Методико-дидактический материал к уроку русского языка на тему "Междометие, или Кое-что о словах, брошенных между полнозначными словами". 7-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Мне русская речь – как музыка...
Чу! слово звучит, поет...
В нем дышит душою русскою
Создатель его – народ.
И я в эту речь ныряю,
Как в речку,
И там, со дна,
Сокровища добываю,
В которых поет весна.
Н.Браун

 Цели:

  • Образовательная: создать условия для изучения части речи, называемой междометием.
  • Развивающая: создать условия для развития внимания, мышления, творческого потенциала, умения работать самостоятельно с различными источниками информации, умения ставить цели и оценивать свою работу.
  • Воспитательная: создать условия для развития самостоятельности, чуткости в отношении к речи, эстетического вкуса и чувства юмора.

Методы: частично-поисковые, практически-дедуктивные

Формы деятельности учащихся на уроке: микро-группы статичного состава, индивидуальная, коллективная

Оборудование: презентация, видео (фрагмент мультфильма “Ах и Ох” и “Подарок для слона”), структурные карты для учащихся (возможно деление карты на части), листы по целеполаганию и самооценке, комиксы (заготовки для творческой работы)

Ход урока

I. Орг.момент (приветствие, настрой на работу, запись даты ...)

II. Просмотр фрагмента мультфильма “Ах и Ох” Определение и запись темы урока.

Учитель: Сегодня у нас необычная часть речи, поэтому и урок будет необычным. (слайд 2) Я приглашаю вас стать ненадолго сотрудниками издательства кота Саймона. (слайд сменится автоматически через несколько секунд, появится крупным планом Дюдюка) Так, этого у меня не было, вирус что ли.. (два нажатия клавиши, изображаем попытку избавиться от картинки, потом - якобы надеясь, что само как-нибудь пропадет- предлагаем определиться пока с целями урока)

Учащиеся обводят номера 3-х целей, которые они готовы поставить перед собой на данном уроке. (несколько целей можно озвучить)

Варианты целей урока:

  1. Выяснить, что такое междометие и для чего его нам надо знать.
  2. Пополнить свои знания по русскому языку.
  3. Провести интересно время с одноклассниками.
  4. Показать всем (и учителям), как я могу работать.
  5. Поработать над своим почерком.
  6. Узнать что-нибудь интересное.
  7. Поучаствовать в совместной с одноклассниками работе.
  8. Показать уровень своего чувства юмора.
  9. Заняться творчеством.
  10. Немножко пошуметь и пообщаться.

(За время данной работы картинка на слайде сменится неподвижной, разбитой на части)

Учитель: смотрите, картинка выделяется мышкой. Может, нажмем? (вряд ли ученики будут возражать, так что первый фрагмент – это важно – учитель нажимает по своему выбору. Это нижний слева. Открывается слайд с заданием по изучению теории по теме урока)

Задание 1. Прочтите материал параграфов 70-71, расположенные на страницах 186-187. Заполнить текст определения недостающими значимыми элементами.

Междометия не относятся ни к ______________________, ни к ____________________________. Междометия не имеют _________________________________, а только выражают ___________. На письме междометия _________________________________ или ________________________. Бывают междометия ___________________ и ____________________. Междометия не являются _______________________________, но могут употребляться в значении __________________________________________

(На слайде же предлагается и проверка задания. Вернувшись на слайд с Дюдюкой по стрелке, видим, что фрагмент, который нажимали, исчез. Учитель предлагает избавиться и от остальной части рисунка таким же образом. Теперь , куда жать, могут выбирать учащиеся : остальные три задания предполагают отработку на практике полученных знаний )

Задание 2. Примените знание теории и правильно расставьте знаки препинания. Междометия, употребленные в значении самостоятельных частей речи, подчеркните как члены предложения.

1.Ой как страшно! 2.Тпрр донеслось со двора. 3.Чу за белой, грозной тучей прокатился глухо гром. 4.Ух батюшки выкрикивал он. 5.Увы он счастия не ищет. 6.Эй смотри сюда! 7.Ах и ох слышались со всех сторон. 8.Скажите пожалуйста а я никак не думал. 9.По неопытности ей богу по неопытности. 10. Тьфу перепугал меня негодный мальчишка! 11.Чу стучит проезжающий воз.

