Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Класс: 8

Цель:

развивающая:

  • формирование умения: умение планировать лабораторную работу по заданной теме, развитие навыков работы с оптическими приборами; логически мыслить, проводить анализ с целью выявления признаков, выявлять причинно-следственные связи и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

обучающая:

  • продолжить формирование понятия о внутренней среде и её компонентов,
  • проанализировать строение, функции и значение плазмы и форменных элементов крови

воспитательная:

  • развитие познавательного интереса к предмету

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: мультимедийный проектор, дидактический материал, микроскопы, микропрепараты “Кровь человека”, “Кровь лягушки”

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная

УМК:

  1. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М., 2010г.
  2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. 8 класс. Человек. М., 2013г.
  3. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. 8 класс. Рабочая тетрадь. М., 2014г.

Планируемый результат:

  • Личностные – поддержание интереса к изучаемому предмету через лабораторную работу
  • Метапредметные - овладение составляющими исследовательской деятельности, умение работать с разными источниками информации, развитие интеллектуальных умений
  • Предметные
    • Базовый уровень: знать понятие о внутренней среде организма, анализировать строение и функции плазмы, форменных элементов крови
    • Повышенный уровень: уметь объяснять и оформлять результаты исследований, выявлять причинно-следственные связи строения и функций форменных элементов крови.
    • Высокий уровень: применять знания о функции составе крови в практической деятельности, разъяснить роль анализа крови для диагностики и лечения больных.
№ этапа.
Время
(мин)
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Развиваемые УУД Продукт деятельности обучающегося
1.

1-2 мин

Организационно- мотивационный Приветствие. Проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя.

Участвуют в дискуссии, аргументируют своё высказывание, формулируют тему урока

Р*. способность к волевому усилию, готовность к уроку.

Л*. знание моральных норм.

К*. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Готовое рабочее место

Записанная в тетради тема урока

2.

12-20 мин

Открытие новых знаний Направляет деятельность обучающихся, консультирует, корректирует ход учебной задачи Создают кластер по теме “Состав крови” с последующим обсуждением. П*. логический анализ объектов с целью выделения признаков, выявление причинно-следственных связей

К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Л. осмысление новых понятий.

Р. умение представить результаты работы, сравнение способа действия и его результата.

Создание кластера, запись в тетрадь с последующим обсуждением.
3.

12-18 мин

Лабораторная работа (групповая) Сопровождает деятельность учащихся по выполнению лабораторной работы. Выполняют лабораторную работу “Сравнение крови человека с кровью лягушки” (приложение 1) П. развитие навыков работы с оптическими приборами, анализ с целью выявления признаков, установление причинно-следственных связей.

Р. овладение составляющими исследовательской деятельности, умение планировать, понимать ход работы; умение представить результаты работы

К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Л. адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности, уважительное отношение к мнению другого.

Выполненная лабораторная работа. Записаны выводы лабораторной работы.
4

3-5 мин

Контроль и самопроверка Учитель предлагает выполнить тест Учащиеся выполняют тест, проверяют и оценивают свою работу. Проводится обсуждение ответов П. оценка процесса и результатов деятельности

Р. самооценка

Выполненный тест
5

2-3 мин

Рефлексия Сопровождает выполнение рефлексии на уроке. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке Высказываются о результатах своей деятельности на уроке, о затруднениях и проблемах, о своих впечатлениях и своем эмоциональном состоянии. Л. адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности

К. формулирование и аргументация своего мнения

Оценка своей деятельности, усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей.
6

2-3 мин

Домашнее задание Исходя из рефлексии, диктует и комментирует домашнее задание разного уровня сложности. Записывают домашнее задание Л. осмысление задания

П. поиск необходимой информации

Р. умение понимать учебный материал, выделять то, что уже усвоено и что подлежит усвоению

Запись домашнего задания.

Р* - регулятивные универсальные учебные действия

Л*- личностные универсальные учебные действия

К*- коммуникативные универсальные учебные действия

П* - познавательные универсальные учебные действия


Приложение 1

Лабораторная работа (Л.Р.) “Сравнение крови человека с кровью лягушки”

Оборудование: микроскоп, микропрепараты “Кровь лягушки”, “Кровь человека”

№ п/п Этапы работы Деятельность обучающихся Развиваемые УУД Критерий для оценивания лабораторной работы
1 Знакомство с темой Л.Р. Записывают тему Л.Р. в тетрадь   Записана тема Л.Р.
2 Знакомство с целью Л.Р. Записывают цель лабораторной работы   Записана цель Л.Р.
3 Составление плана Л.Р. Составляют план работы и последовательность действий Р. умение планировать Л.Р. по заданной теме

К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в письменном виде

Л. уважительное отношение к мнению другого.

Составлен план Л.Р.
4 Реализация плана работы Выполняют план работы Р. умение понимать ход работы  
Настройка микроскопа Приводят в рабочее состояние микроскоп, определяют увеличение П. развитие навыков работы с оптическими приборами  
Работа с микропрепаратом “Кровь лягушки” Рассматривают микропрепарат “Кровь лягушки” при малом и большом увеличении

Находят эритроцит лягушки, рассматривают его

Зарисовывают один из эритроцитов лягушки в предложенную таблицу

П. развитие навыков работы с оптическими приборами

Р. умение представить результаты работы

В таблице – рисунок эритроцита лягушки
Работа с микропрепаратом “Кровь человека” Рассматривают микропрепарат “Кровь человека” при малом и большом увеличении

Находят эритроцит человека, рассматривают его

Зарисовывают один из эритроцитов человека в предложенную таблицу

П. развитие навыков работы с оптическими приборами

Р. умение представить результаты работы

В таблице – рисунок эритроцита человека
Сравнение эритроцитов лягушки и человека Указывают, чем эритроцит человека отличается от эритроцита лягушки П. анализ с целью выявления различий В таблице – выявлено различие между эритроцитами лягушки и человека
Выявление причин выявленных различий Делают вывод о причинах выявленных различий П. выявление причин различий, установление причинно-следственных связей.

Р. умение представить результаты работы в таблице

В таблице – сделан вывод Л.Р. (указана причина различий, установлена причинно-следственная связь)
5 Рефлексия Проводят контроль результатов и самооценку Л. адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности

К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.