Использование устной народной речи и народных промыслов в развитии творческих способностей дошкольников. Итог проекта "Фольклорный досуг «Ярмарка зимних забав»"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Конкурс «Презентация к уроку», Патриотическое воспитание


Актуальность: выбранной темы в том, что народные традиции и обычаи не востребованы в семье и обществе. Моя задача в образовательных, воспитательных, познавательных целях, дать представление о многогранности и самобытности русской народной культуры. Выбранная тема проекта находится в рамках образовательной программы.

Современный уклад с быстрым ритмом жизни, урбанизация населения, особенно в огромном многонациональном мегаполисе, как Москва, приводят к утрате культурных традиций наших предков. Мне как воспитателю захотелось поддержать русские народные обычаи, в рамках детского сада. Это касается в первую очередь тех, кто не равнодушен к русским истокам. Детский сад и семья главные источники передачи детям, накопленных знаний и сведений о б устной народной речи, в колыбельных песенках, потешках, пестушках, культурных традиций народа. Накопленный веками русский устный фольклор, оказывает не - оценимую услугу в развитии речи у дошкольников. С формировать понятие о народной речи и обычаях, раскроет досуговое мероприятие "Зимние забавы".Реализация проекта обогатит знания не только детей, но и их родителей.

Мероприятия такого плана сплачивают семью. Родители и дети объединяются в общем труде, устанавливаются связи с семейными традициями и обычаями предков. Активизации русской культуры, требует организацию на совместную работу с родителями, по ознакомлению и ежедневного употребления элементов русской народной речи. Познавательная деятельность детей шестого года жизни позволяет установить, что :

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальна сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народно-прикладного искусства, традиции народных театрализованных гуляний, где активно применяется речевой фольклор. Только в этом случае народное творчество, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Народное творчество, как и творчество вообще, многофункционально, и одна из функций – воспитательная. “Уметь воспитывать детей – это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни” (М.Горький). И во многом эти знания дает народное творчество – вечный источник жизненного опыта, мудрости, красоты. Народное творчество дает реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития человека.

Углубление представлений об истории русского народа и его культуре формируют патриотические чувства и уважение к народу родной страны.

Цели:

  • Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
  • Дать представление о русской народной речи традициях и обычаях русского народа

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

  • Формировать интерес к образам произведений народного словесного искусства;
  • Продолжать расширять знания о народных традициях, формировать интерес к народным играм, потешкам, песням, развлечениям.
  • Расширять знания детей о зимних явлениях и приметах с помощью пословиц, загадок, потешек, прибауток.

Воспитательные:

  • Формировать у детей шестого жизни интереса к русской народной культуре.
  • формировать представления о различных направлениях русской народной речи .
  • Развивать познавательные интересы и закрепить на примере досуга "Зимних забав"-понятия о традициях,быте и речевой культуры русского народа

Развивающие:

  • Развивать восприятие произведений устного народного творчества.
  • Развить познавательный интерес и вызвать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества;
  • Развивать познавательные интересы и создать благоприятные условия для усвоения детьми доступного им языка фольклорных произведений их выразительных средств, таких, как этапы сравнения, олицетворения, юмор (как средство выразительности) ;

Словарная работа:

Рождество, святки, Коляда, колядки, народными традициями (колядование, гадание, народные игры.) Объяснить значение слов коляда от латинского – выкликать, колядка(короткая песня величально – поздравительного характера, колядовщики(исполнители колядок, авсень (от слов овес, сеять, песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье).

Предварительная работа:

Познакомить детей с атрибутами и персонажами обряда колядования. Разучить с детьми святочные колядки, игры. Изготовить атрибуты обряда колядования – звезду, месяц. С 7 по 18 января люди гуляли, ходили в гости, поздравляли и угощали друг друга, веселились, потешали народ колядками. Это время называлось Святками. Святки соединялись с чествованием бога – Коляды. Коляда – это имя зимнего солнца. 25 декабря – самый короткий день в году. Говорят, с этого дня будто бы солнце наряжается и в теплые страны едет.

У славян праздник назывался Солнцеворотом, в ночь перед праздником зажигали большой костер, который должен был гореть 12 дней. Вокруг костра плясали, водили хороводы, пели “колядки”. С пригорков спускали подожженные колеса — символ умершего и возродившегося вновь солнца.

У чешских и польских народов был такой обычай, в ночь перед Рождеством, простые люди толпами ходили всю ночь и, подражая голосам животных, громко кричали.