Задание 3. Идентифицируйте междометия с их значениями. Сделайте вывод о причинах, по которым невозможна высокая степень точности отражения всего разнообразия значений междометий в словарях.

Ах *

Ох *

Ой *

Эй *

Увы *

Ай *

Эх *

Фу *

Айда *

Тс *

Алло *

* страх, восторг

* беда, удивление

* привлечение внимания

* вздох, боязнь

* призыв к тишине

* призыв откликнуться

* сожаление

* боль

* чувство решимости

* отвращение

* побуждение к действию

Задание 4. Прослушайте внимательно песенку Дюдюки (фрагмент мультфильма запускается щелчком мыши, как и первый) и выпишите из нее все междометия.

III. Применение полученных знаний (творческая работа)

Учитель: Наконец-то, мы можем поработать в издательстве кота Саймона (на слайде картинка издательства), где как раз сегодня готовится к выпуску новый номер журнала с комиксами . Что такое комиксы, мы уже знаем, остается выбрать себе заготовку и завершить работу художников, добавив в них текст – Междометия! (гиперссылка на слайд с вариантом комиксов – белый кот)

Учащиеся выбирают распечатанные заготовки и дополняют их междометиями.

Просмотр получившихся комиксов, на понравившихся вариантах учащиеся с обратной стороны ставят звездочки, можно предложить поучаствовать в этой работе и гостям.

IV. Оценка урока и самооценка учащихся

(Сменяем слайд – Дюдюка готова остаться, чтоб ставить оценки. Решаем ставить себе сами – учащимся выдаются листы для самооценки. Можно их положить и в начале урока, чтоб ребята заранее видели, что и как будет оцениваться)

Вариант листа для самооценки работы на уроке:

Самооценка (поставьте + напротив верного относительно себя и своей работы утверждения)

  Выполнил(а) верно, да Выполнил(а) с 1-2 ошибками, чаще всего Справился(а), но ошибок более 2-х, иногда
Вовремя пришел(а) на урок и приготовила все необходимое      
Выполнил(а) задание 1      
Выполнил(а) задание 2      
Выполнил(а) задание 3      
Выполнил(а) задание 4      
Выполнил(а) творческое задание      
В течение урока помогал(а) товарищам по группе      
Активно участвовал(а) в обсуждении дополнительных вопросов      
На уроке вел(а) себя в соответствии с Уставом школы      
Умею находить информацию в словаре, учебнике      
Записи в тетради вел(а) аккуратно и красиво.      
Спрашивал(а) или просил(а) помощи у товарищей      
Урок для себя считаю полезным, запланированные мною цели были достигнуты      

V. Итог урока. Домашнее задание (на выбор)

1. Оцените речевые погрешности в выступлении ученика 7 класса на уроке русского языка (текст выступления дан ниже) Свои выводы запишите в виде миниатюры (4-5 предложений).

Здравствуй

Эх, сколько раз за свою жизнь мы произносили слово “здравствуй”, блин, не сосчитать! Это самое распространенное и обычное русское междометие приветствия при встрече! Но, увы, вряд ли кто-нибудь из нас задумывался при этом о его исконном и исходном смысле. Ну, сейчас оно для нас простой знак вежливости. И только. А между тем, елы-палы, первоначальное значение этого слова было глубоко благожелательным.

Ведь здравствуй буквально значит “будь здоров”, возводить ли его непосредственно к форме повелительного наклонения глагола здравствовать “быть здоровым; жить” или же объяснять как форму 1-го л. ед. ч. глагола здравствовать “приветствовать; желать здоровья”. Очуметь, сколько объяснений можно найти еще в Интернете. Только все они, елы-палы, сплошное бла-бла-бла.

Сразу, блин, скажу, что правильное — второе. Ну, а это значит — наше Здравствуй! аналогично по первоначальному строению современному Приветствую!..

  1. __________________________________________
  2. __________________________________________
  3. __________________________________________
  4. __________________________________________
  5. __________________________________________

2. упражнение 416

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3