Методическая разработка бинарного занятия по теме "Испарение и конденсация"

Разделы: Физика, Иностранные языки, Информатика

Класс: 8


Внедрение элементов интегрированного, проектного и проблемного обучения возможно различными путями, одним из которых является организация бинарного урока, как особой, нетрадиционной формы обучения. Бинарный урок предполагает интегрирование содержания нескольких предметных дисциплин.  Цель бинарного урока — создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать учащимся возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

Бинарный урок требует тщательной подготовки, как со стороны участвующих педагогов, так и со стороны учащихся, для которых самостоятельная работа над темой является одной из форм проектной деятельности. Такая работа способствует повышению мотивации к учебе, развивает аналитические способности, воспитывает ответственность. Бинарный урок позволяет использовать учащимся на практике полученные знания и умения для решения повседневных, жизненных задач, для чего педагоги должны сформулировать проблему.

Бинарное занятие, подготовленное и проведенное педагогами училища олимпийского резерва №1 города Екатеринбурга, объединило содержание таких дисциплин, как физика, иностранный язык, информатика и ИКТ. Подготовка к занятию проходила в несколько этапов.

1. Анализ фактического материала, освоенного учащимися по каждой дисциплине, на основе которого стало возможным формулирование темы бинарного занятия.
2. Совместное и тщательное планирование урока педагогами. Занятие было разделено на несколько взаимосвязанных этапов, каждых из которых проводил конкретный педагог.
3. Проведение занятия.

По итогам проведенного занятия можно выделить следующие его особенности.

Из нескольких предметов, по которым разрабатывалось бинарное занятие, необходимо было выделить ведущую дисциплину, содержание обучения по которой стало бы основой. Содержание других дисциплин должно дополнять основу по линии межпредметных связей. В нашем случае в основе лежала тема «Изменение агрегатных состояний вещества» из курса Физики, которая дополнялась темой «Растровый графический редактор» из предмета Информатика и ИКТ, а также темой «Страноведение» из курса Иностранного языка.

Очень важно проследить логику и взаимосвязь между частями занятия, проводимыми разными педагогами.  

В ходе анализа проведенного занятия был отмечен негативный момент, связанный с отсутствием четкой структуры урока.

Среди достоинств подобного вида занятий можно также выделить следующие:

  1. Бинарное занятие раскрывает творческие способности педагогов в совместной и одновременной работе, как на подготовительном этапе, так и непосредственно в ходе урока.
  2. Учащиеся получают более широкие и крепкие знания по нескольким дисциплинам одновременно, применяют полученные знания в различных видах деятельности. Также у учащихся формируются учебные мотивы, и появляется интерес к изучаемым дисциплинам.

План учебного занятия

Дисциплины: физика, иностранный язык, информатика и ИКТ.
Разделы: изменение агрегатных состояний вещества, растровый графический редактор, страноведение.
Тема учебного занятия: испарение и конденсация.
Продолжительность учебного занятия: 90 минут.
Тип учебного занятия: комбинированное.
Вид учебного занятия: бинарное.
Ведущие методы: объяснительно-иллюстративный, эвристический, практико-ориентированный,  проблемный.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, фронтальная.
Межпредметные связи: график теплового процесса, растровый графический редактор, Джеймс Джоуль.

Цели занятия

  • Образовательные:
    • обеспечить знание учащимися понятий: испарение, конденсация, влажность воздуха; физических величин: удельная теплота парообразования (конденсации), точка росы, относительная влажность; формул для расчёта количества теплоты, необходимого для испарения при температуре кипения жидкости, и количества теплоты, выделяемого при конденсации пара при этой же температуре;
    • обеспечить знание учащимися физической терминологии на английском языке;
    • научить создавать растровые изображения в графическом редакторе Paint;
    • отработать навыки по работе с графическим редактором Paint в практической деятельности для создания простейших моделей процессов в виде изображений и чертежей;
    • закрепить навыки взаимодействия с интерфейсом графического редактора Paint;
    • отработать приемы работы в локальной сети.
  • Развивающие и воспитательные:
    • создать условия для развития мышления, памяти, мировоззрения учащихся;
    • создать условия для развития исследовательской культуры учащихся;
    • содействовать эстетическому воспитанию учащихся через использование стихов, описывающих изучаемые физические явления;
    • содействовать воспитанию ответственности за результаты учебного труда;
    • содействовать воспитанию интереса к предмету;
    • создать условия для развития монологической речи учащихся на английском языке;
    • развивать познавательный интерес;
    • содействовать повышению мотивации учащихся к предмету за счет организации межпредметных связей.

