибо!

2.3. “Кроссворд”. (Слайды 7-8)

Часто обучающиеся в написании названий ХЭ допускают ошибки – пишут “а” вместо “о” или наоборот, “е” вместо “и”, “т” вместо “д” и так далее.

Для вас следующее задание - разгадать кроссворд, состоящий из названий ХЭ, правильно написать их названия. В ПСХЭ не смотрим. Вам дана подсказка: в названии ХЭ должна присутствовать буква “о”, буква “о” может повторяться. Работаем в парах, каждой паре даю карточку с кроссвордом, чтобы удобнее было работать. Все элементы из курса средней школы.

Устные ответы детей.

ВОПРОСЫ:

1. Что такое аллотропия?

2. Какие ХЭ из кроссворда имеют отношение к аллотропии? Дайте им характеристику.

3. Что такое “Оловянная чума”? (Это переход серого олова в белое при t= - 33°C.

В 1912 г. к Южному полюсу отправилась экспедиция полярного исследователя Р.Скотта, которая через некоторое время погибла. Причина: был потерян запас горючего, так как баки были запаяны серым оловом).

Устные ответы детей.

2.4. “Тесты”. А сейчас поработаем с тестами. Кто знает ответ, сразу поднимает руку и отвечает, с места, не вставая.

Тест №1 “Напоминание” (требует однозначного ответа) (Слайд 9, 10):

а) Как называется цифра, стоящая перед химическим символом или перед химической формулой вещества? (коэффициент).

б) Как называется цифра, стоящая справа внизу за химическим символом? (индекс).

в) Как называется определенный вид атомов? (ХЭ).

г) Как называется вещество, которое состоит из атомов одного химического элемента? (простое).

д) Как называется вещество, которое состоит из атомов разных химических элементов? (сложное).

Тест №2 “Выборочный” (из трёх ответов указать правильный) (Слайд 11, 12):

а) Какое из приведенных веществ является простым: F2; H2O; P2O5.

б) сложные химические вещества состоят из разных:

  • химических элементов;
  • простых веществ;
  • сложных веществ;

в) в каком из перечисленных случаев кислород выступает как химический элемент:

  • поддерживает дыхание и горение;
  • является одним из компонентов воздуха;
  • входит в состав воды и углекислого газа.

Тест №3 “Сличение” (к символу химического элемента подобрать соответствующее название и произношение) (Слайд 13, 14)

Устные ответы детей.

2.5. Сообщения обучающихся о химических элементах.

2.6. Викторина ''Знаете ли вы химические элементы'' (Слайд 15,16,17).

1. Какой элемент назван в честь нашей страны? (Рутений-44)

2. Какие 2 химических элемента существуют в виде простых веществ в жидком состоянии? (Бром-35, ртуть-80).

3. Какой элемент ''и лечит, и калечит''? (Мышьяк-33).

4. Какой элемент входит в состав отбеливателей? (Хлор-17).

5. Какой элемент назван в честь русского ученого? (Менделевий-101)

6. Какой элемент самый распространенный:

а) в атмосфере? (Азот-7)

б) в земной коре? (Кислород-8)

в) во Вселенной? (Водород-1)

7. Какой элемент:

а) самый тугоплавкий? (Вольфрам-74)

б) самый тяжелый? (Осмий-76)

в) самый легкий? (Литий-3)

г) самый твёрдый? (Хром-24)

д) самый мягкий? (Цезий-55)

2.7. Химический диктант (класс делится на два варианта) (Слайд 18).

Взаимопроверка, выставление оценок.

Взаимопроверка (Слайд 19):

  • “5” - 1ошибка;
  • “4” - 3, 2 ошибки;
  • “3” - 4, 5 ошибок;
  • “2” - 6 ошибок и более.

3. Домашнее задание (Слайд 20)

творческого характера на каникулы

“Выбери задание сам”:

А) составить кроссворд;

Б) нарисовать химический элемент, отображающее его происхождение;

В) подобрать или сочинить загадки или стихотворения о химических элементах.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия (Слайд 21).

Общая характеристика работы класса, оценка знаний отдельных обучающихся.

Мысленно пройдите все этапы урока и продолжите предложения.

“Продолжите предложения...”:

- Сегодня на уроке я узнал...

- На уроке меня удивило...

- Мне хотелось бы повторить...

- Теперь я знаю ...

Наш урок я хочу закончить следующими словами

Вывод (Слайд 22):

''Без сомнения, ребята,
элементы все нужны,
И для пользы применение
люди каждому нашли''.

СПАСИБО ВСЕМ ЗА РАБОТУ!