У русского народа – молодежь и дети наряжались в вывороченные наизнанку тулупы. Прикрыв лица смешными и страшными масками козы, медведя, быка, барана, Бабы Яги или черта, ходили из дома в дом, останавливались под окнами и славили хозяев, желали им в песнях и прибаутках добра и благоденствия, многодетности и хорошего урожая.

1. Беседы: “Рождество христово”; “Святки”; “Коляда”.

2. Чтение детям: Б.Пастернак “Рождественская звезда”; О.Ефремова “Рождество Христово”; Н.Гоголь “Коляда”; Н.Хвостов “Сочельник в лесу”; А.Майкова “колыбельная”; С.Маршак “двенадцать месяцев” ; С.Есенин “поет зима”.

3. Беседы по картинам русских художников: Н. Пимоненко “Святочное гадание”; А. Саврасов “зимний пейзаж”; П. Соколов “Тройка зимой”.

4. Слушание музыки: П. Чайковский “Январь. У каменька”, “Декабрь. Святки” из цикла “времена года”. Слушание колокольный звон.

5. Изодеятельность: Рисование на тему: “Зимний вечер”.

6. Заучивание колядок, стихотворения С. Есенин “Белая береза”.

7. Изготовление Рождественских ангелочков.

Интеграция образовательных областей: Познание, музыка коммуникация, социализация.

Действующие лица:

  • Хозяйка Забавущка, Гостья, Сударушка - взрослый
  • Ряженые (Козел и Поводырь) - дети
  • Колядующие - дети

Необходимо провести предварительную работу накануне развлечения: детям рассказывают об одном из самых таинственно притягательных обычаев русского народа - увлекательном обходе дворов взрослыми и детворой, во время которого исполняются поздравительно-величальные и дразнящие песни, называемые колядками. В них хозяину двора и его семье желали богатства, хорошего урожая, а взамен требовали угощения в шутливой форме.

Форма проведения: фольклорная группа, состоящая из детей подготовительной к школе группе, показывает обряд колядования детям среднего и старшего возраста в форме небольшого театрализованного представления в музыкальном зале детского сада.

Сценарий мероприятия "Зимнии забавы"

Зал празднично украшен. в левом углу стоит русская печь, стол с домашней утварью (самовар, и. т. д, сундук. В правом углу стоит нарядная елка, рядом колыбельная с “ребенком”, расписанные лавки, расстелены половики дети в сторонке сидят на них).

Под русскую народную мелодию “Коляда” - дети, одетые в русские народные костюмы входят в зал небольшими группами, выстраиваются шеренгой, кланяются и проходят, садятся на места. В зале сидят дети старшей группы. Гостей встречает хозяйка, кланяется, предлагает присесть.

Хозяйка Забавушка: Здравствуйте, добры молодцы! И вы, красны девицы, здравствуйте! Я рада принимать вас у себя в избе. Мы собрались на посиделки.

Хозяйка дома Забавушка:

На высоком берегу реки Вятка,
Отмечали зимний праздник Святки.
Село Дымково мастерами славятся
Вятско-Дымковский народ,
На колядки вас зовет!
Делу время потехе час!
Приходи на посиделки!
Убирай скорей поделки:
И коня, и индюка, и душу девицу
Будем петь и веселиться!

В старину люди, особенно ждали в народе Святки. Эти зимние празднества продолжались две недели, а самым интересным было колядование или колядки. Сейчас их называют “Зимние забавы”.

На колядки можно было переодеваться. Это переодевание называлось “ряженьем”.

Наряжались в цыганок и барышень, ведьм и кикимор, леших и чертей. Обязательным участником колядок были медведь с поводырем и мехоноска со специальным мешком, который назывался “мех”.

Колядовщики ходили по деревне от дома к дому и желали хозяевам счастья, благополучия и здоровья – пели им колядки – специальные песенки.

А хозяева угощали гостей пирогами, колядками – специально испеченными фигурками животных, людей, сказочных существ, или давали деньги.

Хозяйка Забавушка:

Ой! Гости дорогие да, что это я ведь
Сегодня собрались мы с вами не для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки.
Как когда-то наши предки забавлялись, веселились,
Пели разные колядки, наряжались и шутили.
Праздник ждали и любили.

К хозяйке в гости под звон бубенцов приезжает из другой деревни родня- сестра с детьми. Гости отряхивают снег проходят в избу. Хозяйка с сестрой пьет чай из самовара, дети играют на печи.

Гостья: Забавушка вот подарок для вас приготовила . Привезла с собой куколку ту, что была у Василисы Премудрой- Сударушку. В нашем селении на земле Московской знатные рукодельницы тряпичные куклы мастерить. Рукодельники- не бездельники и вы мастера, да и мы не плохи, вот получайте от нас подарочек (достает куклу из сундука, кукла оживает, далее кукла Сударушка в исполнении другого воспитателя).