Ход занятия

Учитель Ф: Тема нашего урока «Испарение и конденсация» (Демонтрация презентации из Приложения 1)

Эпиграфом к нашему уроку мы взяли строки стихотворения И.А.Бунина:

На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели,
В верхних стёклах небо ярко-синее
И застрёха в снеговой пыли.

– По ходу урока мы с вами объясним, какое отношение к нашей теме имеет это стихотворение.
– Итак, начинаем. Давайте повторим материал, изученный на предыдущих уроках.

  1. Что такое испарение?
  2. Объясните с молекулярной точки зрения, как происходит испарение. Привлекаем анимацию.
  3. Внимание на экран. (Анимация конденсации.) Объясните, что происходит.
  4. Опыт: два термометра, один измеряет температуру воздуха в классе, другой — температуру испаряющейся воды. Назовите показания термометров. Объясните разницу в показаниях.
  5. В произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин» есть такие строки:

Татьяна пред окном стояла,
На стёкла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.

– Объясните, какое явление помогло Татьяне написать заветный вензель.

  1. При каком явлении энергия выделяется, а при каком потребляется?
  2. При каком явлении испарение жидкости самое интенсивное?
  3. Расскажите, как происходит кипение.
  4. Изменяется ли температура кипящей жидкости? На что расходуется подводимая при этом энергия?

– Изучая материал этой темы, мы писали синквейны. Давайте вспомним, что это такое.

Ученик: Синквейн от французского «пятистишье». Пишется по плану:

  1. Существительное (объект).
  2. Два прилагательных (характеристики объекта).
  3. Три глагола (действия этого объекта).
  4. Предложение (отличительные черты объекта; отношение автора к объекту).
  5. Синоним первой строчки.

Для примера читаем синквейн Милены:

  1. Испарение
  2. Интенсивное, неактивное
  3. Изменяется, переходит, испаряется
  4. Испарение жидкости регулирует температуру человека
  5. Парообразование

Учитель Ф: Давайте поработаем с синквейнами ваших товарищей, дополним их.

Синквейн Саши (дается с планом синквейна):

1.???????????
2. Высокая, низкая, постоянная
3. Повышается, понижается, не изменяется
4. Очень важная характеристика тепловых процессов
5. Степень нагретости

– Что напишем в первой строчке? (Температура).

Синквейн Даяны (дается с планом синквейна):

  1. Молекула
  2. Маленькая, подвижная
  3. Движется, потягивается, отталкивается
  4. ?????????????
  5. Мельчайшая частица вещества

– Что напишем в четвёртой строке? (Например, понятие молекулы лежит в основе молекулярно-кинетической теории)
Давайте изучим синквейн Вали, дадим определения всех понятий, вошедших в синквейн, и отдельно поговорим о значении влажности воздуха и важности наблюдения за её значением.

Учащиеся: работают по синквейну Вали:

  1. Влажность воздуха
  2. Абсолютная, относительная
  3. Выражает, определяется, показывает
  4. Влажность воздуха имеет огромное значение для жизни человека
  5. Наличие водяного пара в воздухе

По пункту 3. ученица рассказывает, как определяется относительная влажность с помощью психрометра и психрометрической таблицы и определяет эту величину для воздуха класса.
По пункту 4. ученица рассказывает о роли влажности воздуха для физиологических процессов в организме человека, о важности соблюдения определённого режима влажности воздуха в музеях и книгохранилищах и о приборах, поддерживающих оптимальную влажность воздуха в помещениях.

