Всероссийская олимпиада школьников "Шаг в будущее. Космонавтика" – один из путей самоопределения старшеклассников

Разделы: Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны. Её решение во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать.

С 2004 года учащиеся гимназии являются участниками главных молодёжных научных мероприятий России – Российской социальной программы школьников “Шаг в будущее”: научной и инженерной выставки, научной конференции молодых исследователей, олимпиады “Космонавтика”, соревнования юных исследователей “Шаг в будущее, ЮНИОР”, которые организует и проводит Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана.

Ежегодно учащиеся участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников “Шаг в будущее, космонавтика”. За эти годы 31 учащийся приняли участие в программе. Участие в программе двухуровневое: на первом этапе учащиеся представляют свои научно-исследовательские работы в оргкомитет программы для отбора. Учащиеся, получившие приглашение на конференцию, выступают в течение двух дней с докладами о своих научных результатах перед учёными, специалистами и своими сверстниками. В жюри программы участвуют выдающиеся учёные из МИРЭА, РХТУ им. Д.И. Менделеева, МГУ, МГТУ и других университетов. Учащиеся, набравшие максимальное число баллов, допускаются ко второму туру: выполняют задания по физике.

Для успешного участия в программе учителями гимназии Думановой Н.Б. и Котовой Е.А разработана дополнительная образовательная программа “Мы – дети Галактики”, которая ставит своей целью формирование бережного отношения к творческому и интеллектуальному наследию России, предоставление возможности самореализации старшеклассников в рамках направления “Школа - ВУЗ”. Эффективность данной программы обеспечивается интеграцией знаний по математике, физике и истории.

Отличительной особенностью программы “Мы – дети Галактики” является создание системы личностно - ориентированного обучения детей на основе проектно-исследовательской деятельности. В результате проектной деятельности формируется личность с технологическим мышлением и определённым уровнем технической культуры.

Программа построена по принципу работы НОУ, обеспечена научным руководством. Научные консультанты программы - действительный член Академии Космонавтики, доктор технических наук, профессор МАИ Полтавец Г.А., научный руководитель Молодежного космического центра МГТУ им. Н.Э.Баумана, профессор МГТУ Майорова В.И., доцент МГТУ им. Н. Э. Баумана Поклад М. Н. Обучающиеся по программе работают над конкретной исследовательской темой индивидуально или в малых группах - в соавторстве.

Секции, на которые предоставляются работы очень разнообразны.

  • Секция № 1 (Кафадра СМ-1) Космические аппараты и ракетоносители.
  • Секция № 2 (Кафедра СМ-2) Аэрокосмические системы.
  • Секция №3 (Кафедра СМ-3) Аэродинамическое и баллистическое проектирование, управление полётом ракет-носителей и космических систем.
  • Секция №4(Кафедра СМ-5, СМ-7, СМ-11) Автономные радиоэлектронные устройства управления, автоматические системы и робототехника.
  • Секция № 5 (Кафедра СМ-4, СМ-6) Автоматизированные системы специального машиностроения, газодинамические устройства в ракетах-носителях и космических аппаратах.
  • Секция №6 (Кафедра СМ-8,СМ-9, СМ-10) Стартовые комплексы ракетно-космической технике, планетоходы, научные и промышленные базы на Луне и планетах, монтажные работы в космосе.
  • Секция №7 (Кафедра СМ-12) Технология изготовления, сборки и испытаний ракетно-космической техники.
  • Секция №8 (Кафедра СМ-13) Ракетно-космические композиционные конструкции.
  • Секция № 9 (Кафедра Э-1) Двигательные установки ракет-носителей и космических аппаратов.
  • Секция № 10 (Кафедра Э-4) Системы кондиционирования и жизнеобеспечения.
  • Секция № 11(Кафедра ИУ-1) Системы управления ракетно-космическими объектами и комплексами летательных аппаратов.
  • Секция №12 (Кафедра ИУ-2) Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации.

Тематика работ тоже очень разная, от простых (“Космическая еда – один из важнейших факторов жизнеобеспечения космонавтов” 7-9 класс) до сложных (“Применение волоконно – оптических гироскопов для построения измерителей угловой скорости” 10-11 класс).

Учащиеся представляют свои научно-исследовательские работы на

- Всероссийский конкурс среди обучающихся "Космос” г. Москва, который проводит ВАКО (Всероссийское аорокосмическое общество) “Союз”.

- Московский международный Салоне изобретений и инновационных технологий “Архимед” г.Москва.

- Международная конференция “Человек-Земля-Космос” г. Калуга .

- Всероссийская конференция актива школьных музеев космонавтики “Мы - дети Галактики”, г. Калуга.

- Фестиваль школьных музеев космонавтики , г. Калуга .

Музей МБОУ гимназии входит в ассоциацию музеев космонавтики России (АМКОС), включён в краткий информационный справочник “Космонавтика в музеях России”.

Учащиеся также принимают участие в специальных аэрокосмических профильных сменах “Космические игры”. Так в 2014 году в г.Анапа команда МБОУ гимназии стала победителем конкурса “Космос и Я”.

Ежегодно увеличивается число участников Всероссийской олимпиады школьников “Шаг в будущее, Космонавтика”:

Год 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-2015
Количество участников 3 3 5 7 8 7
Победители - 2 2 3 3 1
Призёры 3 1 1 1 3 1

Большинство учащихся становится победителями и призёрами программы “Шаг в будущее, Космонавтика”, кандидатами в состав национальных делегаций.

Двенадцать учащихся МБОУ гимназии стали студентами МГТУ им. Н.Э. Баумана по итогам программы “Шаг в будущее, Космонавтика”.

Всероссийская олимпиада школьников “Шаг в будущее, Космонавтика” позволяет установить новые эффективные связи с ВУЗами и научно-исследовательскими учреждениями, стать студентами лучших ВУЗов страны одарённым школьникам.