Дети слезают с печи подходят к Сударушке, разглядывают ее.

Сударушка: Приехала я к вам в гости на зимние забавы. Хватит вам лежать на печи, вынимайте калачи. разучим колядку, наденем обрядки, да по дворам пойдем, песенки с поем.

Сударушка со всеми кто в избе разучивают колядку:

Маленький хлопчик сел на снопчик,
Во дуду играл колядку потешал.
Пришла Коляда, отворяй ворота!

За домом слышны пения колядующих детей.

Ребенок колядующий.:Авсень, авсень, ты гулял по всем,

По заулочкам, по проулочкам.
Кому песни поем - тому сбудется,
Кому сбудется - не минуется.

Ребенок колядующий.:

Выходи, боярин, выходи, хозяин!
Принимай гостей со всех волостей.
Разреши поколядовать!

Дверь колядующим открывают, приглашая в гости. Они заходят, разбрасывая пшено, приговаривая колядку.

Колядующие.

Ребенок :Коляда, коляда, накануне Рождества!

Ребенок:

Тетенька добренька, Пирожка-то сдобненького
Не режь, не ломай, поскорее подавай,

Ребенок:

Двоим, троим, давно стоим,
Да не выстоим! Печка-то топится,
Пирожка-то хочется!

Ребенок:

Коляда, коляда, ты подай пирога,
Или хлеба ломтину, или денег полтину,
Или курочку с хохлом, петушка с гребешком!

Ребенок:

Приходила Коляда
Накануне Рождества
Кто даст пирога -
Тому полон хлев скота.
Овин с овсом, жеребца с хвостом.

Ребенок:. Хозяюшка дома?

Хозяйка Забавушка: Дома, дома!

Ребенок: Можно в дом войти хозяюшку навестить?

Хозяйка Забавушка: Заходите, заходите, люди добрые!

Сударушка:

Доброе утро, щедрое утро!
Людям добрым на здоровье.
Хозяюшка, слезай-ка с печки,
Зажигай-ка свечки.

Дети колядующие: Добрый вечер тому, кто в этом дому. И старому, и молодому. Мир дому сему да хозяевам здравия.

Хозяйка Забавушка:

То не снег, не метель рассыпается -
Коляда к нам идет, приближается
С играми да плясками,
С рождественскими сказками.
Вы на лавке посидите,
Да на нас вы поглядите.

Колядующие исполняют русскую народную песню "Ой, ты, зимушка-зима".

Дети :

Мы пришли не только петь, да плясать, да еще колядовать!
Открывай – ка сундучок, доставай-ка пятачок!

Дети:. Или блин

Дети: Или сала клин!

Хозяйка Забавушка: А вы сначала поиграйте с нами.

(Игра “С кочки на кочку.Не замочи валенки! ”)

Хозяюшка Забавушка:

Колядка ваша хороша, добра, игрива,
А вы можете с плясать для меня красиво?

Дети:

Хозяюшка Забавушка,
Ведь мы уже не маленьки, для тебя сейчас с пляшем

Задорный танец “Валенки”.

Исполняют танец “Валенки”.

В группе колядующих ведется перепевка.

Дети: Плясуны мы хороши!

Дети: Пойди с нами попляши,

Дети: А мы ногами потопаем, потопаем!

Дети.: А мы руками похлопаем, похлопаем!

Дети: Мы ножками подрыгаем, подрыгаем!

Дети: И весело попрыгаем, попрыгаем!

Дети: А мы пойдем, отдохнем!

Дети: А мы козла приведем!

Сударушка:

А мы за вами пойдем.
Да козла поведем.

Выходят ряженые – Козел и Поводырь. (одетые в овчинную жилетку и маску козла, Поводырь держит привязанного за веревку Козла).Дети исполняют фольклорную инсценировку "Козел".

Поводырь:

Как возьму я козла,
Да за роженьки.
Привяжу я козла
У дороженьки.
К нам козел пришел, коляду привел.
Сама пришел, всех детей провел,
А самого маленького оставил.

Покажи-ка, Козел, как детушки, ребятишки пляшут.

Проводится игра “К нам коза пришла”.

Козел:

Вот так, вот так задорненько,
Вот так, вот так, веселехонько.

Козел повторяет ритмичные движения пляски за детьми.

Поводырь: Покажи-ка, Козел, как твои козлятушки пляшут.

Козел:

Вот так, вот так, да в присядочку,
Вот так, вот так, да в прискочечку.

Козел выполняет характерные плясовые движения (пружинящие, с выставлением ноги на пятку, поскоками по кругу).

