Игровые методы обучения на уроках экологии

Разделы: Экология


Самым эффективным видом познавательной деятельности является игра. Благодаря использованию игровых методов обучения учитель может углубить и расширить знания учащихся. Использование игровых методов обучения на уроках экологии ведет к активизации познавательной деятельности учащихся, к саморазвитию личности в рамках экологической науки, к раскрытию ее творческого потенциала. Приведем пример урока-игры, разработанного нами для обобщения изученного материала учащимися по теме: “Животный мир почвы” (7 класс) [1].

Тип: обобщающий.

Вид: игра.

Задачи.

  • Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации, разнообразии и взаимодействии живых организмов почвы.
  • Развивающая: продолжать развивать у учащихся мышление, память, речь; умения работать в команде.
  • Воспитательная: продолжать формировать научное мировоззрение и экологическую культуру у учащихся.

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация фотографий, рисунков).

Оборудование: мультимедиа проектор, ноутбук, экран, фотографии, рисунки показываются по ходу игры без подписей. (Приложение 1).

ХОД

I. Организационный момент (1 мин.).

Проверка готовности учащихся. Приветствие.

II. Проведение игры (35 мин.)

Сообщение цели учащимся. Сегодня вы должны вспомнить и обобщить материал темы “Животный мир почвы”, которую изучали в течение нескольких уроков. Для этого вы поиграете в игру.

Для того чтобы поиграть в игру учащиеся класса должны познакомиться с правилами игры. В игре участвует две команды. Учитель поочередно задает вопросы командам. В случае правильного ответа игрок одной команды передает ход следующему игроку своей команды. Если же ответ был дан неверный, то ход переходит второй команде. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов.

Вопросы игры разрабатывались в соответствии с учебным материалом, представленным в учебнике под редакцией Н.М. Черновой [1].

Вопросы игры:

I. Свойства почвы как среды обитания

1. Что такое почва?

Ответ: Почва – это сложное образование. Почва сформирована веществами, находящимися в различных состояниях – твердом, жидком и газообразном.

2. Какими веществами образована почва?

Ответ: Почва образована твердыми веществами, такими как глина, песок, мелкие камешки, а также различными органическими веществами. В почве есть вода. В полости между комочками почвы проникают газы воздуха.

3. Какова плотность почвы?

Ответ: Плотность почвы превосходит плотность воздуха и воды.

4. Каким образом животные, обитающие в почве, смогли приспособиться к такой плотности почвы?

Ответ: Животным, обитающим в почве, приходится применять различные способы передвижения в этой чрезвычайно плотной среде.

4. Каким образом представлен световой режим почвы?

Ответ: В почве нет света.

5. Каким образом животные приспосабливаются к световому режиму почвы.

Ответ: Многие почвенные животные слепы. А для ориентации под землей они используют другие органы чувств.

6. Каким образом представлен кислородный режим почвы?

Ответ: Кислорода в почве меньше, чем в наземно-воздушной среде. Кроме того, его количество меняется в зависимости от погодных условий.

7. Какие почвенные живые организмы выползают на поверхность почвы, когда в дождливую погоду вода вытесняет воздух из их норок?

Ответ: Дождевые черви.

8. Каким образом представлен температурный режим почвы?

Ответ: В почве более постоянная (без резких перепадов) температура, чем в наземно-воздушной среде: летом там прохладнее, а зимой, наоборот, теплее.

9. Каким образом животные приспосабливаются к температурному режиму почвы.

Ответ: Зимой млекопитающие и рептилии спасаются в глубоких норах от морозов. Пустынные животные прячутся в норах от палящих лучей солнца.

10. Какие простейшие обитают в почве?

Ответ: Среди почвенных простейших встречаются жгутиковые, амебы и инфузории.

11. Каким образом простейшие приспособились к почвенным условиям обитания?

Ответ: Все простейшие живут только в жидкой среде. Поэтому в почве они встречаются в тонком слое воды, покрывающем почвенные частицы.

12. Что происходит с простейшими при высыхании почвы?

Ответ: При высыхании почвы простейшие переживают неблагоприятный для себя период в виде спор или цист.

