Презентация "Наш зеленый мир" к контрольно-обобщающему уроку с использованием логических задач. 6-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: обобщить и систематизировать знания, полученные на уроках при изучении курса “Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники”.

Универсальные учебные действия:

  • Формировать способность излагать и отстаивать свою точку зрения.
  • Показать прикладное значение биологических знаний в жизни человека.
  • Развивать экологическое воспитание.
  • Развивать мыслительные способности учащихся путем решения логических задач.

Тип урока: проблемно-поисковый

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация урока “Наш зеленый мир”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

Итоговый урок сочетает функции повторительно-обобщающего урока и урока проверки контроля знаний. В ходе занятия учащиеся решают логические задачи, позволяющие уточнить и обобщить приобретенные знания, выявить уровень и глубину усвоения пройденного материала. Одним из важнейших показателей будет уровень активности учащихся.

Задача 1. (Демонстрируется на слайде)

Ученик: Увеличение в 300 раз. (Вопрос очень прос~ и является своеобразной разминкой).

Задача 2. (Демонстрируется на слайде)

Ученик: Разнообразие растений зависит от климатических условий. Чем благоприятнее условия жизни, тем богаче растительность, чем суровее климат, тем беднее мир растений. Влажный и теплый климат Кавказа более благоприятен для цветковых растений, чем умеренный климат Европейской равнины.

Задача 3. (Демонстрируется на слайде)

Ученик: Возраст дерева можно определить по кольцам. .После получения правильного ответа, можно вспомнить строение стебля и роль камбия в образовании годичных колец. Ученики активно обсуждают вопрос, почему невозможно образование годичных колец у тропических растений).

Задача 4. (Демонстрируется на слайде)

Ученик: Различная форма семян помогает их распространению. (При обсуждении ответа на данный вопрос можно вспомить главное назначение семян и плодов и способы их распространения)

Задача 5. (Демонстрируется на слайде)

Ученик: Эта роль заключается в улавливании и усвоении анергии солнечных лучей хлорофиллом зеленых растений, благодаря чему в процессе фотосинтеза из неорганических соединений образуются органические. (После получения правильное совета, можно наполнить учащимся, почему растения стоят в начале цепи питания

Уместно обсудить вопрос, почему леса называются “Легкими планеты”, напомнит к ученикам о необходимости бережного отношения к растениям).

Задача 6. (Демонстрируется на слайде)

Ученик: Больший урожай картофеля получат с делянки, которая находится на открытом месте, так как у этих растений фотосинтез протекает интенсивнее и, соответственно, быстрее идет процесс накопления органических веществ.

Задача 7. (Демонстрируется на слайде)

Ученик: Больший урожай картофеля получат с делянки, которая находится на открытом месте, так как у этих растений фотосинтез протекает интенсивнее и, соответственно, быстрее идет процесс накопления органических веществ.

Задача 8. (Демонстрируется на слайде)

Ученик: У ветроопыляемых растений появление листьев раньше цветков не будет мешать опылению. У растений, опыляемых насекомыми, листья будут мешать им видеть и находить цветки.

Задача 9. (Демонстрируется на слайде)

Ученик: Такая окраска цветка лучше видна в полумраке и привлекает насекомых даже при минимальном освещении.

Задача 10. (Демонстрируется на слайде)

Ученик: Синие и фиолетовые цветки в безлистном лесу на светло-коричневом фоне прошлогодних листьев более заметны для насекомых опылителей. Желто-белая окраска цветков летом предохраняет их от перегрева, цветки хорошо видны опылителям на фоне зеленых растений.

Задача 11. (Демонстрируется на слайде)

Ученик: В почву, где росли бобовые, не надо вносить азотные удобрения, так как эти оастения имеют в корневых клубеньках бактерии, которые накапливают азот в почве.

(После получения правильного ответа, можно вспомнить, какие примеры симбиоза ученики знают еще.}

Задача 12. (Демонстрируемся на слайде)

Ученик: Сходство водорослей с высшими растениями чисто внешнее. Поскольку они низшие растения, у них нет ни листьев, ни корней, ни стеблей.

Задача 13. (Демонстрируется на слайде)

Ученик: Правы обе группы. (На данный вопрос ученики не всегда дают правильный ответ. Для его получения можно вспомнит строение листостебельных мхов, особенно сфагнума)

Задача 14. (Демонстрируется на слайде)

Ученик: Папоротники растут во влажных местах под пологом леса. Вырубка леса лишила их благоприятных условий обитания.

Задача 15. (Демонстрируется на слайде)

Ученик: Лучше выбрать участок в березовом лесу, там светло, просторно, тепло. В еловом лесу сумрачно, более прохладно и влажно.

Задача 16. (Демонстрируется на слайде)

Ученик: Внутренние листья кочана капусты хорошо развиты, но они практически не содержат хлорофилл, так как к ним не проходит свет.

Задача 17. (Демонстрируется на слайде)

Ученик: Весной условия для деления клеток более благоприятны, чем летом.

Задача 18. (Демонстрируется на слайде)

Ученик: Потому что бактерии в огромных количествах гибнут под воздействием многих внешних факторов: света, тепла, холода, химических веществ.

Задача 19. (Демонстрируется на слайде)

Ученик: Сухой раскаленный песок пустынь безводен и поэтому является малоподходящей средой для развития бактерий гниения Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются.

Задача 20. (Демонстрируется на слайде)

Ученик: Большинство деревьев средней полосы ветроопыляемые, поэтому у них цветки мелкие и невзрачные.

Задача 21. (Демонстрируется на слайде)

Ученик: Фотосинтез происходит в плодах, пока они зеленые.

Задачи 22. (Демонстрируется на слайде)

Ученик: На необработанном поле урожай будет лучше, так как на корнях гороха образуются клубеньки, в которых живут бактерии, поглощающие азот из воздуха. Они не только питаются сами, но и накапливают его в росте

Задача 23. (Демонстрируется на слайде)

Ученик: Наблюдается симбиоз между отдельными видами растений и грибов.

Задача 24. (Демонстрируется на слайде)

Ученик: Грибы любят влажную почву, поэтому их много после дождя. В сухое лето более влажная почва бывает под кроной дерева - у ствола, поэтому и “жмется” гриб этому месту. В сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве.

Поэтому грибы растут дальше от стволов деревьев.

Задача 25. (Демонстрируется на слайде)

Ученик: Для лишайников нужен чистый воздух, богатый кислородом. Лишайники своего рода индикаторы чистого воздуха.

Подведение итогов урока.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Е.Н. Демьянков. Биология в вопросах и ответах. Москва. “Просвещение” 1996 г.
  2. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, B.C. Кучменко. Биология. “Растения. Бактерии.
  3. Грибы. Лишайники. Москва. “Вентана-Граф” 2008г.
  4. А.А Калинина. Поурочные разработки по биологии. Москва. “ВАКО” 2007 г.
  5. Т.В. Зарудняя. Биология. Поурочные планы. 6 класс “Учитель” Волгоград. 2008г.