Хозяюшка Забавушка:

Порадовали вы меня, ребятки,
А теперь зимние загадки, послушайте ребятки.

Хозяйка:

Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила.

Дети: (зима)

Хозяйка: Вот еще загадка:

Он рисует на стекле пальмы, звезды, ялики.
Говорят, ему сто лет, а шалит, как маленький.

Дети: (мороз)

Сударушка: послушайте другую загадку.

На деревья, на кусты с неба падают цветы.
Белые, пушистые, только не душистые.

Дети: (снежинки)

Хозяйка: хорошо, у меня в запасе еще есть загадки.

Он все время занят делом, он не может зря идти.
Он идет и красит белым все, что видит на пути.

Дети: (cнег).

Хозяйка: какие ребята смышленые.

Меня не растили - из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза - угольки, руки - сучки.
Холодная, большая, кто я такая?

Дети: (снежная баба)

Хозяка: в моем бабушкином сундуке загадок много спрятано.

Они летят быстрее ветра, и я лечу с них на три метра.
Вот мой полет закончен. Хлоп! Посадка мягкая в сугроб.

Дети: (санки)

Хозяйка: Сударушка моя помощница готовь новые загадки.

Сударушка:

Под ногами у меня деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой, но не летом, а зимой.

Дети: (Лыжи)

Хозяйка: Ну, что, ребята, по сусекам помету, загадку новую найду.

Поглядели мы в окно, и глазам не верится!
Все вокруг белым-бело и метет...

Дети: (Метелица) .

Хозяйка: Сударушка ребята молодцы все загадки отгадали.

Дети собираются гурьбой продолжают петь колядки:

Коляда – коляда, не дашь пирога,
Мы корову за рога,
Коня за хвост уведем на мороз!

Хозяйка (угощает детей): 

Вот вам, гости дорогие,
Пряники да леденцы,
Да тепленький пирог,
Да маслице, творог.

Дети – (колядующий):

Дайте коровку - масляну головку,
Дайте пирожок ради праздничка.
Пышки, лепешки, поросячьи ножки
В печи сидят - на нас глядят.

Дети-(колядующий).

Кто не подаст пирога -
Запрем ворота,
Уведем корову за рога.
Кто не даст хлеба -
Уведем деда.

Гостья Забавушки: Вот какие потешные у вас колядки.

А вы! (обращается к “своим детям”). В прибранной светлице, на застеленной половице, расскажите небылицы!

Дети читают небылицы.

Дети:

Вместо кренделя-баранки проглотил мужик дугу!
Лошадь ела булки, а мужик овес!
Лошадь села в сани, а мужик повез!

Дети:

Между небом и землей
Поросенок рылся.
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

Хозяйка Забавйшка:

Ой, ребята, молодцы,
Рассмешили на весь день,
А теперь давайте дружно заплетайте вы плетень.

Развлечение “Плетень”

Дети встают в две шеренги друг напротив друга и заплетают “плетень” – Как только ведущий хлопает в ладоши, обе команды становятся на свои места и снова заплетаются в “плетень”.

Игра “Бубенцы”

Хозяюшка Забавушка:

Вот подарочек другой:
Колокольчик расписной!
Крепко за руки держи, шарфик глазки завяжи, в круг себя ты покружи!

Дети встают в кpуг. Hа сеpедину выходят двое – один с бубенцом, а дpугому ребенку завязывают глаза.

Сударушка:

“Тpынцы-бpынцы, бубенцы, раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Как услышишь громкий звон, отгадай откуда он?

После этих слов “жмуpка” должен по звуку бубенца догадаться и поймать увеpтывающегося от него участника с бубенцом.

Дети: Хозяйка Забавушка все колядки мы пропели петь, плясать играть мы не устали!

Сударушка: Хозяюшка Забавушка мастерица ты на забавы, какую игру еще припасла?

Хозяюшка Забавушка: Детушки, смотрите, ворота! Давайте мы поиграем в “Золотые ворота”.

Игра “Золотые ворота”.

Святки не Святки без народных игр.

Дети встают друг парами и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются “воротики”. Получившаяся цепочка проходит под “воротиками” под русскую народную мелодию “Как под наши ворота”.

Дети :“Воротики” произносят:

Золотые ворота. Пропускают не всегда!
Первый раз прощается, Второй запрещается,
А на третий раз. Не пропустим вас!

После этих слов музыка останавливается, “воротики” резко опускают игра заканчивается, когда все дети становятся “воротами”.

Сударушка: А еще в Святки было принято гадать, да вызнавать свою судьбу!

Дети: Как-то в зимний вечерок девочки гадали. За ворота башмачок весело бросали.