13. Какое примитивное насекомое обитает в почве?

Ответ: Ногохвостка.

14. Каким образом ногохвостки приспособились к почвенным условиям обитания?

Ответ: Длина их тела не превышает нескольких миллиметров. У этих беспозвоночных нет специальных приспособлений для того, чтобы раскапывать почву и прокладывать в ней тоннели. Их малые размеры позволяют им свободно передвигаться по естественным скважинам и ходам почвы, проникая на большую глубину.

15. Какова роль животных, обитающих в почве?

Ответ: Особое значение имеют обитающие в почве мелкие животные – они разлагают органические остатки и формируют плодородный слой почвы – гумус.

16. Какова роль дождевых червей, обитающих в почве?

Ответ: Дождевые черви затаскивают в свои норки опавшие листья, где они перегнивают, что также увеличивает плодородие почвы. Кроме того, своими ходами черви создают дополнительную вентиляцию почвы, а также перемешивают ее.

II. Животные-землерои.

1. Какое типичное животное, выталкивает на поверхность разрыхленную почву?

Ответ: Крот.

2. Каким образом кроты приспособились к почвенным условиям обитания?

Ответ: У него плотное тело, короткие уши и маленькие глазки, так как крот большую часть жизни проводит в полной темноте. У него короткая, но плотная шерсть, которая может заглаживаться как вперед, так и назад. В ней не застревают даже самые мелкие почвенные частички; кроме того, она достаточно теплая, а короткий ворс не мешает кроту двигаться в тесных ходах.

3. Какие конечности сформировались у крота?

Ответ: У крота образовались специальные копательные приспособления – передние лопатообразные конечности, с помощью которых это животное роет землю.

4. Что такое кротовины?

Ответ: Конусы выброшенной почвы.

5. Каким образом образуются кротовины?

Ответ: Разрыхленную почву крот периодически выталкивает на поверхность. Так на поверхности земли появляются кротовины.

6. Каким образом обеспечивается питание крота?

Ответ: Крот, прорывая длинные тоннели, ищет свою добычу – дождевых червей и личинок насекомых. Причем крот находит не только тогда, когда копает ход. Придвигаясь по своим ранее вырытым галереям, он собирает наползших туда червей.

7. Какое почвенное насекомое является вредителем садовых и огородных культур?

Ответ: Медведка.

8. Каким образом медведки приспособились к почвенным условиям обитания?

Ответ: При помощи лопатообразных передних конечностей прокладывает свои ходы и медведка.

9. Какой грызун обитает в почвах степной зоны?

Ответ: Слепыш.

10. Каким образом слепыши приспособились к почвенным условиям обитания?

Ответ: У него, в отличие от крота, глаз не видно совсем. Резцы у него выдаются вперед, а губы смыкаются за резцами. Поэтому разрыхленная слепышом земля не попадает ему в рот.

11. Какие конечности сформировались у слепыша?

Ответ: Копает слепыш длинные подземные ходы при помощи крепких долотообразных конечностей.

12. Каким образом змеи приспособились к почвенным условиям обитания?

Ответ: Есть и змеи, живущие под землей. Они тоже слепые, а орудием рытья у них служит уплощенная передняя часть головы, покрытая крепкими щитками.

13. Какие лягушки обитают в почве?

Ответ: Чесночницы.

14. Каким образом чесночницы приспособились к почвенным условиям обитания?

Ответ: В землю он зарываются только на день, а ночью выбираются на поверхность и охотятся на слизней и различных насекомых. Под утро эти лягушки быстро зарываются в землю.

15. Какие конечности сформировались у чесночницы?

Ответ: Задние конечности с лопатообразными выростами. Они в почве движутся вперед задним концом тела и могут закапываться на глубину до 1 метра.

III этап. Итог (2 мин.)

Награждение учащихся и вручение призов.

IV этап. Оценка знаний и выставление отметок с комментарием (2 мин.)

Обобщение и систематизацию ранее изученного материала по экологии в форме игры возможно проводить с использованием элементов разнообразных игровых технологий.

Литература.

1. Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. Экология животных: 7 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / под ред. д-ра биол. наук проф. Н.М. Черновой. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 128 с.