Урок литературного чтения по теме "И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: Организовать деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни И.А.Крылова “Стрекоза и Муравей”.

Задачи:

  • развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
  • формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
  • адекватно оценивать правильность выполнения действий;
  • формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: Ноутбук, проектор, презентация к уроку, мультфильм “Стрекоза и Муравей” (интернет ресурсы), приглашения, афиши, портрет И.А.Крылова.

План урока

I. Организационный момент

Учитель. Давайте поприветствуем друг друга улыбкой и своих соседей по парте. Настроимся на совместную работу. Слайд 1.

II. Артикуляционная гимнастика

Упражнения

  • “Улыбка-трубочка”
  • “Бегемотики”
  • “Качели”
  • “Часики”
  • “Футбол”
  • “Грибок”
  • Гласные (артикуляцией, на твёрдой атаке, протяжно)
  • Правило речи

III. Проверка домашнего задания

Чтение наизусть басни “Лебедь, Щука и Рак”.Слайд 2.

Дети получают приглашение в кинотеатр.

Вывешивается афиша. Слайд 3.

IV. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. Рассмотрите ваши пригласительные билеты Рисунок 1. и афишу Рисунок 2. Что можно узнать из их содержания?

Рис. 1

Рис. 2

Дети. Это пригласительный билет в кинотеатр. В афише и билете указаны дата, время и место, где будет проходить сеанс. Будет показан м/ф “Стрекоза и Муравей”.

Учитель. Правильно. М/ф создан на основе литературного произведения. Вы знаете какого?

Дети. Басни И.А.Крылова “Стрекоза и Муравей”.

Учитель. Сегодня на уроке мы приглашены в кинотеатр на просмотр м/ф “Стрекоза и Муравей” по басне И.А.Крылова. На афише вы видите главных героев. Мы познакомимся с новым произведением баснописца, будем учиться читать по ролям. Попытаемся быть актёрами и зрителями.

V. Подготовка к чтению.

Учитель. Всем вам известны правила поведения в кинотеатре. Давайте повторим их ещё раз, прочитав в необычном виде справа налево. Слайд 4.

Учащиеся читают (должно получиться): Слайд 5.

Дети.

  • Нельзя опаздывать к началу киносеанса.
  • Нельзя мешать окружающим.
  • Не ешь во время сеанса.
  • Будь аккуратен, не сори.

VI. Чтение басни учителем и её первичное восприятие.

До чтения басни дети рассматривают иллюстрации в учебнике и на афише.

Появляются вопросы Где? Кто ?Как? Слайд 6.

Учитель. Где происходят действия?

Дети. В поле, на полянке в лесу.

Учитель. Кто действующие лица?

Дети. Стрекоза и Муравей.

Учитель. Как выглядят герои басни?

Дети. Муравей трудится, он одет скромно, в рабочей одежде, ему даже жарко. Стрекоза – в лёгком наряде, дрожит от ветра и дождя.

Чтение басни учителем. Слайд 7.

Учитель. В чём заключается мораль этой басни? Что осуждает И.А.Крылов? Слайд 8.

Дети. Эгоизм, беспечность, лень, чёрствость. Стрекоза думала только о развлечениях, любовалась своей красотой. Муравей думал о том, что наступят холода, что ему придётся трудно зимой. Муравей решил проучить Стрекозу.

VII. Физкультминутка

Мы в антракте отдыхаем (дети встают)
И героям подражаем (шагают на месте),
Полетим, как Стрекоза (машут руками),-
Крылышки расправим
(руки на поясе, делают повороты),
А трудягу Муравья
(нагибаются, иммитируют сбор урожая)
На урок отправим (садятся на свои места).

VIII. Словарная работа.

Самостоятельное чтение басни детьми.

Учитель. Какие непонятные слова вам встретились?

Дети. Катит – катит, наступает. Боле – больше. Удручена – огорчена. Вешних – весенних. Муравах – трава, листва.

IX. Закрепление изученного материала.

Подготовка к чтению по ролям.

Учитель. Какой Муравей? Какая Стрекоза?

Дети. Муравей – трудяга, всегда в работе. А Стрекоза – лёгкая, всё время кружится, а когда пришла к Муравью, осунулась, дрожит от холода.

Учитель. Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы зрители в театре поняли, что хотел сказать автор?

Дети. Стрекоза говорит печально, жалобно, жалостливо, умоляюще, голос тихий. Муравей говорит поучительно, с укором, без сочувствия, хладнокровно, голос сухой, немного грубый.

Учитель. Попробуем прочитать басню по ролям, выразительно. Пропуская слова автора. Найдите слова Стрекозы и Муравья в тексте. Они выделены кавычками и тире.

Чтение по ролям (2-3 человека).

X. Просмотр мультфильма

Учитель. А сейчас мы услышали три звонка, которые предупредили нас о начале мультфильма. Примите позу слушателя и внимательно следите за интонацией героев басни. Приятного вам просмотра!

Просмотр м/ф “Стрекоза и Муравей” (использовать интернет ресурсы).

Учитель. Понравился вам мультфильм? Такими ли вы представляли героев? Слайд 9.

Дети. Понравился. Мы ещё лучше смогли представить себе стрекозу и Муравья.

XI. Итог урока. Рефлексия.

Учитель. Какие пословицы подходят к басне? Объясните свой выбор.

На экране пословицы. Слайд 10.

  • Поспешишь – людей насмешишь.
  • Делу – время, потехе – час.
  • Семь раз отмерь – один отрежь.
  • Кончил дело – гуляй смело.
  • Один за всех и все за одного.
  • Лето пролежишь – с сумой побежишь.

Дети. Думаем, что пословица “Лето пролежишь – с сумой побежишь”. Потому что если летом не подготовиться к зиме: не сделать запасы еды. Не утеплить жилище, - то и зимой уже нигде не возьмёшь еды и не укроешь свой дом от ветра и мороза.

- А ещё подходит “Делу - время, потехе – час”. Потому что на дело, труд надо больше тратить времени, а на отдых лишь немного. Надо трудиться больше – тогда и отдых будет приятным.

- Подойдёт пословица “Кончил дело – гуляй смело”. Когда закончено какое-то дело успешно, можно с чистой совестью и отдохнуть.

Учитель. Что вам больше всего понравилось на уроке? Попробуйте сами оценить свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.

Учитель выставляет отметки за работу на уроке.

XII. Домашнее задание.

Выучить басню наизусть и подготовиться к инсценированию. Нарисовать свою афишу к мультфильму. Слайд 11.