Игра: девочки снимают туфельку и бросают, через условную преграду.Забавы заканчиваются. Хозяйка обращается к злу.

Хозяюшка Забавушка: А вот и пирожки мои готовы. Испеклись пока все веселились и играли! Угощайтесь, будьте всегда здоровы.

Гостья: Был еще обычай на Святки, ходить в гости к кому-нибудь, а в избе устраивали чаепитие. Давайте и мы с вами попьем чаю с гостинцами, которые подарили нам "хозяева”.

Итоги проделанной работы

В процессе работы с детьми я стремилась к созданию такой атмосферы, которая позволила чувствовать себя свободно, непринужденно и естественно. Благоприятная атмосфера стимулировала общение детей, их независимость, самостоятельность и проявление творческой инициативы. Различные виды народного искусства, имея общим источником жизнь, быт, традиции народов, более чем другие виды искусства, отвечает природе ребенка, в познании и развитии .

Высокая степень интегрирования художественного материала , при организации музыкально-театрализованных представлений "Зимние забавы", основу которых составили обрядовые действия (святки, ярмарка, посиделки), позволило установить, что совершенствуется грамматический строй речи, богаче становится лексика, дети активно занимаются словотворчеством.

Моя работа показала, что предложенный фольклорный материал понятен и доступен детям: мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и поговорок, способствующих повышению образности родной речи. Приобщаясь к фольклорным традициям своего народа дети постепенно постигают великую народную культуру. Они овладевают традиционным мелодическим и интонационным богатством родной речи. Ребенок, принимая, участие в мероприятии, чувствует свою значимость. Деятельность детей: игровая, коммуникативная познавательная, успешно реализованы в подготовке и процессе мероприятия "Зимние забавы". Комфортные условия созданные в группе позволяют детям успешно взаимодействовать друг с другом и со взрослыми. Мне в условиях многонациональной среды удалось достичь толерантных отношений между детьми, и с уважением относится к русскому народному творчеству. Помимо основной работы с детьми также проводится консультативная работа с педагогами, открытые занятия, направленные на повышение уровней знаний, умений и навыков использования устного народного творчества в развитии выразительности речи детей в мероприятиях: “В гости к хозяюшке”, “Бабушкин сундук”, “Знакомство с русским костюмом”, “Мой любимый сказочный герой”,"Тряпичная кукла". Организована работа с родителями консультативная, разъяснительная, в виде открытых мероприятий, совместных развлечений, театрализованных постановок. Благодаря чему дети стали чаще слышать от родителей песенки, пестушки, пословицы, дети участвовали с родителями в изготовлении народной куклы и созданию Мини-музея, подбирали книги об устном фольклоре для детей.

Проведены консультации: “Учите вашего ребенка говорить правильно”, “Читайте детям сказки”, “Русская народная мудрость о воспитании”; открытые занятия “Рассказывание русской народной сказки Василиса Премудрая”, “"Колобок" - драматизация русской народной сказки”; совместные мероприятия: “В гостях у сказки”, Мини-музей “Русская народная кукла”, книжная выставка “Потешки, пестушки”, “Русский костюм”, “Народное творчество”, “Мастерицы-рукодельницы”, макет “Русская изба”.

Подводя итоги.можно сделать вывод, что дети в ходе проведенного мероприятия реализовались творчески, закрепили полученные знания, сформирована эмоционально-волевая сфера.

Предметная среда (оборудование)

Групповое помещение,музыкальный зал,театральные атрибуты(костюмы, маски Вифлиемская звезда); декорация (рождественская елка,избушка) стулья, стол, музыкальные инструменты, музыкальный центр, поднос, рушник, каравай, баранки, угощение, световое оформление, тряпичная кукла.

Основные методы и формы

Метод проекта-досуговый Приемы
1. Словесный Рассказ, чтение, объяснение, беседа
2. Наглядный наблюдение, демонстрация (декарация)
3. Практический и игровой упражнение, игровые, комбинированные

Средства: декорация

Список литературы.

1. Гербова В.В.Занятия по развитию речи.- М: Мозаика-Синтез, 2008 - 134с.

2. Журнал "Дошкольная педагогика" - июль / 2008 - 112с.

3. Закон РФ "Об образовании 2 - М."Омега-Л", 2008 - 92с.

4. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - 4-е изд..перера. и доп. / Под ред. Л.А.Парамоновой. - М.:ТЦ Сфера, 2011. 320с.

5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2010.-416с.

6. Программа дошкольного образования "От рождения до школы" / Под ред. Н.Е.Веракса,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2012 - 336с.

7. УшаковаО.С.,Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: Владос, 2003.