Учитель Ф: А теперь давайте познакомимся с синквейном, который учащиеся написали на английском языке.

Учитель А: Кандыба Анастасия подготовила для нашего урока синквейн на английском языке, давайте послушаем его.

Синквейн Анастасии:

Cinquain
1. Boiling
2. Intensive, wet and physical
3. Heated, proceeds, occurs and boils
4. Nowadays we need the boiling because in boiling occurs during thermal processing of the food, metal, water.
5. Heating or calefaction

Учитель А: Вы послушали выступление Анастасии, теперь задайте три вопроса Насте.

Учащиеся:

1) В каком разделе физики изучается парообразование?
2) Назови примеры парообразования в природе.
3) Какова роль парообразования в нашей жизни?

Учитель А: Большое спасибо тебе, Настя, за подготовленное сообщение и вам, ребята, за проявленный интерес к выступлению вашего товарища.

Учащиеся: рассматривают слайд «Круговорот воды в природе» и объясняют этот процесс с точки зрения понятий изучаемой темы.

Учитель Ф: А теперь давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока и назовём явления, описываемые в нём (испарение, конденсация, кристаллизация), и физические величины, характеризующие эти процессы (температура и точка росы).

Учитель Ф: А какими физическими величинами характеризуются процессы испарения и конденсации? (количество теплоты Q, удельная теплота парообразования или конденсации L, масса жидкости или пара m ).
Напишите в тетради формулы, связывающие эти величины. (Q = + Lm – для испарения; Q = – Lm – для конденсации).
Выполняем следующее задание: решаем расчётные задачи. (Приложение 2).
По ходу решения задач необходимо построить график теплового процесса, т.е. график зависимости температуры вещества от времени. Для этого воспользуемся компьютером.

Учитель И: Давайте вспомним к какому виду информации по способу представления можно отнести график теплового процесса? (Графическая информация)
Какое программное обеспечение вы сможете использовать, чтобы изобразить график теплового процесса? (Растровый графический редактор Paint)
Какие инструменты графического редактора потребуются для изображения графика? (Прямая линия, в том числе и нарисованная одновременно с клавишей Shift, палитра, ластик, надпись, масштаб)

Учащиеся: занимают места за компьютерами, запускают графический редактор, начинают рисовать график теплового процесса, соответствующий полученному заданию. Сохраняют результаты в виде файла общую сетевую папку.
Учитель Ф: Назовите единицу измерения количества теплоты (Джоуль).
Давайте познакомимся с биографией английского учёного, именем которого названа эта единица измерения.
Учитель А: А теперь давайте послушаем выступление Лизы и  Милены: они подготовили к нашему уроку презентацию о выдающемся физике Джеймсе Джоуле на английском языке.
Учитель А: Для проверки понимания услышанной и прочитанной информации, я задам вам четыре вопроса.
Учитель А: In what town was James Joule born? (В каком городе родился Джоуль?)
Учащиеся: James Joule was born in Salford near Manchester. (Джеймс Джоуль родился в городе Салфорд, около Манчестера.)
Учитель А: Who was Joule's teacher? (Кто был учителем Джоуля?)
Учащиеся: Joule's teacher was Dalton. (Учителем Джоуля был Дальтон.)
Учитель А: What does boiling mean? (Что такое парообразование?)
Учащиеся: It is process of transformation liquid to vapor. (Это процесс превращения жидкости в пар.)
Учитель А: What role does boiling have in our life? (Какую роль играет парообразование в нашей жизни?)
Учащиеся: Boiling has a great role in the life of all our planet.  (Парообразование  играет  большую  роль  в жизни  всей  нашей  планеты.)
Учитель А: Большое вам спасибо за правильные ответы и проявленный  интерес к уроку!
Завершая наш урок, давайте ответим на вопросы теста. (Приложение 3).

Подведение итогов занятия

Учителя Ф, И, А подводят итоги урока, объявляют оценки, благодарят учащихся за работу и коллег за посещение урока. Самые активные ученики награждаются шоколадными медалями.