Для учителей химии

Применение этилового спирта и его промышленный синтез

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • образовательная – Ознакомить учащихся с основными закономерностями синтеза этилового спирта, рассмотреть технологическую схему данного производства, изучить оптимальные условия производства этанола прямой гидратацией этилена
  • обучающая - показать связь применения вещества с его свойствами, закрепить знания о промышленных способах получения этилового спирта, повторить факторы, влияющие на химическое равновесие, акцентировать внимание на оптимальных условиях смещающих равновесие в направлении синтеза
  • воспитывающая - сформировать у учащихся понятие о пагубном влиянии этилового спирта на человеческий организм.

Оборудование: презентация: “Применение этилового спирта и его промышленный синтез”.

Домашнее задание:

1) Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, Химия, органическая химия 10 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, “Просвещение” ОАО “Московский учебник”, М., 2010, параграф 21, стр. 88 № 8, 13

2) даем задание учащимся подготовить презентацию по теме: “Алкоголизм. Меры профилактики”, “Женский алкоголизм” (по желанию).

Ход урока

На изучение темы “Одноатомные спирты” в 10 классе отводится 2 урока. Целесообразно уделить внимание применению этилового спирта и его промышленному синтезу, так как наш современник, в какой бы отрасли народного хозяйства ему не пришлось работать, должен иметь хотя бы некоторое представление об органической химии. Чтобы этот учебный материал был доступен для понимания и легче усваивался учащимися, была выбрана методика изучения новых знаний с использованием компьютерной презентации.

Вступительное слово учителя. Органическая химия как наука сформировалась сравнительно недавно. Постепенно накапливался опыт химических и биохимических превращений органических веществ. На первых ступенях это, как правило, была деструкция – превращение сложных веществ в более простые. Уже давно из сахара научились получать этиловый спирт. Дальнейшее развитие органической химии позволило получать спирт из отходов древесины. Наиболее современный способ основан на гидратации этилена, получаемого в больших количествах при крекинге нефти. Сегодня нам предстоит познакомиться с методами получения этилового спирта.

Объявление темы урока, постановка цели урока.

Изучение нового материала:

  • Получение винного (пищевого) спирта
  • Получение синтетического этилового спирта
  • Изучение технологической схемы производства этанола прямой гидратацией этилена
  • Знакомство с устройством и принципом работы аппаратов производства этанола
  • Изучение научных принципов производства
  • Применение этилового спирта
  • Сведения о вредном физиологическом действии

Закрепление изученного: Далее учащимся предлагается задание заполнить таблицу, показывающую связь применение спиртов с их свойствами. На уроке можно обсудить устно, а дома продолжить заполнение таблицы.

Свойства спирта Применение спирта
Хорошо растворяет многие органические и неорганические вещества

Горит на воздухе без копоти, обладает высокой теплотворной способностью

Водород гидроксогруппы может замещаться на атомы щелочных металлов

Гидроксогруппа может обмениваться на галоген при действии галогеноводородов

В присутствии серной кислоты обладает способностью дегидратироваться до этилена или с образованием диэтилового эфира

Может одновременно дегидратироваться и дегидрироваться, образуя бутадиен

Под действием окислителей окисляется до уксусной кислоты

 

 

Свойства спирта Применение спирта
  1. Хорошо растворяет многие органические и неорганические вещества
  2. Горит на воздухе без копоти, обладает высокой теплотворной способностью
  3. Водород гидроксогруппы может замещаться на атомы щелочных металлов
  4. Гидроксогруппа может обмениваться на галоген при действии галогеноводородов
  5. В присутствии серной кислоты обладает способностью дегидратироваться до этилена или с образованием диэтилового эфира
  6. Может одновременно дегидратироваться и дегидрироваться, образуя бутадиен
  7. Под действием окислителей окисляется до уксусной кислоты
  1. Находит применение как растворитель лекарств, душистых веществ, смол и др.
  2. Используют в качестве горючего
  3. В производстве эта реакция не находит применения
  4. Получают галогенопроизводные, находящие применение в медицине, в органическом синтезе
  5. Применяют для получения медицинского эфира
  6. Идёт на производство бутадиена и на его основе для получения синтетического каучука
  7. Получают пищевую уксусную кислоту.

Заключительное слово учителя. Этиловый спирт – очень важный для нужд народного хозяйства продукт. В больших количествах он расходуется для получения синтетического каучука и в производстве пластмасс. Этанол используется как растворитель для одеколонов, духов, лекарств, лаков, а также для консервирования анатомических препаратов. Он применяется для получения многих органических веществ: диэтилового эфира, красителей, уксусной кислоты, бездымного пороха и др. Этиловый спирт в смеси с бензином может использоваться как горючее для двигателей внутреннего сгорания.

Список литературы.

1. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, Химия, органическая химия 10 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, “Просвещение” ОАО “Московский учебник”, М., 2010

2. Новейший полный справочник школьника 5-11 классы, Химия, автор-составитель О.В. Мешкова, ООО “Издательство “Эксмо”, М., 2008

3. Г.П. Хомченко, Пособие по химии для поступающих в ВУЗы, М., “Новая волна”, 1997

4. В.А. Волков, Е.В. Вонский, Г.И. Кузнецова, Выдающиеся химики мира: Биографический справочник; под редакцией проф. В.И. Кузнецова, М., Высш. Шк., 1991.

5. Г.Н. Осокина, Изучение химии в 10 классе: Пособие для учителей. Из опыта работы.-М.: Просвещение, 1979